Принятые в прошлую пятницу поправки в украинский госбюджет на 2005 год существенно изменили пошлины на ввоз автомобилей, а значит – «правила игры» на украинском авторынке.
| | Принятые в прошлую пятницу поправки в украинский госбюджет на 2005 год существенно изменили пошлины на ввоз автомобилей, а значит – «правила игры» на украинском авторынке. |
Проект Закона об изменении бюджета на 2005 год, который Кабинет министров вынес на обсуждение парламента, активно обсуждался всю прошлую неделю. Данный документ объемом в несколько сотен страниц предусматривал отмену льгот для автопроизводителей и повышение пошлин на ввоз автомобилей. В частности, предлагалось повысить ввозные пошлины на новые и подержанные автомобили до 34,5% (сегодня – 15 – 20%), при этом в 10 раз снизить акциз на новые легковушки и в несколько раз повысить на подержанные. Но после консультаций с Советом импортеров правительство решило установить пошлину на все легковые автомобили в размере 20% от таможенной стоимости, а на комплектующие – пошлину в 5%. В то же время льготы по налогообложению для автопроизводителей отменены. Так, предприятия, защитившие инвестпрограмму согласно Закону 1997 года «О стимулировании автомобильной промышленности…» («ЗАЗ», «ЛАЗ», «ЛуАЗ», «КрАСЗ») лишились преференций по уплате НДС, ввозных пошлин, налогов на прибыль и землю. То же касается и компаний, работающих в свободных экономических зонах (СЭЗ). Все эти меры направлены на увеличение доходной части бюджета, что необходимо для увеличения социальных выплат гражданам (пенсий, повышения минимальных зарплат бюджетникам, пособий и т. д.).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Пошлины на ввоз автомобилей все-таки выростут
В процессе обсуждения положений законопроекта импортеры и автопроизводители приводили множество аргументов (см. «Из обращений…»), и похоже, некоторые из них подействовали. Впрочем, даже после всех поправок в новом бюджете, порядок налогообложения импорта российских автомобилей не изменился. В результате цены на ВАЗы, ГАЗы, Ижи и УАЗы останутся на прежнем уровне или даже несколько уменьшается (за счет снижения ставок акциза). При этом государство не получит налогов от их импорта. Небольшое повышение пошлин на ввоз автомобилей, возможно, не очень существенно скажется на их цене. А вот низкая пошлина на комплектующие сделает сборку иномарок в Украине довольно рентабельной. Но все же отмена льгот для крупнейших украинских автозаводов, скорее всего, заставит их повысить цены на свою продукцию.
Остается только добавить, что дата вступления в силу указанных новшеств пока неизвестна. Как правило, изменения в таможенное законодательство вступают в силу через 45 дней после опубликования Закона, но специфика главного финансового документа страны может потребовать и скорейших действий. Таким образом, изменений на украинском авторынке можно ожидать уже в начале апреля.
| МНЕНИЕ | | Олег Назаренко Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД), заместитель главы Совета импортеров при Кабинете министров Украины Предложение о повышении ввозных пошлин на автомобили до 34,5% было неприемлемым, поскольку эта ставка по сути является запретительной и вынуждает импортеров искать нелегальные пути импорта, создает почву для контрабанды. Руководители компаний, входящие в состав Ассоциации импортеров – законопослушные граждане и бизнесмены, и они против тенизации украинского авторынка. Кабмин согласился с доводами Совета импортеров и принял решение установить пошлины на уровне 20% для готовых автомобилей и 5% – для комплектующих. Ассоциация импортеров благодарна правительству за понимание проблем операторов авторынка – ведь такое решение, на мой взгляд, позволит развиваться отечественному автопрому и не остановит легальный импорт. |
|
|
| МНЕНИЕ | | Тариэл Васадзе Народный депутат, глава наблюдательного совета ЗАО «ЗАЗ» В 2004 году бюджет получил 2,7 млрд. гривен от импорта и 2 млрд. – от внутреннего производства автомобилей. Внесенные в бюджет изменения приведут к тому, что в 2005 году он не получит и этих денег. Увеличение пошлин на ввоз автомомбилей, на первый взгляд, должно защитить внутреннее производство, но есть и нюансы. Например, на российскую продукцию она не распространяется. А ведь в этой стране уже выпускают модели Ford, Renault, Kia и других марок. И мы не можем резко ограничить их импорт: за этим последуют шаги по квотированию других украинских товаров. Сегодня рынок России более привлекателен для инвесторов, и нельзя допустить, чтобы инвестиции шли к нашим соседям, мимо Украины. При вступлении в ВТО обычно проводится ряд переговоров, в процессе которых страна, которая хочет вступить в эту организацию, оговаривает сроки приведения своего законодательства в соответствие с ее требованиями. Украинские и зарубежные автозаводы имеют различные условия. Например, европейское предприятие может взять кредит в банке под 4%, а отечественное – под 18 – 20% годовых. Как развивающееся государство мы должны иметь переходной период, который обеспечит одинаковые условия для иностранных и украинских заводов. Второй негативный момент Закона – при ставке пошлин в 5% на комплектующие и 20% на готовые автомобили выгодно будет только собирать машины в Украине отверточным способом, а не развивать полномасштабное. И тем более, никому не будет выгодна локализация производства комплектующих в Украине. |
|
|
| МНЕНИЕ | | Олег Свинарчук Президент Автомобильной группы «Богдан» Чтобы повысить пенсии, необходимо выплачивать зарплату. Одним из главных условий предоставления льгот автопроизводителям является увеличение численности рабочих мест, уровня зарплаты и выплат в Пенсионный фонд. Налоговые льготы для инвесторов – это не выдумка украинцев, а мировая практика. В Словакии для строительства автозавода государством тоже были введены налоговые льготы на прибыль, бесплатно предоставлена земля. Сохранение преференций сегодня – это вопрос не отдельной отрасли, а гарантий государства, стабильной законодательной базы. Особенно это важно для машиностроения, где инвестиции приносят прибыль только по прошествии длительного времени. Ситуация, которая складывается на украинском авторынке в последние годы (а это стабильный рост рынка на 25% ежегодно, увеличение доли отечественных производителей), позволяет утверждать, что нынешние условия достаточно эффективны для развития отрасли. Наше мнение: государство должно выполнить те условия, которые были определены принятым ранее законодательством. Ведь мы инвестировали огромные средства, утвердили инвестиционные программы, и их выполнение легко контролировать. Иначе долгосрочных проектов в Украине больше не будет. |
|
|
| МНЕНИЕ | | Денис Домбровский Руководитель юридического департамента корпорации «УкрАвто» Если в бюджете на 2005 год не предусмотрены преференции для автомобильных заводов, работающих согласно Закону «О стимулировании производства автомобилей в Украине», нам придется отстаивать свои права в украинском и международных судах. Согласно ст. 11 Закона «Об иностранных инвестициях» иностранные инвесторы имеет право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду и моральный ущерб, нанесенный в результате действий или бездеятельности государственных органов или их должностных лиц. Иск может быть подан в украинский либо международный арбитражный суд, или же в Международный центр регулирования инвестиционных споров, который находится в США. При этом ответчиком будет выступать государство – Украина. Понятно, что такое судебное разбирательство серьезно навредит имиджу нашей страны. Тем более что у меня есть все основания говорить о вероятном выигрыше инвестора в данном споре. |
|
|
Из обращений операторов рынка во время обсуждения бюджета |
Автопром не выдержит конкуренции Следует предостеречь, что в результате отмены налоговых стимулов, установленных Законом Украины «О стимулировании производства автомобилей», состоится угрожающее как для производителей, так и для импортеров перераспределение внутреннего автомобильного рынка. То есть цена автомобилей, произведенных в Украине, увеличится в среднем на 25 – 30%. Поскольку на машины российского производства ввозная таможенная пошлина не распространяется, украинские и импортированные из других стран автомобили не смогут выдержать конкуренции с российской продукцией. Доля новых российских легковых автомобилей вырастет с нынешних 32 до 70% и более. При этом объемы импорта с уплатой пошлины на ввоз автомобилей сократятся вдвое, а объемы внутреннего производства – на 65 – 70%. Следствием этих трансформаций в структуре внутреннего рынка станет: | недополучение государством 2,5 – 3 миллиардов запланированных бюджетных доходов от производства и импорта автомобилей; | | уничтожение баланса на внутреннем рынке и экспансия на нем российской автомобильной продукции с непрогнозируемыми последствиями для экономики и социально-политической стабильности; | | упадок автомобильного производства и утрата возможностей для его возрождения в ближайшем будущем. |
(Из обращения коллективов «ЗАЗа», «ЛуАЗа», «ЛАЗа», «КрАСЗа») Импорт уйдет в тень По оценкам экспертов, объемы торговли автомобилями в Украине (включая их ремонт и техобслуживание) сегодня составляют $3 млрд. в год. Учитывая существующие завышенные ставки ввозных пошлин на автомобили и комплектующие к ним, весомая часть украинского автомобильного рынка осталась скрытой от налогообложения («серый импорт», «теневой ремонт»), в результате чего ежегодные потери бюджета, по разным оценкам, составили $800 – 900 млн. В случае повышения ввозной пошлины на новые автомобили до 34,5% ожидаются значительные изменения в структуре импорта автомобилей, а именно – импорт автомобилей в торговом обороте практически прекратится, а в неторговом обороте перестанут уплачиваться налоги. Одновременно можно ожидать значительного повышения импорта в льготном режиме и несанкционированного импорта (контрабанды). Сегодня существует больше десятка схем ввоза автомобилей без уплаты или с частичной уплатой налогов. Причем некоторые из этих схем (использование «наследства», временный ввоз иностранным представительством) невозможно отменить, учитывая международные обязательства Украины; а другие будут продолжать действовать по решению судов. При этом потери бюджета могут быть колоссальными. Кроме того, решения правительства никак не повлияют на импорт автомобилей из Российской Федерации, который не подлежит налогообложению. То есть фактически повышение ввозной пошлины на новые автомобили пойдет на пользу именно российским производителям. (Из обращения ВААИД) СЭЗ – это 20 тыс. рабочих мест Благодаря соответствующим механизмам стимулирования нам удалось привлечь в Закарпатье инвестиции на сумму $208,7 млн., сохранить и создать около 20 тысяч рабочих мест. Только в 2004 году предприятиями ТПР и СЭЗ уплачены налоги и обязательные платежи в сумме 143,3 млн. грн. (для сравнения: годовой бюджет областного центра составляет 80 млн. грн.). Этими предприятиями вырабатывается около 50% объемов промышленной продукции области. Воспользовавшись преференциями, предоставленными государством, здесь работают всемирно известные компании: ІКЕА, VW-Skoda-Audi, Yadzaki, Leoni, Philips, Henkel, Le-Go и другие. Важно и то, что речь идет о развитии отечественного производства, его наукоемких областей. Попытка в одностороннем порядке изменить «правила игры» для наших предприятий и партнеров – это нарушение норм цивилизованного отношения к иностранному инвестору. Предложенные изменения противоречат духу партнерства между властью и бизнесом, а также могут подорвать международный имидж Украины и ухудшат инвестиционный климат. (Из обращения ЗАО «Еврокар» и других предприятий, работающих в СЭЗ «Закарпатье») |
|
|
Подготовил Сергей Матусяк
Фото Андрея Яцуляка