Некоторые автолюбители, располагая небольшой суммой на покупку машины, отдают предпочтение подержанным иномаркам. Однако есть смысл обратить внимание и на модели производства СНГ, которые не только недорого стоят, но и требуют существенно меньших затрат на ремонт и содержание.
Некоторые автолюбители, располагая небольшой суммой на покупку машины, отдают предпочтение подержанным иномаркам. Однако есть смысл обратить внимание и на модели производства СНГ, которые не только недорого стоят, но и требуют существенно меньших затрат на ремонт и содержание.
Некоторые автолюбители, располагая небольшой суммой на покупку машины, отдают предпочтение подержанным иномаркам. Однако есть смысл обратить внимание и на модели производства СНГ, которые не только недорого стоят, но и требуют существенно меньших затрат на ремонт и содержание. |
Дороже всех стоят «девятка» и Felicia – в среднем от $2 до $6,5 тыс. «Сорок первый» и «Таврия» дешевле – от $600 до $4 тыс.
Биография моделей из стран СНГ началась в 80-е годы прошлого столетия. Несмотря на это, ЗАЗ-1102 и ВАЗ-2109 все еще продолжают сходить с конвейера запорожского автозавода (с 2000 года «девятки» собирали в Луцке, а в 2003-м производство из Тольятти перенесено в Запорожье). В 1998 году на смену старой «Таврии» пришла «Таврия Нова» – машина, в конструкцию которой внесено около 140 изменений для повышения ее качества. Залогом долголетия на конвейере стала доступная стоимость этих автомобилей, а также невысокие эксплуатационные расходы. А вот биография «сорок первого» складывалась не столь гладко – АЗЛК как производитель прекратил свое существование еще в 2000-м, хотя в столице Украины на мощностях КАРЗ-5 вплоть до 2002 года из остатков машинокомплектов собирали АЗЛК-2141. Skoda Felicia перестали выпускать в 1999 году, а на смену ей пришла не менее популярная в нашей стране модель – Fabia.
ВАЗ-2109
Стоимость от $2 до $6,5 тыс.
При покупке машины следует внимательно осмотреть арки задних крыльев, пороги, нижние кромки дверей и крышку багажника. Нередко из-под некачественных уплотнителей лобового стекла дождевая вода попадает в салон.
Качество отделки салона невысокое. Со временем начинают скрипеть пластиковые детали обшивки, может потрескаться «низкая» приборная панель, отламываются рычажки регулировок зеркал заднего вида, системы вентиляции/обогрева салона, а также каркас спинки кресла водителя. Выходит из строя механизм регулировки угла его наклона, отклеивается от лобового стекла зеркало заднего вида.
Моторесурс двигателей «девятки» составляет около 150 тыс. км. Соблюдение срока замены ремня ГРМ (через каждые 60 тыс. км) особенно актуально на моторах объемом 1,1 л и 1,3 л – при обрыве ремня гнутся клапаны. При пробеге свыше 100 тыс. км могут потерять герметичность передний и задний сальники коленвала, прокладка крышки головки блока и поддона картера. Слабые места системы охлаждения – датчик включения электровентилятора и термостат.
В КПП нередко «хрустит» синхронизатор 2-й передачи, а при недостаточном уровне масла выходит из строя 5-я. Выжимной подшипник выдерживает 70 – 80 тыс. км.
Подвеска умеренно жесткая и служит достаточно долго. Быстрее всего выходят из строя амортизаторы и ступичные подшипники. Сзади со временем проседают пружины. Недолговечны и задние тормозные цилиндры – нередко дают течь манжеты.
История | |
| |
Skoda Felicia
Стоимость от $3,6 до $6 тыс.
К коррозионной устойчивости Felicia нет замечаний – компания давала 6-летнюю гарантию от сквозной коррозии. Хотя на машинах первых годов выпуска уже появляются небольшие очаги «рыжей» болезни. У версий с «противотуманками» могут потрескаться отражатели.
Салон уютный и комфортабельный. Качество отделочных материалов на порядок выше, чем у остальных участников обзора. Хороша и конструкция заднего сиденья, которое может складываться в пропорции 1:2.
Линейка двигателей включает два бензиновых чешских мотора и два немецких (бензиновый 1,6 л и дизельный 1,9 л). Ресурс двигателей составляет 200 – 250 тыс. км. ГРМ чешских агрегатов приводится в действие цепью, которая служит около 70 тыс. км. При ее замене рекомендуется сменить и шестерни ГРМ. На моторах VW ГРМ приводится ремнем, который нуждается в замене вместе с натяжным роликом через каждые 60 тыс. км. В подкапотном пространстве нередко окисляются разъемы электропроводки. Отмечались выходы из строя коммутатора, «трамблера» и стартера.
Механическая КПП служит без проблем весь срок эксплуатации машины.
Один из существенных недостатков – низкий дорожный просвет (110 мм). В целом подвеска долговечная, и даже шаровые опоры «выхаживают» 50 – 60 тыс. км. Из-за отсутствия стабилизатора поперечной устойчивости на высоких скоростях при маневрах возникают ощутимые крены автомобиля.
Реечное рулевое управление версий с двигателями VW оснащено гидроусилителем.
История | |
| |
АЗЛК-2141
Стоимость от $600 до $3,5 тыс.
Качество окраски и антикоррозионной обработки кузова АЗЛК-2141 невысокое, особенно у машин, выпущенных в 1986 – 1989 и 1992 – 1996 годах. Характерные участки кузова, подверженные коррозии, – арки крыльев, пороги, переднее крыло возле антенны радиоприемника, моторный отсек и капот. Нередко возникают проблемы с дверными замками. У машин первых годов выпуска появляются трещины на щите моторного отсека, в районе крепления главного тормозного цилиндра, а также у опорных чашек передней подвески. Возникают проблемы и с герметичностью уплотнителей лобового стекла.
Салон просторный, хотя качество отделочных материалов заслуживает критики – нередко отслаивается обивка карт дверей, выполненная из кожзаменителя, а из-за неудачной конструкции стеклоподъемников затруднено опускание/поднятие стекол. На машинах до 1999 года «запаска» подвешена снаружи под полом багажника. Если ее крепление заржавеет, воспользоваться запасным колесом вряд ли удастся.
Линейка моторов «сорок первого» состоит из трех «родных» уфимских моторов, одного «вазовского» объемом 1,6 л и одного Renault – 2,0 л (115 л. с.), встречающегося редко. Моторесурс двигателей из СНГ составляет в среднем 150 тыс. км. Почти во всех моторах АЗЛК-2141 (исключение – агрегат Renault) ГРМ приводится в действие цепью, которая «выхаживает» около 80 тыс. км. Вместе с ней необходимо заменить и башмак натяжителя цепи («вазовский» двигатель). Нередко моторы перегреваются из-за неисправности клапана пробки расширительного бачка. Долго не служат термостаты и радиаторы. Некоторые машины оборудовались карбюраторами типа «Озон». Они очень «прожорливы», поэтому такой карбюратор лучше заменить более экономичным «Солекс». Существенный недостаток – из-за низкого расположения прерыватель-распределитель зажигания в дождь часто заливает водой.
«Механика» достаточно надежна, хотя чувствительна к качеству смазки. При использовании некачественного масла может выйти из строя главная пара КПП. Иногда дает течь сальник кулисы переключения передач. Не очень долговечен трос привода сцепления.
Подвеска мягкая и энергоемкая, хотя недолговечная. К примеру, шаровые опоры и сайлент-блоки «выхаживают» около 30 тыс. км. Из-за низкого качества изготовления ШРУСы при целых пыльниках начинают «хрустеть» уже через 30 – 60 тыс. км.
История | |
| |
ЗАЗ-1102 «Таврия»
Стоимость от $600 до $4 тыс.
Бич всех «Таврий», выпущенных в 1988 – 1998 гг., – коррозия. Характерные слабые места – передние крылья, пороги, нижние части дверей и крышка багажника. Бывали случаи, когда коррозия выедала дыры даже в бензобаке. Со временем появляются трещины на опорных чашках передних стоек, а также возле лобового стекла в районе стыковки крыши и передней стойки. Качество коррозионной защиты и лакокрасочного покрытия «Таврия Нова» намного выше. Жестче стал и кузов.
Салон достаточно скромный, а у первых «Таврий» его даже можно назвать аскетичным. Внутри с относительным комфортом смогут разместиться лишь четверо. Отделочные материалы качественные лишь у «Таврия Нова».
При своевременном обслуживании двигатели «Таврии» способны «выходить» 80 – 100 тыс. км. Если используется некачественное масло, забивается отложениями канал системы смазки головки блока цилиндров, что приводит к масляному голоданию и выходу из строя распредвала и его «постели». А вот обрыв ремня ГРМ не страшен – «роковая» встреча клапанов с поршнями исключена конструктивно. На старых машинах теряет герметичность радиатор системы охлаждения. Хлопот могут доставить ненадежный стартер, датчик Холла и бегунок «трамблера». Слабое место корейских стартеров – пластмассовая вилка втягивающего реле. Стоит отметить, что агрегаты и их навесное оборудование у «Таврия Нова» стали более качественными – моторы «выхаживают» более 150 тыс. км.
«Механика» серьезных проблем не создает, хотя отличается нечетким переключением передач. К тому же механизм переключения со временем требует регулировки. Диск сцепления не отличается долговечностью.
Подвеска служит неплохо – даже шаровые опоры «выхаживают» 40 – 50 тыс. км. Ступичные подшипники и наконечники рулевых тяг служат 60 – 70 тыс. км.
История | |
| |
Вместо послесловия
Главная проблема при эксплуатации «девятки», «сорок первого» и «Таврии» – качество запчастей. Оно преимущественно невысокое, что существенно сокращает сроки их службы. Поэтому при замене деталей желательно по возможности применять комплектующие импортного производства.
При покупке старых машин особое внимание нужно уделить проверке кузова – модели из СНГ не отличались качественным лакокрасочным и антикоррозионным покрытием, из-за чего металл ржавеет до дыр. Продлить жизнь кузову поможет дополнительная обработка антикоррозионными материалами. Ни в коем случае не стоит игнорировать это правило и владельцам относительно новых машин, ведь наши «соленые» зимние дороги способны выводить из строя не только автомобили преклонного возраста.
Разумеется, лучше выбирать более «свежие» машины, у которых ресурс многих деталей еще не до конца исчерпан.
Хорошим приобретением будет и чешский автомобиль – качество его изготовления на порядок выше, а обслуживание обходится ненамного дороже вазовских «девяток».
Финансовый фактор | |
| |
АЗЛК-2141
|
|
ЗАЗ-1102
|
|
ВАЗ-2109
|
|
Skoda Felicia
|
|
Цены на новые запчасти, грн. | ВАЗ-2109 | Skoda Felicia | АЗЛК-2141 | ЗАЗ-1102 «Таврия» |
|
ВАЗ-2109 | Skoda Felicia | АЗЛК-2141 | ЗАЗ-1102 «Таврия» |
|