Тест-драйв smart forfour: Большой оригинал
smart forfour 2004 г.
Такая модель в гамме smart была и раньше. Построенный на общей с Mitsubishi Colt платформе forfour первого поколения выпускался два года, имел передний привод и расположенный спереди мотор.
smart forfour 2014 г.
Ключевые новшества:
– заднемоторная компоновка силового агрегата
– задний привод
– платформа, общая с Renault Twingo
– колесная база уменьшилась на 6 мм, длина – на 255 мм, ширина – на 20 мм и только высота увеличилась на 104 мм
– диаметр разворота сократился на 1,85 м
– двигатели: 1,0 л (71 л.с.) и 0,9 л turbo (90 л.с.)
– коробки передач: 5-ст. мех. и 6-ст. робот. Twinamic
В Украине:
Комплектации:
– passion
– prime
– proxy
Стоимость модели:
– от 311 692 грн.*
*На 18.04.2016 г. по курсу НБУ
Чтобы составить максимально полную картину о новых поколениях smart, по окончании тест-драйва 2-местного fortwo coupe мы тут же переключили свое внимание на 4-местный forfour. В нашей стране такие модели менее популярны. Это можно объяснить тем, что в первом поколении подобная машина выпускалась всего два года – с 2004 по 2006 год, конкурировала с другими представителями А-класса, была не столь интересна в техническом плане и не обладала показательной маневренностью.
Теперь ситуация изменилась кардинально. Оба представителя семейства smart идентичны по ширине и высоте, а спереди их даже простительно перепутать. И не случайно в фарах и фонарях я ощущаю французский шарм, а второй ключ зажигания, клавиши включения света на потолке, кнопки центрального замка и аварийки и рычаг механической трансмиссии тут такие же, как в моделях французской марки Renault. Ведь отныне smart построен на общей платформе с Twingo, а не с Mitsubishi Colt, как раньше.
Для более длинного forfour камера заднего вида нужнее. Ее глазок в этой модели спрятан в эмблему.
Технические перемены forfour настолько радикальны, что мотор с приводом переехали с передней части авто в заднюю. И мне кажется, что от всего этого четырехместный автомобиль только выиграл как в просторе салона, так и в эмоциональном плане.
В сравнение с двухместной машиной у smart forfour двери выполнены из металла.
Если спереди простительно не отличить smart forfour от fortwo, то сзади машины разнятся дверью багажника. У 4-местной машины она цельная.
И еще для двоих
Мы сразу оккупировали задний ряд. Двери открываются почти под прямым углом – на 80 градусов, так что проникать на галерку и выбираться оттуда легко. Как следует из названия авто, второй ряд предназначен исключительно для двоих пассажиров, а исходя из размеров самой машины, пассажиры эти должны иметь комплекцию не больше средней. Хотя если и упираешься коленями, то не в жесткий пластик, а в мягкие тыльные части спинок передних кресел.
На втором ряду два раздельных кресла. Чуда ждать не стоит – места на них не очень много. Впрочем, взрослый человек средней комплекции помещается. Детям же много пространства не надо. А вот штатные для proxy и prime (для остальных авто – опция) места для крепления планшетов будут кстати в дальней дороге.
А вот детям сзади места достаточно, а чтобы они не упирали взгляд в унылую цельную спинку перед собой, в комплектации passion за доплату, а в prime и proxy как штатное оборудование предусмотрены специальные пазы, в которые устанавливаются крепления под планшеты. Так что можно в дороге мультики или кино посмотреть.
Окна в задних дверях не опускаются, а только открываются на проветривание.
Если надо перевезти крупный груз, то его не обязательно класть в багажник. Можно просто перевернуть подушки задних кресел и поставить на такие платформы пакеты или коробки.
Оба раздельных кресла второго ряда имеют интересную конструкцию – их подушки переворачиваются и ложатся ниже, превращаясь в площадки для груза. Таким образом в салон можно вместить не меньше пакетов из супермаркета, чем в багажник. Его объем в обычной конфигурации такой же, как и у двухместной машины, но когда мы складываем спинки заднего ряда и переднего пассажирского кресла в forfour, то можем перевезти почти втрое больше поклажи и груз длиной до 2,2 метра.
Продвинутый вариант
В передней части салона отличий от двухместного smart fortwo coupe нет. В отделке так же широко используется тема пчелиных сот, на торпедо те же оригинальные «грибки» центральных дефлекторов обдува, «шарик» тахометра и часов расположен около левой стойки кузова, а «планшет» управления аудиосистемой лишний раз напоминает о Mercedes-Benz.
Акустическая система JBL в нашем авто хорошо дополняет пакет Cool & Media.
И то, как выглядит панель и какие функции предлагает, зависит от выбранного пакета – Cool & Audio или Cool & Media. В обоих случаях установлен автоматический климат-контроль. Аудиокомплекс имеет AUX- и USB-разъемы, Bluetooth с функцией громкой связи и потоковое аудио для передачи музыки со смартфона. Управление осуществляется при помощи переключателей, а опционно доступна универсальная подставка для смартфона с приложением smart cross connect для iOS и Android.
Климатическая установка новых smart с оригинальным ползунком, которым и регулируем температуру. Каждая из кнопок имеет свой подсвечивающийся сектор.
При установке пакета Cool & Media медиасистемой, навигацией, телефонией, настройками авто и системой постоянной связи со смартфонами на платформе iOS и Android через Mirror-Link управляем при помощи 7-дюймового сенсорного дисплея.
В нашей машине более продвинутый медиацентр имеет сенсорный 7-дюймовый дисплей и дополнительно к указанным возможностям обеспечивает постоянную связь со смартфоном через Mirror-Link, голосовое управление и телефонию, а также предлагает навигационную систему и расширенный интерфейс управления настройками авто. Одних только звуковых сигналов, предупреждающих о превышении скорости, движении быстрее самостоятельно установленного лимита и о приближении к учебным заведениям по 40 штук!
Одних только звуковых сигналов, предупреждающих о превышении скорости, движении быстрее самостоятельно установленного лимита и о приближении к учебным заведениям, по 40 штук!
Так же, как и в случае с fortwo, салон smart forfour в исполнении passion может быть полностью черным или разбавленным оранжевыми, белыми и серыми вставками. Комплектация prime предлагает интерьер в черно-серых тонах. А вот такой бело-синий интерьер, как в нашем forfour proxy, может, и не очень практичен, но показательно наряден.
В новом поколении салоны fortwo coupe и forfour одинаковые. Темный интерьер практичнее, но вот такой бело-синий в самом дорогом исполнении proxy выглядит очень нарядно. Но в forfour справа от рычага коробки передач может быть клавиша управления крышей.
И раньше тахометр для smart предлагался в качестве опции и размещался как отдельно стоящий на торпедо прибор. Теперь он оригинально расположен возле левой стойки кузова.
Эта же комплектация отличается еще и 16-дюймовыми колесными дисками. А это значит, что на машине установлен и спортивный пакет. Он также включает более жесткую, заниженную на 10 мм подвеску, педали из матированной нержавеющей стали с резиновыми вставками, спортивный руль с переключателями передач (для роботизированной трансмиссии) и хромированную насадку выпускной трубы. Такие же аксессуары предлагает и пакет Urban Style. Его выдают еще и пластиковые накладки на колесные арки с гравировкой «smart».
В новых smart на рабочий стол основного меню можно вывести два или три окна. В последнем случае можно сразу видеть, насколько экономичен стиль вашего вождения.
На 3,5-дюймовом цветном TFT-дисплее щитка приборов маршрутная информация подана в таком же стиле, как в Mercedes-Benz, и с аналогичной графикой, а управление возложено на мультифункциональный руль. Но его возможности по руководству аудиосистемой и телефонной книжкой ограничены парой основных функций. Все остальное осуществляется через голосовое управление и сенсорный экран с крупными кнопками и хорошей реакцией. Кстати, мы пару раз поймали систему на том, что при наборе номера она подставляет на экран неверное имя адресата, хотя сам номер набирает правильный.
Высота smart forfour стала больше, так что тут появились вертикальные регулировки водительского кресла и руля, доступные в пакете Comfort. А вот то, что машина теперь имеет меньшую ширину, в салоне не ощущается.
В сравнении со своим предшественником новый smart forfour более короткий и узкий, но высокий, так что места в салоне хватает и обзорность вперед хороша. И все же, как и в двухместной машине, тут не помешала бы система мониторинга мертвых зон. Она бы помогла асферическому сектору на водительском зеркале, особенно при перестроении направо. Ведь для машины доступны и менее популярные пока системы – предупреждения об опасном сокращении дистанции (аналог Distronic у Mercedes-Benz, только без функции автоматического торможения) и о выезде из полосы движения.
За рулем возникает непривычное для smart чувство, что у тебя за спиной неожиданно много свободного пространства. Видимо, это оттого, что при знакомых ощущениях от управления двухместным fortwo, привычных откликах и реакциях машины понимаешь, что задние колеса не буквально под тобой, а заднее стекло в smart forfour не прямо за затылком. Поэтому такой опцией, как камера заднего вида, в 4-местной машине мы пользовались чаще, и с большим удовольствием.
Идея крыши-гармошки знакома по smart fortwo cabrio первых поколений. Неудобно, что нет автоматического режима и клавишу приходится держать во время всего процесса открытия и закрытия.
В августе в Украину должен приехать fortwo cabrio, а пока именно smart forfour позволяет прокатиться с ветерком. Ведь его крыша может быть цельнометаллическая, глухая, панорамная, из ударопрочного поликарбоната или … мягкая, открывающаяся при помощи электропривода. Правда, быстрее 100 км/ч ехать с открытым верхом уже некомфортно, так как ветер создает низкочастотный звук, который сильно бьет по ушам. И на ходу открывать/закрывать крышу не очень удобно – клавишу около рычага коробки передач приходится удерживать на протяжении всего процесса. Сам же принцип, когда матерчатый верх собирается гармошкой в задней части, уже знаком по кабриолетам fortwo прошлых поколений.
Багажник в походном состоянии имеет аналогичный 2-дверной машине объем в 190 литров. Но при складывании спинок второго ряда и правого переднего кресла он увеличивается в пять раз. И тогда в салон помещается груз длиной до 2,2 метра.
Сабвуфер в forfour откручивать не так удобно, как в fortwo, поскольку в 4-местной машине он глубже спрятан за фонарем. Но вынимать саб придется, если вы захотите добраться до мотора.
Крупная рыба
Конечно, соревноваться в маневренности с двухместной машинкой smart forfour не может, так как диаметр его разворота составляет 8,65 м (на 1,7 м больше, чем у fortwo), но он легко обставляет по этому параметру и своего предшественника, и fortwo прошлых поколений! Ведь новичок получил параметрическое рулевое управление Direct-Steer, аналогичное Mercedes-Benz, которое в зависимости от скорости меняет не только усилие, но и передаточное отношение. Легкий руль от упора до упора приходится вращать на 3,5 оборота, но машина поворачивает буквально под прямым углом, и в городской толчее автомобиль чувствует себя как рыба в воде. Пусть и более крупная, но очень проворная.
С началом движения двери во всех smart автоматически блокируются – для нашего региона функция далеко не лишняя.
А вот на высоких скоростях мы отмечаем запаздывания в откликах на поворот руля, а еще слабую информативность, чувствительность и точность управления. На загородных трассах все время слегка подруливаешь и подлавливаешь автомобиль. На более жесткой спортивной подвеске и летних шинах с более низким профилем на 16-дюймовых дисках он острее реагирует на грубые неровности, чем fortwo coupe, который мы тестировали раньше, но 4-местный smart forfour тяжелее и длиннее, а потому плавность его хода на неровностях и на разбитой дороге выше.
В комплектации proxy машина оснащается колесами с 16-дюймовыми дисками, которые, в свою очередь, идут вместе со спортивной подвеской.
Толчки от задних колес практически неощутимы, smart не так подпрыгивает на неровностях и стабильнее ведет себя на высокой скорости. Хотя и тут появляется знакомое по fortwo coupe чувство, что машина немного рыскает. И мы опять склонны думать, что так проявляется работа системы стабилизации при боковом ветре, которая слегка подтормаживает колеса с одной стороны.
Новый smart forfour способен развернуться на гораздо меньшем пятачке, чем предшественник и даже fortwo прошлых поколений!
Пока в Украину не приехал BRABUS, самый мощный мотор для нового smart модельного ряда 453 – это 0,9-литровый 90-сильный трехцилиндровик. После запуска он работает по экономной программе, но благодаря турбине после 2500 об/мин этот двигатель очень живой – он лихо устремляется вперед, весело стрекоча вплоть до 6000 об/мин. И я совершенно не ощутил, что динамика forfour хуже, чем у двухместной машины. Да и «на бумаге» разница составляет всего 0,6 секунды.
Впервые на smart «для четверых» двигатель установлен под полом багажника сзади. С 90-сильным турбомоторчиком объемом 0,9 литра машина достаточно шустрая при старте.
И только если обороты падают ниже зоны максимального крутящего момента, то автомобиль вяло набирает ход – все-таки сказывает скромный литраж. Есть еще небольшая пауза при резком старте с места или в откликах на кикдаун, особенно с малой скорости. Но ведь трансмиссия имеет еще и спортивный режим, и как раз в нем она чаще использует низкие передачи, поддерживая более высокие обороты мотора.
Раньше smart forfour отличала двухобъемная компоновка с мотором под капотом спереди. Теперь под пластиковой крышкой остались только аккумулятор, бачки для технических жидкостей и радиатор охлаждения.
А когда пользуешься ручным режимом, то удается заранее подбирать нужную передачу и ездить очень бойко. В нашей машине со спортивным пакетом менять передачи можно при помощи подрулевых лепестков, что делает езду еще более увлекательной. И теперь нет смысла использовать этот режим для того, чтобы сократить паузу и сгладить момент переключения. Ведь в отличие от прошлого робота новая трансмиссия с двумя сцеплениями twinamic повышает передачи быстро и плавно.
Роботизированная трансмиссия twinamic имеет экономичный и спортивный режим работы. Но когда на машине установлен спортивный пакет, то переключать передачи можно и подрулевыми лепестками.
Вот только так же, как и в случае с двуместным fortwo, при покупке модели forfour я рекомендую заказать и увеличенный с 28 до 35 литров топливный бак. Ведь расход топлива у 4-местной машины тоже выше заявленного. При активной езде он составил 8,6 л на 100 км. Таким образом, на полном баке я проезжаю 325 км. И это полнее объяснимо. Ведь если не хочешь путаться «под ногами» более крупных и мощных машин, таких малышей, как fortwo и forfour, приходится постоянно пришпоривать. В результате двигатель скромного литража постоянно работает под большой нагрузкой.
Подача маршрутной информации на 3,5-дюймовом цветном TFT-дисплее щитка приборов подана, как в Mercedes-Benz. С таким расходом топлива деления указателя остатка топлива в баке пустеют быстро.
Но как только начинаешь ездить плавно и спокойно, то и расход топлива снижается, и ты получаешь удовольствие уже от другого. От того, какое впечатление производишь на окружающих, развернув smart forfour на скромном пятачке, высадив из салона четырех взрослых пассажиров или вытащив из машины груз длиной свыше двух метров. К таким возможностям smart еще не все привыкли.
Но в нынешнем поколении с параметрическим рулевым управлением, более комфортной подвеской, разнообразными функциями и вспомогательными системами smart еще теснее сблизился с Mercedes-Benz. При этом на фоне своего предшественника forfour стал более оригинальным автомобильчиком благодаря новой компоновке силового агрегата, которая больше соответствует марке smart.
Кузов и комфорт | |
За счет того что мотор и коробка находятся сзади, в авто А-класса удалось обеспечить колесную базу и простор в салоне, близкие к машинам В-класса. И потому forfour более комфортно и плавно, чем fortwo, проходит по неровным и разбитым дорогам. Высокая энергоемкость подвески на наших разбитых дорогах. | Нельзя посмотреть остаточный пробег. Сабвуфер в багажнике порой создает неудобства. Чтобы перевезти крупногабаритный груз, приходится думать, куда бы пристроить жесткую полку багажника. В данном случае шторка-роллета, как в fortwo, в этом плане предпочтительнее. |
Силовой агрегат и динамика | |
Появился выбор коробок передач – можно взять механическую или роботизированную трансмиссию twinamic. И работает она гораздо более плавно, чем предыдущий робот. Максимальная скорость forfour на 10 км/ч выше, чем у двухместного smart. Как опция доступен более вместительный 35-литровый топливный бак. С 90-сильным турбомоторчиком объемом 0,9 литра машина достаточно шустрая при старте. | По цифрам динамика разгона forfour чуть хуже, а расход топлива чуть выше, чем у fortwo с тем же силовым агрегатом. |
Финансы и оснащение | |
Уже начальный уровень оснащения smart включает электронную систему стабилизации движения ESP с функцией корректировки курса при боковом ветре, систему помощи при трогании на подъеме, круиз-контроль с ограничителем скорости, полный набор фронтальных и боковых подушек безопасности (в том числе аэрбег для коленей водителя), крепление для детского сиденья ISOFIX, функцию автоматического запирания дверей с началом движения и другое оборудование. Предложены также различные опции и аксессуары. | За возможность захватить с собой еще двух пассажиров или перевезти больше груза придется доплатить – smart «для четверых» дороже, чем smart «для двоих». Дополнительные опции и аксессуары еще больше поднимут стоимость машины. |
smart forfour | ||
Общие данные | ||
Тип кузова | хэтчбек | |
Дверей/мест | 5/4 | |
Габариты Д/Ш/В, мм | 3495/1665/1554 | |
База, мм | 2494 | |
Колея передняя/задняя, мм | 1467/1429 | |
Клиренс, мм | 103 | |
Масса снаряженная/полная, кг | 950/1450 | |
Объем багажника, л | 185/975 | |
Объем бака, л | 28 | |
Двигатель | ||
Тип | бенз. с распр. впр. турбо | |
Расп. и к-во цил./кл. на цил | R3/4 | |
Объем, см куб. | 898 | |
Мощность, кВт (л.с.)/об/мин | 66(90)/5250 | |
Макс. кр. мом., Нм/об/мин | 135/2500 | |
Трансмиссия | ||
Тип привода | задний | |
КП | 6-ст. робот. twinamic | |
Ходовая часть | ||
Тормоза передние/задние | диск. вент./бараб. | |
Подвеска передняя/задняя | незав./незав. | |
Усилитель | электро | |
Шины передняя/задняя | 185/45 R16/205/50 R16 | |
Эксплуатационные показатели | ||
Максимальная скорость, км/ч* | 165 | |
Разгон 0–100 км/ч, с | 11,9 | |
Расход трасса–город, л/100 км | 3,6–5,2 | |
Гарантия, лет/км | 2/без огр. проб. | |
Периодичность ТО, лет/км | 1/15 000 | |
Стоимость ТО, грн. | 3727 | |
Минимальная стоимость, грн.** | 311 692 | |
Стоимость тестируемого автомобиля, грн.** | 646 785 |
* Ограничено электроникой
** На 18.04.2016 г. по курсу НБУ для авто с выбранным силовым агрегатом
Дмитрий Чабан
Фото автора