ВАЗ Lada: Рецепт ее молодости
«Восьмое» семейство выпускается уже почти четверть столетия, но оно по-прежнему востребовано как на первичном, так и на вторичном рынках. Стабильный спрос сохраняется во многом благодаря фейслифтинговой модификации, получившей название «Самара-2».
«Восьмое» семейство выпускается уже почти четверть столетия, но оно по-прежнему востребовано как на первичном, так и на вторичном рынках. Стабильный спрос сохраняется во многом благодаря фейслифтинговой модификации, получившей название «Самара-2». |
Модернизированная «Самара» стала на конвейер «АвтоВАЗа» в начале 2001 г. Производитель учел менталитет потребителя и первым запустил в серию Lada 2115 с кузовом седан, отличающуюся от Lada 21099 интерьером, дизайном передней и задней частей кузова, а также наличием аэродинамического обвеса.
Пятидверный хэтчбек Lada 2114 начали производить в 2004-м, а годом позже в продаже появилась «трехдверка» с индексом 2113. Оба хэтчбека отличаются от предшественниц семейства 2108, 2109 только передней частью и салоном. Корму (за исключением бампера) оставили прежней для сохранения жесткости кузова.
Комплектация большинства «Самар-2», по меркам советских машин, неплохая: как правило, все они оборудованы центральным замком, электроприводом передних стекол, указателем наружной температуры в комбинации приборов, атермальными стеклами и регулируемой по наклону рулевой колонкой. Так называемая люксовая комплектация с подогревом передних сидений, бортовым компьютером и колпаками в Украине встречается редко. Подавляющее большинство автомобилей сразу после покупки дооснащали подкрылками, «музыкой», сигнализацией и тонировкой.
Кузова окрашены металликом, поэтому ржавые «зубила» второго поколения встречаются редко. Иногда легкая коррозия проявляется сквозь краску на сварных швах центральной стойки. Приобретая изрядно побегавший экземпляр, необходимо осмотреть проблемные места «Самар»: передние лонжероны, днище под ногами водителя и пассажира, пороги, задние арки и колесные ниши, крышку багажника на хэтчбеках.
Новая панель приборов стала не только красивее, но и значительно тише, чем «девяточные» предшественницы. | В отличие от приборной панели, форму сидений «Самара-2» конструкторы решили не менять – она была позаимствованы у семейства «восьмерок». |
В салоне традиционно тесно сзади и могут поскрипывать панели. Многим владельцам приходится разориться на недешевую шумоизоляцию с проклейкой кузова и пластиковой отделки.
| |
Прощай, карбюратор
«Самары-2» изначально оснащались полуторалитровыми карбюраторными двигателями ВАЗ-21083 или инжекторным ВАЗ-2111, а после – только 1600-кубовым инжекторным ВАЗ-11183-20. Моторы отличаются достаточной тяговитостью и приемлемой экономичностью. Если не экономить на масле и не злоупотреблять высокими скоростями, агрегаты способны пробежать до первого ремонта 200 тыс. км. Правда, многие инжекторные экземпляры иногда досаждают владельцам выходом из строя многочисленных датчиков системы питания, а также «периферии» – стартера, генератора, и т. д. Характерный дефект – подтекание охлаждающей жидкости в местах соединений резиновых патрубков, который устраняется заменой хомутов или тщательной «протяжкой». Нечасто, но встречается подтекание масла из-под прокладки крышки головки блока цилиндров.
Карты дверей выглядят эстетичнее, но доставать до кнопок стеклоподъемников неудобно. | Перчаточный ящик в новом оригинальном торпедо совсем маленький. |
Кнопка «аварийки» расположилась в нетрадиционном для ВАЗов месте – на рулевой колонке. | «Пятнадцатая» стала второй моделью «АвтоВАЗа», которую вооружили подсветкой замка зажигания. |
Без вариантов
Все «Самары-2» оборудовались пятиступенчатой механической КП, которая известна малым ресурсом синхронизатора второй передачи и боится низкого уровня масла. У спокойного и степенного водителя коробка может прослужить и больше ста тысяч, у «гонщиков» же проблемы начинаются после 40 тыс. км. ШРУСы при отсутствии заводского брака работают примерно столько же, но быстро «умирают» при резких стартах с вывернутыми колесами. В паре с мотором 1,6 л устанавливается более скоростная трансмиссия, поэтому прибавки мощности особо не ощущается.
| |
Для наших дорог
Подвеска ничем не отличается от «Самары-1». По-прежнему радуют энергоемкость, простота конструкции, относительная надежность и высокая ремонтопригодность. Заводские амортизаторы, как правило, начинают терять эффективность уже после 15–20 тыс. км, но выходят из строя обычно после 60–100 тыс. км (в зависимости от условий эксплуатации). С 2003 г. передние амортизаторные стойки – неразборные, и чтобы поставить импортные (пока только вкладыши), придется приобретать корпуса отдельно. Езда с неисправными амортизаторами губительно влияет на ресурс опорных подшипников стоек. В целом качественные детали ходовой части служат 50–80 тыс. км, после чего требуется ревизия и переборка подвески. Рулевое при правильной регулировке достаточно легкое, если же зазор в нем выставлен неправильно, на мелких неровностях будет досаждать стук либо же руль окажется тугим.
Заводские тормозные колодки иногда начинают крошиться уже к 10 тыс. км. Если их не заменить, произойдет «запиливание» тормозных дисков, ресурс которых и без того невелик и зачастую заканчивается после нескольких аварийных торможений с максимальной скорости. Передние колодки иногда «ходят» и до 50 тыс. км, но из-за их твердости снижается ресурс диска.
По сравнению с хэтчбеками «Самара-2» сделанный в седане «вырез» до бампера значительно упростил погрузку грузов в багажник. | При надлежащей эксплуатации агрегаты «Самара-2» способны пробежать до первого ремонта 200 тыс. км. |
Электрооборудование – слабое место «восьмерок» и «девяток». Благодаря новому «черному ящику» с «флажковыми» предохранителями и относительной молодости даже самых старых экземпляров электрика «Самар-2» не особо досаждает владельцам. Правда, встречаются поломки отдельных узлов – моторчиков дворников, омывателей и стеклоподъемников, а также отказы генератора и стартера. Осталась и хроническая проблема «зубила» – окисляющиеся и «дурящие» контакты печатной платы задних фонарей.
Победила практичность
«Самара-2» – выбор прагматика, желающего получить практичный автомобиль за относительно небольшую сумму. Машины этого семейства могут с успехом выполнять как дачно-семейные задачи, так и являться транспортным средством активного водителя. При покупке подержанной «Самары» стоит остерегаться «тюнингованных» экземпляров, поскольку горячие наездники зачастую «укатывают» свой автомобиль за считаные месяцы.
История | |
| |
Резюме «Автоцентра»
|
|
Цены на новые неоригинальные запчасти, грн.* |
|
Lada Samara 2 |
|
Альтернатива
Daewoo Sens с 2001 г.
Компактный 4-дверный седан представляет собой «гибрид» кузова Lanos и 1,3-литрового модернизированного двигателя МеМЗ-307 от «Славуты». Первые «Сенсы» назывались Л-1300 и оснащались не только впрысковым, но и карбюраторным моторами. В отличие от «Самары» второго поколения «Сенс» менее мощный и хуже оснащен. В активе запорожской машины – более современный и аэродинамичный кузов, тихий салон и умеренная цена. Позже название модели упразднили – сейчас автомобиль с 1,4-литровым двигателем МеМЗ-317 называется ЗАЗ Lanos.
|
Lada-110 с 1997 г.
Автомобили «десятого» семейства выпускаются с тремя типами кузова и двумя типами двигателей – 8-клапанным и 16-клапанным. Изначально машина оснащалась 1,5-литровым карбюраторным мотором, а два года назад на все машины этого семейства стали устанавливать 1,6-литровые двигатели. Преимущества – наличие практичного кузова (универсал), лучшая коррозионная стойкость, отличная аэродинамика. Салон выполнен более качественно и наличие пластиковых призвуков в салоне встречается значительно реже. В остальном же недостатки практически те же, что и у «Самары-2».
|
Chery Amulet с 2001 г.
Chery Amulet – первенец фирмы Chery. По сути, это нелицензионная копия лифтбека Seat Toledo первого поколения, но с другими агрегатами и фейслифтингом передней и задней частей. Кроме Китая, собирается в России и Украине. Достаточно просторная машина с большим багажником отличается неплохой комплектацией (кондиционер уже в базовой версии) и доступной ценой. Благодаря этим качествам, важным для многих рядовых потребителей, Amulet получил в Украине широкую популярность. Но в отличие от ВАЗов, существуют проблемы с обеспечением запасными частями.
|