Пошлины на ввоз автомобилей все-таки вырастут
Закон «О развитии автомобильной промышленности в Украине» принят парламентом и на днях будет подписан Президентом, при этом вырастут пошлины на ввоз автомобилей.
Закон «О развитии автомобильной промышленности в Украине» принят парламентом и на днях будет подписан Президентом. Что ждет авторынок? |
Некоторые законы могут непосредственно воздействовать на развитие рынка. Например, ряд важных для автомобильной отрасли документов был принят в 1999 – 2001 годах (см. диаграмму). Очередной Закон, призванный развивать национальную автопромышленность, значительно повлияет на авторынок. Он увеличивает пошлины на ввоз автомобилей и дает отечественным предприятиям автомобильной отрасли возможность получить ряд налоговых преференций при выполнении определенных условий. Действие нового документа будет ощущаться на протяжении нескольких лет – ведь льготы производителям предусмотрены до конца 2008 года. Но сегодня нас интересуют более близкие перспективы – в частности, вероятные скорые изменения цен на новые легковушки.
Сроки уже известны
Закон вступает в силу через 45 дней после опубликования в официальной прессе. Следовательно, если его напечатают в последних числах марта – первых числах апреля, то он начнет действовать в середине мая. С этого момента увеличатся пошлины на ввоз автомобилей. А вот когда вырастут цены, точно сказать никто не может. Ведь принятый Закон – лишь один из факторов ценообразования на авторынке. Большинство опрошенных нами специалистов назвали еще несколько важных факторов, влияющих на цены, среди которых – уровень спроса, изменения курсов валют, ситуация в сфере кредитования, приближающиеся президентские выборы и т.д.
Производители автомобилей или комплектующих, которые захотят воспользоваться преференциями, предусмотренными Законом, смогут это сделать не раньше второй половины 2004 года. Ведь для регистрации «Программы создания производственных мощностей и рабочих мест» предприятия, претендующего на льготное налогообложение, Кабмину дается три месяца.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Пошлины на ввоз автомобилей: грядет подорожание?
На что влияют пошлины на ввоз автомобилей?
Поскольку таможенные пошлины на все автомобили повысятся (см. таблицу), должны вырасти и цены. По оценкам импортеров и независимых экспертов, новые пошлины станут причиной подорожания иномарок на 7 – 15% (в зависимости от объема двигателя и таможенной стоимости). Речь идет о так называемом «чистом импорте», то есть автомобилях, не произведенных или собранных в Украине. Машины российского производства, а также выпускающиеся в нашей стране мелкоузловым или крупноузловым способом, в результате увеличения пошлин теоретически подорожать не должны. Кстати, сегодня уже можно составить довольно солидный список автомобилей, выпускаемых в Украине: ЗАЗ, ВАЗ, УАЗ, ГАЗ, Dacia, Daewoo, Opel, Skoda, некоторые модели Audi, Mercedes-Benz, Volkswagen.
Прогнозируем вместе
Проанализировав суждения автоимпортеров, дилеров и производителей, мы составили на их основе три варианта прогноза.
Вариант 1. Завтра все подорожает!
Самый пессимистический прогноз для отечественных потребителей. События могут развиваться следующим образом: опасаясь повышения цен на большинство иномарок, покупатели уже в начале апреля кинутся «штурмовать» автосалоны и будут брать все, что есть в наличии у дилеров. Те, кому не хватит денег, возьмут кредиты в банках. Запас машин на складах быстро иссякнет. Легковушки, собранные в Украине, также будут активно продаваться. Возникнет дефицит – самый верный признак скорого роста цен. Как следствие автомобили подорожают уже в середине апреля, а если спрос не снизится, цены будут подниматься и дальше. В результате стоимость иномарок повысится не на 7 – 15%, а больше, а за ними «подтянутся» цены на машины отечественной сборки.
Вариант 2. Новые пошлины на ввоз автомобилей – новые цены
Есть вероятность, что цены на иномарки поднимутся сразу же после вступления в силу новых таможенных пошлин. Ведь за апрель и начало мая импортеры и дилеры ввезут в Украину большое количество автомобилей, которые будут растамаживаться по существующим ставкам пошлин. Поскольку спрос большой, то эти машины будут раскуплены. Поэтому с вступлением Закона в силу придется завозить автомобили с уплатой новых пошлин, то есть продавать их в Украине дороже на те же 7 – 15%. Стоимость машин, выпущенных в нашей стране, в таком случае в ближайшее время не должна измениться.
Вариант 3. Ничего не подорожает
Рост цен может быть минимальным при следующих «раскладах». Несмотря на то, что автоимпортеры наполняют собственные склады, спрос на иномарки остается довольно стабильным и совсем не ажиотажным. Ведь все, кто спешил купить автомобиль «до подорожания», сделали это в декабре. Затоваренные склады не позволят дилерам поднимать цены даже после вступления в силу новых пошлин. Причем и в мае-июне, когда только пошлина составит 15 – 20% от таможенной стоимости автомобиля (а добавьте сюда еще акциз и НДС), дилеры не будут спешить с повышением. Они проведут переговоры с собственными поставщиками, те снизят уровень закупочных цен, автопродавцы «затянут пояса», в результате чего подорожание иномарок окажется меньшим, чем прогнозируемые экспертами 7 – 15%. Летом спрос упадет еще больше, а отечественные автозаводы выйдут на запланированную мощность, начнут использовать недорогие отечественные комплектующие. Украинские предприятия могут даже снижать цены, чтобы активизировать сбыт. В итоге выиграют покупатели, которые не спешили с покупкой машины зимой или весной.
Что будет?
Каждый из приведенных сценариев может реализоваться. Ведь не случайно большинство опрошенных нами экспертов дают столь неуверенные и расплывчатые прогнозы. Как правило, самые верные предсказания – это «золотая середина» между пессимистическими и оптимистическими. Куда пойдут цены в этот раз, «АЦ» обязательно сообщит в ближайших номерах.
|
|
|
|
|
|
Закон принят? Пора писать новый! | |
| |
Законы и их последствия | |
| |
Бизнес-форум
«Проблемы и перспективы автосервиса, повышение безопасности дорожных транспортных средств в Украине»
Такое масштабное мероприятие для руководителей и специалистов предприятий автобизнеса впервые состоится 15 – 17 апреля в Киеве. Его организаторами выступили ГосавтотрансНИИпроект Министерства транспорта Украины, журнал «Автосервис» и ряд профильных организаций. Информационную поддержку обеспечивает журнал «Автоцентр».
С просьбой прокомментировать предстоящее событие мы обратились к директору института ГосавтотрансНИИпроект Анатолию Редзюку и главному редактору журнала «Авто-сервис» Олегу Маркову.
«АЦ»: Анатолий Михайлович, с какой целью проводится бизнес-форум?
А. Р.: Сегодня на автомобильном рынке работает больше 7 тысяч предприятий. Каждый руководитель занят внутренними проблемами, а те вопросы, которые нужно рассматривать на более высоком уровне, в том числе в Верховной Раде, решаются не в полном объеме. Предложения участников форума могут послужить хорошей основой для обратной связи. Такие мероприятия, по крайней мере, для предприятий автомобильного бизнеса практически не проводятся, а проблемы накапливаются.
«АЦ»: Почему вы решили объединить вопросы, касающиеся автосервиса и безопасности ДТС?
А. Р.: Предприятия инфраструктуры автомобильного транспорта должны решать не только проблемы потребителя и развивать бизнес, но и нести социальную функцию – обеспечить «качество жизни» как автомобиля, так и общества. И прежде всего – с точки зрения безопасности движения, экологии, защиты окружающей среды. Сегодня же автосервис не решает эти задачи в должной мере. Именно этим объясняется интерес к форуму и Министерства транспорта Украины, и нашего института, и ЦНИИ безопасности движения ГАИ МВД, и НТУ, и автомобильной прессы. Нужно вместе обсудить эти проблемы и наметить пути их решения.
«АЦ»: Олег Давидович, а в чем Вы видите проблемы современного автобизнеса?
О. М.: Прежде всего в качестве менеджмента и умении работать с клиентурой. Мировая практика показывает, что эффективность бизнеса, и не только автомобильного, определяется системой управления отношениями с клиентурой. В мире давно разработано программное и организационное обеспечение этой системы. У нас же об этом многие просто не знают, не говоря уже об использовании данных разработок. Вместе с тем наша практика показывает, что специалисты, работающие в отрасли, осознают важность этих проблем, поэтому на форуме выступят и практики, и научные работники, и разработчики нормативных документов.
«АЦ»: Что включает в себя программа мероприятия?
О. М.: В ходе форума будет рассматриваться ряд актуальных сегодня вопросов: направления совершенствования системы управления автомобильным транспортом; задачи автосервиса в обеспечении безопасности движения; проблемы и перспективы развития автосервиса; развитие рынка автосервисного оборудования и запасных частей; управление отношениями с клиентурой; управление качеством на предприятиях автосервиса; автосервис как база инструментального контроля, а также нормативные документы, например, «Правила оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту ДТС», «Положение о техническом обслуживании и ремонте ДТС». И, естественно, будут анализироваться опыт работы передовых предприятий и учебных центров, сообщения участников.