X

Renault Megane: Многоликий и бинациональный

В свое время Megane вызвал серьезный переполох в автомобильном мире – таким многообразием модификаций одной модели не мог похвалиться ни один производитель. Да и сейчас не каждый сможет. Судите сами – «француз» был представлен 5-дверным хэтчбеком, 4-дверным седаном, 5-дверным универсалом, купе, кабриолетом и даже компактвэном. Выбирай – не хочу!

В свое время Megane вызвал серьезный переполох в автомобильном мире – таким многообразием модификаций одной модели не мог похвалиться ни один производитель. Да и сейчас не каждый сможет. Судите сами – «француз» был представлен 5-дверным хэтчбеком, 4-дверным седаном, 5-дверным универсалом, купе, кабриолетом и даже компактвэном. Выбирай – не хочу!

В свое время Megane вызвал серьезный переполох в автомобильном мире – таким многообразием модификаций одной модели не мог похвалиться ни один производитель. Да и сейчас не каждый сможет. Судите сами – «француз» был представлен 5-дверным хэтчбеком, 4-дверным седаном, 5-дверным универсалом, купе, кабриолетом и даже компактвэном. Выбирай – не хочу!

Несмотря на разнообразие модификаций Renault Megane, найти в Украине открытый кабриолет практически невозможно, а купе Coach и универсал Break встречаются редко. Наиболее распространены хэтчбек, седан и компактвэн Scenic.

Поскольку ныне компактвэн позиционируется компанией Renault как самостоятельная модель, мы расскажем о нем отдельно. Сегодня же обсудим популярные в Украине хэтчбеки и седаны. Кстати, в отличие от предшественника и наследника, Megane имел в своем распоряжении только 5?дверную версию хэтчбека.

Дипломированный телохранитель

Компания Renault всегда уделяла большое внимание пассивной безопасности своих моделей. В Megane применен так называемый защитный кокон салона, включающий встроенный каркас безопасности, энергопоглощающие сминаемые зоны, усилители в дверях, передний подрамник, airbag и преднатяжители ремней безопасности. Благодаря такому набору средств защиты в 1999 году «француз» был признан самым безопасным автомобилем в своем классе, набрав в краш-тестах EuroNCAP 4 звезды из возможных 5. Хотя повышение пассивной безопасности ухудшило обзорность, которую немного ограничивает передняя левая стойка, а у хэтчбеков еще и задние стойки и высокое расположение нижней кромки заднего стекла.

Сомненья прочь

Оказывается, не все Megane чистокровные «французы» – многие экземпляры с самого начала собирались в Турции, в городке Бурса, где расположен один из региональных заводов Renault. Узнать «турка» можно по букве R в номере, нанесенном на табличке, которая наклеена на центральной стойке кузова со стороны передней пассажирской двери.

Высокий уровень производства сомнений вызывать не должен: предприятие получило сертификаты качества ISO9001 и ISO9002, поэтому, по большому счету, особой разницы между Megane турецкого и французского выпуска нет, разве что у «турок» комплектация победнее.

Ох уж эти округлости!

Megane создавался в эпоху биодизайна, поэтому плавные формы превалируют в оформлении как экстерьера, так и интерьера. Оформление салона не вызывает сильных эмоций, хотя выглядит вполне современно. Вместе с тем дизайнерские изыски никоим образом не лишили машину практичности – внутри просторно, а сзади могут нормально разместиться трое пассажиров.

Система вентиляции, отопления и кондиционирования салона требует заботы – необходима пунктуальность в соблюдении сроков замены салонного фильтра.

Умная электроника

Отдельного упоминания заслуживает оснащение Megane. На этой модели конструкторы чуть ли не впервые среди одноклассников применили центральный блок коммутации (ЦБК), который управляет всей электроникой автомобиля (бортовой компьютер). Он собирает информацию, которая приходит с различных датчиков, обрабатывает ее и генерирует команду для работы всевозможных систем, начиная с включения/выключения внутрисалонного освещения и заканчивая блоком управления двигателем. Все системы, которые ранее включали реле, обзавелись микросхемами.

В машинах до рестайлинга применялся ЦБК – UCBIC, а после – UCH. Последний «мозг» совершеннее – он поддается «обучению». К примеру, можно запрограммировать функцию Anti HiJack, благодаря которой центральный замок блокируется после начала движения и разблокируется при остановке.

По словам специалистов, электронный «мозг» автомобиля очень надежен, хотя требует квалифицированного обслуживания. Например, несведущим электрикам категорически запрещается устанавливать сигнализацию. Дело в том, что нужно четко знать, как запитывать «сигналку», – если «вживиться» в информационные провода, можно вывести из строя дорогостоящий «электронный мозг». Чтобы избежать проблем, необходимо проводить подобные работы только на фирменной СТО.

Дизели – редкость

Чаще в Украине встречаются «французы», оснащенные бензиновыми двигателями объемом 1,4 и 1,6 л. Дорестайлинговые версии агрегатировались 8-клапанными моторами, а после 1999 года – 16-клапанными. Все остальные силовые агрегаты, в том числе и дизельные, попадаются значительно реже.

Моторесурс двигателей отечественные специалисты оценивают в 300 – 400 тыс. км. Однако ремонтировать агрегаты по причине естественного износа деталей им еще не приходилось. Чаще всего поломки происходят из-за перегрева, которого моторы очень боятся – в них при этом, как правило, «садятся» кольца. Поэтому в Megane нужно внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя и герметичностью системы охлаждения. В 1,4-литровом «16-клапаннике» были отмечены течи антифриза из-под корпуса термостата. А в 1,4- и 1,6-литровых 8-клапанных моторах – из-под шпилек крепления выпускного коллектора, которые входят в рубашку системы охлаждения.

Восприимчивы двигатели и к некачественному топливу – при его использовании быстро выходит из строя катализатор отработавших газов. В «8-клапанниках» нередко дает трещины выпускной коллектор.

Дизельные агрегаты достаточно надежны, разве что со временем изнашивается терморегулятор холостого хода, вследствие чего после прогрева двигателя обороты не понижаются. Ненадолго восстановить работоспособность мотора можно регулировкой троса привода терморегулятора, хотя в итоге его все равно придется заменить.

Зловредный сальник

Как правило, чаще в Украине встречаются Megane, оборудованные 5-ступенчатой механической КПП. Единственное слабое место этого агрегата – сальник кулисы переключения передач: он часто теряет герметичность. За этим местом нужно внимательно следить и, пока нет серьезных подтеканий, можно ездить. Замену сальника лучше всего приурочить к замене сцепления, так как при этом требуется снятие КПП (работа $50, запчасть – $8). Со временем также изнашиваются фторопластовые втулки тяг механизма управления КПП (работа и запчасти – $20). Согласно рекомендациям производителя масло в «механике» не меняется, хотя для долговечности работы агрегата все же желательно заменить смазку спустя 100 тыс. км.

Защитите тормоза

Тормозная система большинства Megane оборудовалась передними дисковыми вентилируемыми и задними барабанными механизмами. К этой системе серьезных претензий нет. Эффективность торможения повышает и антиблокировочная система, которая встречается довольно часто. Французы гордятся тем, что «обучили» ABS работать в паре с барабанными тормозами. А вот с задними дисковыми механизмами бывают проблемы – на них не устанавливался защитный щиток, что приводило к ускоренному износу тормозных колодок и дисков. Работники сервиса рекомендуют дополнительно установить эту нужную деталь.

Реечное рулевое управление на всех пострестайлинговых Megane оснастили гидроусилителем (ранее он устанавливается только в дорогих версиях). Слабое место – датчик давления масла в системе, из-под которого со временем начинает подтекать смазка. В итоге это приводит к выходу датчика из строя (работа – $5, запчасть – $67).

Подвеска неплохо выдерживает наши дороги. В передней типа McPherson шаровые опоры и сайлент-блоки рычагов могут «выходить» около 80 тыс. км. Чаще (через 20-30 тыс. км) придется менять втулки стабилизатора поперечной устойчивости (запчасти – $3, работа – $8). Слабое место задней торсионной подвески – амортизаторы, которые служат несколько меньше, чем передние. А вот сайлент-блоки торсионной балки выдерживают не менее 80 – 100 тыс. км.

Примерный семьянин

Покупку «француза» можно порекомендовать тем автолюбителям, которые подыскивают себе современный и практичный городской автомобиль. Renault Megane во время эксплуатации не доставит особых хлопот (вышеперечисленные неисправности возникают не так часто), а в заботливых руках будет долго верой и правдой служить своему хозяину.

Еще один важный «плюс» автомобиля – приемлемая стоимость оригинальных запчастей, которые часто дешевле неоригинальных (см. табл.).

 Личный опыт  

Михаил, 43 года
Эксплуатирует машину 6 лет, Renault Megane 1,6 л (90 л. с.), пробег – 89 тыс. км, возраст – 7 лет

Раньше у меня был Renault 19. После его продажи собирался приобрести Laguna, однако подходящей машины не нашел, поэтому купил практически новый на то время Megane. Автомобиль понравился привлекательным дизайном, богатой комплектацией и относительно невысокой для машины с подобным «фаршем» стоимостью.

1,6-литровый мотор очень резвый и при этом достаточно экономичный – на трассе при скорости около 110 – 140 км/ч потребляет всего 6,0 – 7,0 л бензина. Багажник вполне вместительный – в дальней дороге в него можно положить вещи трех-четырех членов экипажа.

За 6 лет эксплуатации пришлось заменить среднюю часть глушителя, амортизаторы крышки багажника, тросик блокировки включения задней передачи, задний ступичный подшипник и перебрать переднюю подвеску. Отмечу, что стоимость фирменных запчастей вполне приемлема и часто ниже, чем «неоригинала», поэтому «кормлю» машинку только качественными деталями.

 Личный опыт  

Игорь, 35 лет
Эксплуатирует машину 2 года, Renault Megane 1,6 л (90 л. с.), пробег – 185 тыс. км, возраст – 8 лет

Мне нравятся автомобили Renault, и поездил я на многих моделях этой французской марки. Теперь вот уже около 2 лет эксплуатирую Megane. Машина мне досталась по очень выгодной цене – прежний хозяин перегрел двигатель и в нем «сели» кольца. Как следствие, мотор «кушал» до неприличия много масла. Ремонт обошелся около $500.

Еще одно слабое место – сальник кулисы переключения передач – вокруг него выступает масло, хотя сильной течи пока нет. Кроме того, мне пришлось также заменить «резинки» в передней подвеске и задние амортизаторы. Других проблем с машиной не было.

Из достоинств Megane следует отметить просторный салон, вместительный багажник, невысокий расход топлива и приемлемую динамику. Стоимость запчастей и обслуживания вполне доступна.

Широкий выбор модификаций
Высокая коррозионная стойкость и пассивная безопасность
Хорошее оснащение большинства экземпляров
Вместительное багажное отделение
Долговечная подвеска
Силовые агрегаты требовательны к качеству топлива
Течь масла из-под сальника кулисы КПП и датчика давления масла в г/у
Повышенный износ задних тормозных дисков

 История

09.95 Дебютирует новая модель Renault Megane, представленная хэтчбеком и купе Coach
09.96 Начат выпуск компактвэна Scenic и кабриолета
01.97 Запущен в производство седан
09.97 Система ABS входит в серийное оснащение
09.99 Рестайлинг модели. Семейство модификаций дополнено универсалом Break
01.01 Начата установка новых двигателей – бензинового объемом 1,8 л 16V (116 л. с.) и дизельного 1,9 л (102 л. с.) с системой непосредственного впрыска топлива
08.02 Смена поколений – стартует выпуск Megane II

 До и после

Предшественник Megane – Renault 19 был представлен четырьмя модификациями: 3- и 5-дверным хэтчеком, 4-дверным седаном Shamade и открытым кабриолетом. Модель получилась очень удачной и пользовалась стойким спросом. Поэтому после окончания производства в 1995 году на родине ее выпуск был перенесен в Турцию, где вплоть до 2000 года собирались 4-дверные Renault 19 Europa.

Второе поколение Megane II было представлено в 2002 году. Количество модификаций увеличилось – так в дополнение к 5-дверному хэтчбеку, 4-дверному седану, 5-дверному универсалу, купе, кабриолету, которые были и у предшественника прибавился 3-дверный хэтчбек. Микровэн выделили в отдельную модель, ввиду чего она утратила в названии приставку Megane – теперь просто Scenic. Более того, учитывая нарекания многочисленных покупателей на маленький багажник первого поколения Scenic, создатели предложили еще и версию с удлиненной на 50 мм колесной базой – Grand Scenic. Этот микровэн имеет более вместительное багажное отделение, в котором устанавливаются еще два дополнительных сиденья.

Силовые агрегаты можно выбрать из 4 бензиновых моторов мощностью от 82 до 135 л. с. и 3 дизельных – от 82 до 120 л. с. По данным официального дилера, стоимость базовой версии Megane II в Украине составляет 13600 евро.

 Renault Megane
Общие данные
Тип кузовахэтчбекседан
Дверей/мест5/54/5
Габариты Д/Ш/В, мм4130/1700/14204400/1700/1420
База, мм2580
Масса снаряжен./полн., кг1015/15801035/1600
Объем багажника, л350/1210510/1310
Объем бака, л60
Трансмиссия
Тип приводапередний
КПП5-ст. механ. или 4-ст. автом.
Ходовая часть
Тормоза передн./задн.диск./бараб. или диск./диск.
Подвеска передн./задн.незав./незав. торс.
Шины 175/70 R13, 175/65 R14, 185/60 R15, 195/50 R15
Двигатели
Бензиновые 4-цилиндр. распр. впр.:1,4 л (75 л. с.), 1,4 л 16V (95 л. с.), 1,6 л (90 л. с.), 1,6 л 16V (107 л. с.), 1,8 л 16V (116 л. с.), 2,0 л (114 л. с.), 2,0 л 16V (150 л. с.)
Дизельные 4-цилиндр.:1,9 л (64 л. с.), 1,9 л Turbo (98 л. с.), 1,9 л Turbo (102 л. с.)

 Цены на новые запчасти, $*
Передние тормозн. колодкиНеориг.Ориг.
2936
Задние тормозн. колодки3148
Воздушный фильтр94,6
Топливный фильтр137,5
Масляный фильтр64
Подшипник передн./задн. ступицы44/3954/35
Амортизатор передн./задн.73/6845/63
Шаровая опора1026
Сцепление, комплект181235
Помпа4248
Радиатор222193
Рулевая рейка518748
Генератор297238
Стартер334178
Распредвал167380
Ремень ГРМ1829
Натяжной ролик ГРМ4235
*Цены могут немного отличаться в зависимости от модели, года выпуска и объема двигателя

Альтернатива

Fiat Bravo/Brava/Marea 1995 – 2001 г. в.

Каждая из модификаций этого семейства носит свое имя: 3-дверный хэтчбек – Bravo, «5-дверка» – Brava, седан – Marea и универсал – Marea Weekend. Хэтчбеки и седан/универсал отличаются не только задней частью, но и капотом, бампером и радиаторной решеткой, что усложняет поиск нужных запчастей.

 
Тип кузова3- и 5-дв. хэтчбеки, 4-дв. седан, 5-дв. универсал
Двигатели 4- и 5-цил.7 бензин.: от 1,2 л 16V (82 л. с.) до 2,0 л 20V Turbo (182 л. с.); 3 турбодизельных: от 1,9 л (75 л. с.) до 2,4 л (131 л. с.)
Стоимость автомобилей в Украинеот $5,5 до 9,5 тыс.

Opel Astra (F) 1991 – 98 г. в.

В активе Opel Astra (F) такое же количество модификаций, как и у Renault Megane – шесть, хотя они несколько отличаются. Astra привлекают невысокой стоимостью обслуживания и запчастей, да и самих машин. К тому же обладают довольно комфортабельной подвеской и широкой гаммой двигателей.

 
Тип кузова3- и 5-дв. хэтчбеки, 4-дв. седан, 3- и 5-дв. универсалы, кабриолет
Двигатели 4-цил.10 бензин.: от 1,4 л (60 л. с.) до 2,0 л 16V (150 л. с.); 2 дизельных: 1,7 л (60 л. с.) и 1,7 л Turbo (82 л. с.)
Стоимость автомобилей в Украинеот $4 до 7,5 тыс.

Peugeot 306 1993 – 2001 г. в.

Основные достоинства автомобиля: оцинкованный кузов, приемлемая стоимость фирменного обслуживания и запчастей, а также хорошая управляемость. Из недостатков Peugeot 306 отметим небольшой багажник у хэтчбеков и неважную обзорность через заднее стекло у седанов.

 
Тип кузова3- и 5-дв. хэтчбеки, 4-дв. седан, 5-дв. универсал, кабриолет
Двигатели 4-цил.7 бензин.: от 1,1 л (60 л. с.) до 2,0 л 16V (163 л. с.); 2 дизельных: 1,9 л (69 л. с.), 1,9 л Turbo (90 л. с.)
Стоимость автомобилей в Украинеот $4,5 до 9,9 тыс.

Юлий Максимчук
Фото Владислава Бойко

Редакция благодарит СТО компании «Кий Авто» и автомагазин «Евроавто+» СП «В.М.С.» за помощь в подготовке материала