X

Skoda Octavia: Народный лимузин

Даже после дебюта в 2004 году второго поколения Octavia (А5) нашу сегодняшнюю героиню продолжают выпускать параллельно с наследницей и сворачивать ее производство пока не собираются. Но нас интересуют подержанные Octavia, которые уже почти десять лет колесят по украинским дорогам. Как же себя чувствуют эти машины?

Даже после дебюта в 2004 году второго поколения Octavia (А5) нашу сегодняшнюю героиню продолжают выпускать параллельно с наследницей и сворачивать ее производство пока не собираются. Но нас интересуют подержанные Octavia, которые уже почти десять лет колесят по украинским дорогам. Как же себя чувствуют эти машины?

Даже после дебюта в 2004 году второго поколения Octavia (А5) нашу сегодняшнюю героиню продолжают выпускать параллельно с наследницей и сворачивать ее производство пока не собираются. Но нас интересуют подержанные Octavia, которые уже почти десять лет колесят по украинским дорогам. Как же себя чувствуют эти машины?

С концепцией этого автомобиля маркетологи попали в точку – он предназначен для широкого круга потребителей из европейских стран, которые во главу угла ставят практичность и умеренную стоимость. В середине 90-х годов было не много новых автомобилей, которые соответствовали этим критериям, и Octavia пришлась как нельзя кстати.

Чтобы снизить себестоимость, машину разработали на платформе А IV, ставшей общей для шести моделей концерна Volkswagen: VW Golf IV и Bora, Seat Toledo и Leon, Audi A3 и, собственно говоря, Skoda Octavia. Напомним, что с 1991 года чешская компания входит в состав Volkswagen. Вся техническая начинка была позаимствована у «родственников» по концерну – в Octavia применяются двигатели, трансмиссия и ходовая часть, успешно прошедшие испытание временем на многих моделях Volkswagen конца 80-х – начала 90-х годов. С чистого листа созданы только кузова «чешки», выбор которых также был предложен с учетом концепции модели – это 5-дверные лифтбеки и универсалы Combi с вместительными багажными отделениями, которые являются одними из наибольших не только среди соплатформенных моделей, но и среди «одноклассников» вообще. Плюс ко всему Octavia отличается и большой грузоподъемностью – около 580 кг!

Еще одна маркетинговая хитрость создателей, на которую купились потребители: «чешка» выглядит заметно крупнее своих «родственников» и очень схожа с более престижным Passat (В5), но стоит намного дешевле. Так почему рациональным потребителям было не купить чешскую машину?

Пришлась по душе Skoda Octavia и отечественным автолюбителям – спрос на нее оказался настолько высок, что было принято стратегически важное решение наладить ее сборку в Украине – с 2002 года эту модель собирают на заводе «Еврокар» в Соломоново (Закарпатская область).

От мала до велика

Кузова Octavia оцинкованы, и коррозии не подвержены даже автомобили первых годов выпуска. Если же обнаружите ржавчину, то, как правило, это следствие некачественного ремонта после аварии.

При покупке подержанной машины (особенно первых годов выпуска) следует обязательно проверить работоспособность амортизационных опор крышки багажника. Дело в том, что она большая и тяжелая и со временем опоры «устают» ее держать (одна запчасть – $46, работа – $3). Проверьте также и задние электростеклоподъемники – сервисменами были отмечены случаи выхода их из строя (запчасть – $75, работа – $12). Для подержанной Octavia характерен скрип дверных замков при проезде неровностей.

Как правило, чаще всего у нас встречаются богато оснащенные машины в комплектации Ambient и Elegance. В последней можно встретить центральный замок, электропакет, передние подушки безопасности, кондиционер, ABS, литые колесные диски и «противотуманки». Хотя под заказ Octavia можно было укомплектовать еще «круче». Самую богатую версию Laurin&Klement можно узнать по кожаной отделке салона кремового цвета. Правда, такие автомобили в Украине – редкость. Сказывается высокая начальная стоимость. Машина в базовой комплектации Classic, как правило, оснащалась маломощным 75-сильным мотором, а скромный список ее оборудования включал гидроусилитель, рулевую колонку с регулируемой высотой, иммобилайзер и радиоподготовку.

Кстати, при покупке машины не стоит безоговорочно доверять данным электронного одометра: отечественные умельцы научились его «скручивать». Лучше попросите определить ориентировочный пробег машины квалифицированного специалиста, который может это сделать по косвенным признакам. А это очень важно, ведь часто Octavia покупались в качестве разъездных машин для организаций и накатывали очень большой километраж.

Впереди в Octavia удобно устроятся люди любого телосложения, а вот сзади места от подушки дивана до спинок передних кресел явно маловато. Замечания к обзорности в основном касаются лифтбека: его высокая «корма» несколько ограничивает видимость при движении задним ходом. Кроме того, в обеих модификациях при боковых маневрах мешает левая передняя стойка, однако, по утверждению многих владельцев, обзорность она ухудшает не сильно.

Дизеля нужно крутить!

Как правило, в Украине встречаются Octavia, оснащенные бензиновыми двигателями объемом от 1,6 до 2,0 л. Дизельные версии попадаются реже. Не встречаются и маломощные 1,4-литровые (официально они к нам не завозились). Кстати, один из 1,4-литровых агрегатов имеет одинаковую с 1,6-литровым мотором мощность – 75 л. с.

На агрегатах Octavia водяной насос приводится в действие ремнем ГРМ, поэтому при его замене (через каждые 60 тыс. км) рекомендуется обязательно проверить состояние «помпы». Если ее вал люфтит или подтекает антифриз, срочно замените насос, иначе встреча клапанов с поршнями станет неизбежной.

Мотористы фирменной СТО рассказали, что в 1,6-литровых 75-сильных двигателях были отмечены выходы из строя расходомеров воздуха. Причина – не совсем удачная конструкция воздухозаборного патрубка, в котором на входе установлена фильтрационная сетка. Со временем она забивается, что приводит к повышению нагрузки на потенциометр расходомера и в итоге – к его поломке. На других двигателях конструкцию патрубка усовершенствовали, убрав эту злополучную сетку.

Самый беспроблемный бензиновый агрегат – 1,6-литровый 101-сильный. Он отличается от аналогичного по объему 75-сильного собрата, который устанавливался еще на VW Golf II и Passat (B3), тем, что это более современный мотор с алюминиевым блоком и головкой блока цилиндров, более высокой степенью сжатия, другим диаметром цилиндров и ходом поршня.

2,0-литровые двигатели частенько потребляют больше масла, нежели остальные. По утверждению сервисменов, в отличие от моторов Audi 1,8 Т (150 л. с.), в аналогичном «шкодовском» агрегате маслоподводящий патрубок турбины не закоксовывается, хотя во время ТО проверить его состояние все же стоит.

В дизельных двигателях может выйти из строя механизм регулирования подачи воздуха в турбину, а оба эти узла составляют единое целое. В основном такая неполадка случается у тех водителей, которые постоянно «недокручивают» двигатель (переключаются на низких оборотах), в результате чего механизм работает не в полном диапазоне оборотов и со временем закоксовывается. Мотористы рекомендуют ездить на дизелях активно. Это, кстати, позволит избежать еще одной проблемы – преждевременного ремонта головки блока цилиндров, вызванного образованием нагара на клапанах и потери их герметичности из-за применения некачественного топлива. Плохая солярка убивает и топливные насосы (деталь, восстановленная в заводских условиях, – около $900).

«Механика» – самая популярная

Большинство Octavia, эксплуатируемых в Украине, оснащены механическими КП, а вот версии с «автоматом» встречаются редко.

Агрегат с индексом 02К, установленный на 1,6-литровых версиях, – не очень надежный. В нем могут выйти из своего рабочего положения оси сателлитов дифференциала и разбить картер КП. Повышенный шум в работе механизма – повод обратиться к специалистам. А вот все остальные агрегаты замечаний не вызывают.

Согласно рекомендациям завода-производителя, масло в механической КП рассчитано на весь срок службы агрегата, но отечественные сервисмены все же советуют менять в нем смазку каждые 100 тыс. км. Это связано с отечественными условиями эксплуатации – в частности, частыми перепадами температур и гигроскопичностью смазки.

Большинство Octavia имеют привод на переднюю ось, хотя нередко встречаются и полноприводные версии 4х4 (чаще всего универсалы Combi). Их трансмиссия оснащена электронно управляемой муфтой Haldex, которая блокируется при пробуксовке передних колес, передавая до 50% крутящего момента к задним. Полный привод Octavia надежен, и к нему у специалистов претензий нет. Правда, они утверждают, что такие версии обходятся в обслуживании дороже, чем «переднеприводники».

Просто и надежно

Подвеска Octavia отличается высокой энергоемкостью и замечательно подходит для наших дорог, а вот плавность хода могла быть и лучше – в салоне слышно, как колеса преодолевают мелкие неровности.

Подвеска с длинноходными амортизаторами конструктивно довольно проста, что служит залогом ее долговечности. Кстати, детали подвески точно такие же, как и на VW Golf IV и Bora. Впереди применен традиционный McPherson, а сзади – полузависимая балка (в версиях 4х4 сзади установлена независимая рычажная подвеска, сайлент-блоки которой выхаживают до 100 тыс. км и заменяются отдельно). А вот сайлент-блоки задней балки могут прослужить еще дольше – до 150 тыс. км.

В передней подвеске чаще всего (в среднем через 30–40 тыс. км) придется менять втулки стабилизатора поперечной устойчивости (работа – $3, запчасти – $10), а вот стойки «ходят» дольше – 60–70 тыс. км (работа – $3, запчасти – $43). Кстати, владельцы Octavia часто жалуются на неприятный скрип в передней части машины, создаваемый втулками стабилизатора, хотя при этом они исправны. Сайлент-блоки передних рычагов и шаровые опоры могут прослужить до 100 тыс. км, а стоимость обслуживания подвески снижает возможность отдельной замены изнашивающихся деталей от рычагов. В случае же выхода из строя заднего подшипника придется раскошелиться (оригинальная деталь стоит $190–200), так как он поставляется вместе со ступицей. Хотя служат подшипники долго.

В любой комплектации Octavia оснащена гидроусилителем рулевого управления. К этому механизму особых замечаний нет, и даже на наших дорогах наконечники рулевых тяг могут выходить до 100 тыс. км.

Тормозная система маломощных версий (с объемом двигателя до 1,6 л включительно) оснащалась передними дисковыми механизмами и задними барабанными. Последние отличаются большим диаметром и хорошим теплоотводом, как следствие – колодки неплохо служат и долго сохраняют эффективность торможения при динамичной езде. А вот у всех остальных сзади установлены дисковые механизмы. К тому же многие автомобили оснащены ABS.

Секрет успеха

Skoda Octavia – успешная модель. Это подтверждает большое количество таких автомобилей, колесящих по отечественным дорогам. Ее секрет прост – высокое качество, проверенная временем конструкция, позаимствованная у VW, практичный и современный кузов с вместительным багажником, а также невысокая стоимость содержания. Существенный недостаток – не слишком просторная галерка, но он легко компенсируется вышеперечисленными достоинствами.

Выбирая подержанную Octavia, будьте осторожны – эту модель часто покупали всевозможные организации, и у таких машин очень большой пробег. Да и водители «разъездных» авто обычно не слишком аккуратны.

Если Octavia вас заинтересовала, то подыскать подходящий экземпляр поможет еженедельный каталог «Автобазар».

 История

09.96 Премьера Skoda Octavia (Tour)
01.97 Стартует серийное производство
04.98 Начата установка бензинового двигателя 1,8 л 20V Turbo. Представлен 5-дверный универсал Combi
08.99 Универсал Combi оснастили полноприводной трансмиссией 4WD
09.00 Рестайлинг. Машины прекратили оснащать атмосферным двигателем 1,8 л 20V, а также появились новые агрегаты: бензиновый – 1,4 л 16V и турбодизельный 1,9 л. Стартует выпуск заряженной 180-сильной версии RS
11.02 Сборку Octavia наладили в Украине (Соломоново)
03.04 Стартует выпуск второго поколения Octavia (A5). Выпуск Octavia Tour в Чехии и Украине продолжается

 Личный опыт 

Василий, 34 года
Эксплуатирует машину 2 года, Skoda Octavia 1,8 л 20V Turbo (150 л. с.), пробег – 75 тыс. км, возраст – 3 года

Купил этот автомобиль у знакомого, который проездил на нем чуть меньше года. О своем выборе ни разу не пожалел. Езжу на Octavia круглый год, и она меня ни разу не подводила. Последние два года «мотался» на ней в Крым отдыхать. Могу заметить, что машина неплохо держит дорогу даже на высоких скоростях, подвеска отлично «глотает» большие ямы, а турбированный мотор предоставляет хороший запас мощности. При обгонах проблем не возникает.

Из недостатков отмечу, что при длительных переездах пассажиры задних сидений жалуются на чересчур вертикальное расположение спинки дивана и маленькое расстояние до передних кресел. «Корма» слишком высока, и при движении задним ходом не виден крайний габарит машины.

За время эксплуатации менял лишь «расходники» – все остальное пока еще в норме. Я обслуживаюсь только на фирменной СТО и могу заметить, что стоимость этого сервиса невысока, особенно по сравнению с другими иномарками.

 Личный опыт 

Анатолий, 46 лет
Эксплуатирует машину 1,5 года, Skoda Octavia 1,6 л (101 л. с.), пробег – 168 тыс. км, возраст – 7 лет

Купил машину с пробегом чуть больше 100 тыс. км. Видимо, предыдущий хозяин выкатал ее и решил не связываться с ремонтом – так как сразу после покупки мне пришлось перебрать всю подвеску (запчасти брал не оригинальные, поэтому получилось сэкономить – все вместе обошлось в $300). Еще пришлось столкнуться с кузовным ремонтом – попал в небольшое ДТП. Замечу, что на разборках хватает «бэушных» кузовных запчастей, поэтому необязательно покупать новые.

1,6-литрового двигателя вполне хватает для спокойной размеренной езды, при этом он достаточно экономичен – в среднем потребляет 7,5-8 л топлива. Очень нравится большой багажник – особенно его ценишь, когда приходится перевозить сельхозпродукцию с дачи. Хорош и большой дорожный просвет – по проселочным дорогам можно ездить без особых опасений. Из явных недостатков отмечу очень малый запас места от коленей задних пассажиров до спинок передних кресел.

Коррозионная стойкость
Хорошая комплектация большинства версий
Большой грузовой отсек
Энергоемкая и долговечная подвеска
Невысокая стоимость содержания
Высокая «корма» лифтбека ограничивает обзорность
Возможны проблемы с амортизационными опорами крышки багажника и задними электростеклоподъемниками
Выход из строя расходомера воздуха (1,6 л/75 л. с.)
Привередливые дизельные агрегаты
Проблемы с механическими КП в 1,6-литровых версиях

 Средние цены на запчасти, $ *
 Оригин.Неориг.
Передн. торм. колодки10352
Задн. торм. колодки (диск./бараб.)68/11824/32
Воздушный фильтр5112
Топливный фильтр1415
Масляный фильтр106
Подшипник передн./задн. ступицы73/19357/81
Шаровая опора5314
Амортизатор (передн./задн.)122/12360/56
Сцепление, комплект520285
Помпа16454
Радиатор180125
Генератор900630
Стартер500415
Ремень ГРМ5513
Натяжной ролик ГРМ7242
* Цены могут немного отличаться в зависимости от производителя и модификации автомобиля. Цены предоставлены компанией «АМК Лтд» и Inter Cars Ukraine

 Skoda Octavia
Общие данные
Тип кузовалифтбэк и универсал
Дверей/мест5/5
Габариты Д/Ш/В, мм4510/1730/1430 и 4511/1731/1448
База, мм2510
Масса снаряженная1190/1765 и 1195/1785
Объем багажника, л530/1330 и 548/1512
Объем бака, л55
Двигатели
Бензиновые 4-цилиндр.:1,4 л (60 л. с.), 1,4 л 16V (75 л. с.), 1,6 л (75 л. с.), 1,6 л (101 л. с.), 1,8 л 20V (125 л. с.), 1,8 л 20V Turbo (150 л. с.), 1,8 л 20V Turbo (180 л. с.), 2,0 л (116 л. с.)
Дизельные 4-цилиндр.:1,9 л (68 л. с.), 1,9 л Turbo (90 л. с.), 1,9 л Turbo (110 л. с.), 1,9 л Turbo (101 л. с.)
Трансмиссия
Тип приводапередний или автом. подключ. полный
КП5-ст. механ. и 4-ст. автомат.
Ходовая часть
Тормоза передние/задниедиск./ бараб. или диск. вент./диск.
Подвеска передняя/задняянезав./полузав. или незав./незав.
Шины195/65 R15, 205/55 R16
Стоимость автомобиля$9000–20000

Альтернатива

Opel Astra (G) 1998–2004 г. в.

Astra (G) привлечет покупателей невысокой стоимостью автомобиля и его обслуживания, а также просторным салоном, где сзади места больше, чем в Octavia. У нас наибольшее распространение получили 5-дверные хэтчбеки и седаны. Отметим, что чаще всего в Украине встречаются Astra с менее мощными, но более экономичными двигателями, чем у Octavia, подвеска «немки» жестче.

 Opel Astra (G) 1998–2004 г. в.
Тип кузова3- и 5-дв. хэтчбеки, 4-дв. седан, 5-дв. универсал, купе, кабриолет
Габариты, Д/Ш/В, мм4110/1710/1420 (хэтчбеки)
База, мм2605
Двигатели 4-цил.7 бензин.: от 1,2 л 16V (65 л. с.) до 2,2 л 16V (147 л. с.) и 3 турбодизельн.: от 1,7 л (75 л. с.) до 2,0 л 16V (101 л. с.)
Стоимость в Украине, $от 7,6 тыс. до 14,8 тыс.

Ford Focus 1998–2004 г. в.

Наибольшее распространение у нас получили 4-дверные седаны. Обслуживание подвески Focus дороже, чем Astra и Octavia. К примеру, сзади в Focus применена сложная многорычажная подвеска, обладающая эффектом пассивного подруливания. В ней большинство сайлент-блоков меняется вместе с рычагами. При установке неоригинальных деталей подвеска теряет свой «магический» эффект. Дизельные версии лучше не покупать – они плохо «переваривают» нашу солярку. Специалисты советуют приобретать машины, выпущенные после 2000 года.

 Ford Focus 1998–2004 г. в.
Тип кузова3– и 5-дв. хэтчбеки, 4-дв. седан, 5-дв. универсал
Габариты, Д/Ш/В, мм4150/1700/1480, 4360/1700/1480, 4440/1700/1530
База, мм2615
Двигатели 4-цил.4 бензин.: от 1,4 л 16V (75 л. с.) до 2,0 л 16V (131 л. с.) и 2 турбодизельн.: 1,9 л (75 л. с.), 1,9 л 16V (90 л. с.)
Стоимость в Украине, $от 8 тыс. до 17,8 тыс.

Mitsubishi Carisma 1995–2005 г. в.

Кузов Carisma оцинкован, и ржавчину вряд ли удастся обнаружить даже на колесных арках, где со временем лущится лакокрасочное покрытие. Все версии хорошо оснащены, а салон отличается высококачественной шумоизоляцией и считается самым «тихим» среди конкурентов. К покупке 1,6-литровой версии, оснащенной механической КП, следует отнестись с повышенной осторожностью – эта «механика» ненадежна.

 Mitsubishi Carisma 1995–2005 г. в.
Тип кузова4-дв. седан и 5-дв. лифтбек
Габариты, Д/Ш/В, мм4475/1710/1410
База, мм2550
Двигатели 4-цил.2 бензин.: 1,6 л 16V (103 л. с.), 1,8 л 16V (125 л. с.) и 2 турбодизельн.: 1,9 л (102 л. с.), 1,9 л (115 л. с.)
Стоимость в Украине, $от 8 тыс. до 18 тыс.

Юлий Максимчук
Фото Андрея Яцуляка

Редакция благодарит СТО компании «АМК Лтд» за помощь в подготовке материала