Российский авторынок с каждым месяцем растет все медленнее
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых автомобилей на российском авторынке в марте выросли на 13%, до 252,8 тыс. машин, против 25% в феврале (по итогам 2011 года рост составил 39%). Как отмечает газета «Коммерсант», замедлилась и динамика продаж на российском авторынке большинства брендов, которые входят в десятку лидеров. Например, у Renault они увеличились на 17%, Chevrolet и Toyota – на 11%, Ford – на 8%. По итогам 2011 года все они показывали рост в диапазоне 30-60%. Некоторые иномарки и вовсе продемонстрировали резкое падение. Продажи Fiat в марте упали на 66%, Daewoo – на 38%, Honda – на 32%, Suzuki – на 22%.
Наиболее сильное снижение на российском авторынке в прошлом месяце показали продажи самых бюджетных моделей, что эксперты связывают с завершением госпрограммы утилизации, а также с ужесточением условий по автокредитам. Так, падение продаж «АвтоВАЗа» с завершением программы утилизации продолжается уже пятый месяц подряд, однако недорогие иномарки, продажи которых начали замедляться с сентября, впервые после кризиса показали столь резкое снижение. В прошлом месяце продажи Daewoo Nexia упали на 36%, до 3,1 тыс. машин, Chevrolet Lacetti – на 28%, до 2,5 тыс., Renault Logan – на 11%, до 6,3 тыс. По остальным бюджетным иномаркам произошло существенное замедление, например, продажи Ford Focus выросли всего на 1%.
Однако производители и дилеры не видят в этом «ничего критичного», объясняя ситуацию эффектом высокой базы прошлого года и обновлением модельного ряда. По словам участников российского авторынка, замедление темпов роста рынка до 13% сформировалось за счет резкого падения российских брендов, тогда как рынок иномарок продолжает интенсивно расти – на 25-35%. Исходя из этого, можно сделать вывод, что ряд потребителей, вероятно, переключается с отечественных автомобилей на доступные модели иномарок, такие как Hyundai Solaris и Renault Sandero.
Между тем, аналитики считают, что к лету ситуация на российском авторынке ухудшится. В апреле-мае продажи автомобилей, в особенности бюджетных, скорее всего, стабилизируются на том «дне», которое достигнуто в марте, а летом падение может перекинуться на более дорогие бренды. Об этом уже сейчас свидетельствует, например, снижение продаж Lexus, которое в марте составило 27%.