X

Opel Vectra Caravan, Volkswagen Passat Variant, Audi A4 Avant и Peugeot 406 Break: Если важен размер рюкзака

В Украине универсалы менее популярны, чем седаны или хэтчбеки. Но в последнее время спрос на машины с «рюкзаком» постепенно растет. Сегодня мы изучим потребительские качества четырех относительно «свежих» семейных универсалов D-класса, выпускавшихся в середине 90-х годов прошлого столетия.

В Украине универсалы менее популярны, чем седаны или
хэтчбеки. Но в последнее время спрос на машины с «рюкзаком» постепенно растет. Сегодня мы изучим
потребительские качества четырех относительно «свежих» семейных универсалов D-класса,
выпускавшихся в середине 90-х годов прошлого столетия.

В Украине универсалы менее популярны, чем седаны или хэтчбеки. Но в последнее
время спрос на машины с «рюкзаком» постепенно растет. Сегодня мы изучим потребительские
качества четырех относительно «свежих» семейных универсалов D-класса,
выпускавшихся в середине 90-х годов прошлого столетия.

Для сравнения
мы выбрали те машины, которые в Украине реальнее всего найти на рынке подержанных автомобилей. Это три «немца»
– Opel Vectra (В) Caravan, Volkswagen Passat (B4) Variant, Audi A4 Avant и «француз» –
Peugeot 406 Break. Все машины, за исключением Volkswagen Passat, в 1999 году пережили модернизацию, после чего
выпускались еще несколько лет (дольше всего – до 2004 года – «француз»). Но мы взяли под
«прицел» именно дорестайлинговые версии Vectra, A4 и 406.

Чтобы
прицениться к этим автомобилям, нужно располагать суммой от $8 тыс. (столько просят за 406 Break первых годов
выпуска) до $14,5 тыс. (стоимость самой «молодой» A4 Avant). Возможно, получился слишком большой
разброс цен, но это главным образом обусловлено присутствием в нашем обзоре самой престижной модели – A4
Avant, которую мы включили в него, чтобы удовлетворить вкусы наиболее требовательных покупателей.
Остальные машины стоят практически одинаково, и их цена больше зависит от технического состояния конкретного
экземпляра. Так стоит ли переплачивать за имидж более известного производителя? Сравнив качества четырех
автомобилей, мы дадим ответ на этот вопрос, а также определим, какой из них самый универсальный.

Opel Vectra (В) Caravan

Стоим. от $9 тыс. до $11,5 тыс.


Кузов Vectra Caravan в целом неплох.
Претензии вызывает неудачная форма корпусов наружных зеркал. На высоких скоростях они становятся источником
аэродинамического шума. Широкие передние стойки при боковых маневрах немного перекрывают обзорность. Багажное
отделение не самое вместительное, зато по грузоподъемности автомобиль на втором месте.

Чаще
в Украине встречаются бензиновые версии. В моторах объемом 1,8 л (116 л. с.) и 2,0 л (136 л. с.) из-за засорения
отмечены отказы клапана холостого хода. Кроме того, агрегаты чувствительны к качеству топлива – в
вышеупомянутых двигателях следствием езды на низкокачественном бензине становятся проблемы с выпускным коллектором,
а в 1,6-литровом «16-клапаннике» возникнет необходимость ремонтировать головку блока
цилиндров.

Чаще встречаются автомобили, оснащенные механической КПП. Со временем в
ней разбивается втулка кулисы переключения передач и дает течь сальник кулисы. По утверждению работников сервиса,
при грамотной эксплуатации проблем с «автоматом» возникнуть не должно.

На машинах с пробегом около 200 тыс. км разбивается втулка рулевого механизма, что проявляется стуком
при проезде неровностей, а также могут дать течь сальники рулевой рейки и насос усилителя.

Подвеска достаточно комфортная. Чаще придется обслуживать заднюю «многорычажку»
– на наших дорогах шаровые сайлент-блоки рычагов и втулки стабилизатора поперечной устойчивости выдерживают
пробег около 60 тыс. км. А вот передняя подвеска намного долговечнее – сайлент-блоки рычагов и шаровые опоры
«выхаживают» около 100 тыс. км.

 История

07.95 Представлен 5-дверный универсал Opel
Vectra Caravan (серии B)
02.99
Рестайлинг семейства Opel Vectra

VW Passat (B4) Variant

Cтоим. от $8,4 тыс. до $11,8 тыс.

При покупке следует проверить
наружные дверные ручки – они нередко ломаются, отражатели передних «противотуманок» –
могут быть треснувшими, а также работоспособность заднего «дворника» – он может отказать из-за
пересыхания и поломки электропроводки, проложенной между кузовом и крышкой багажника. Вообще-то, металл кузова
неплохо противостоит натиску коррозии. Единственное слабое место – углы передних дверей возле
стекол, на которые надет резиновый уплотнитель. Под ними скапливается влага, и уголки со временем
ржавеют.

Салон – просторный, а замечаний заслуживает разве что блок
управления системой вентиляции и отопления салона – с возрастом сначала ухудшается, а затем
подгорает контакт регулятора оборотов печки, вплоть до оплавления пластмассового корпуса.

По утверждению специалистов, среди бензиновых версий менее надежны те, что оснащены системой
моновпрыска топлива. В них долговечностью не отличается потенциометр дроссельной заслонки и прокладка, установленная
между впускным коллектором и корпусом «моноинжектора». В турбодизельных версиях со
временем могут дать течь передний и задний сальники коленвала.

Полноприводные версии
Syncro надежны, разве что со временем может потребовать замены подвесной подшипник карданного вала. При больших
пробегах (свыше 250 тыс. км) в механических КПП иногда выходили из строя подшипники первичного и вторичного
валов.

Подвеска в меру жесткая. Благодаря простой конструкции (впереди McPherson, а
сзади – полузависимая балка – в наиболее распространенных переднеприводных версиях) она даже на
наших дорогах зарекомендовала себя достаточно надежной. Так, наиболее нагруженные задние сайлент-блоки передних
рычагов «выхаживают» 70 – 80 тыс. км, а сайлент-блоки задней балки – 80 – 100 тыс. км.


История

10.93 Дебютирует VW Passat (B4) Variant
09.94 Версия Syncro оснащается наиболее мощным
мотором VR6 объемом 2,8 л (174 л. с.)
03.97 Смена поколений 5-дверного универсала Passat
(B4) Variant

Peugeot 406 Break

Стоим. от $8 тыс. до $12,5 тыс.


Надежную защиту от «рыжей
болезни» обеспечивает двухсторонняя оцинковка металла, а также дополнительная антикорзащита
днища и колесных арок. При боковых маневрах левая передняя стойка оказывается на уровне глаз, хотя существенно
видимость она не перекрывает.

Потолок у «пыжика» очень высокий, и
внутри будет удобно даже людям высокого роста. На «галерке» ногам сидящего посередине
мешает выступающий декоративный кожух, установленный сверху тоннеля.

Наиболее
распространены бензиновые версии объемом 1,8 и 2,0 л. При замене ремня ГРМ каждые 80 тыс. км в бензиновых моторах
нужно проверять работоспособность водяного насоса (поскольку он приводится в действие этим ремнем), а в
дизельных – состояние сальника топливного насоса. Во всех двигателях воздухозаборник
расположен очень низко, поэтому при проезде глубоких луж есть риск возникновения гидроудара. Зимой из-за обмерзания
отмечены случаи выходов из строя электровентиляторов системы охлаждения, расположенных перед радиатором.

В «механике» вследствие воздействия влаги и дорожной соли может подклинивать
механизм переключения передач, а в «автомате» окисляются контакты электроразъемов, что приводит к его
нестабильной работе. Замена ШРУСов обходится в копеечку – они поставляются только в сборе с полуосью
(оригинальный узел – свыше $300).

«Француз»
отличается высокой устойчивостью и управляемостью. Его подвеска энергоемкая, но недолговечная. Меньше всего служит
задняя пассивноподруливающая «многорычажка» – около 30 тыс. км «выхаживает» тяга
механизма подруливания, 40 – 50 тыс. км – сайлент-блок цапфы, около 50 тыс. км – стойки
стабилизатора поперечной устойчивости. В передней подвеске наименее долговечные опорные подшипники стоек служат 50
– 60 тыс. км.

Через 150 – 200 тыс. км
разбиваются посадочные места направляющих передних суппортов, из-за чего при проезде неровностей они неприятно
дребезжат.


История

08.96 Появился 5-дверный универсал Peugeot
406 Break
08.98 Начало
установки турбодизеля объемом 2,0 л, оснащенного системой непосредственного впрыска топлива
HDI
03.99 Рестайлинг
модели

Audi A4 Avant

Стоим. от $10 тыс. до $14,5 тыс.

Кузова всех «четверок»
оцинкованы, хотя к их эргономике есть претензии – передние стойки кузова находятся в неприятной близости к
водителю и переднему пассажиру, а левая стойка еще и перекрывает обзорность. Сидящим на «галерке» будет
мешать высокий центральный тоннель кузова. Багажное отделение – наименьшее среди участников
обзора.

В двигателях объемом 1,8 л (125 и 150 л. с.), выпущенных до 1999 года,
мало «ходят» термокомпенсационные натяжные ролики ГРМ, поэтому при покупке
подобных версий их желательно сразу же заменить. В 6-цилиндровом моторе при обслуживании ГРМ нужно поменять и
водяной насос (срок службы которого приблизительно такой же, как у ремня). На V6 с пробегом свыше 200 тыс. км может
дать течь прокладка головки блока цилиндров и прокладка крышки масляной ванны блока цилиндров. Долговечностью не
отличаются расходомеры воздуха и коммутаторы. Двигатели с турбонаддувом очень чувствительны к качеству масла и
своевременности его замены. Несоблюдение требований приводит к закоксовке маслоподающего патрубка турбины и, как
следствие, преждевременному ее выходу из строя.

Все КПП надежны, но при больших пробегах
(свыше 200 тыс. км) могут дать течь сальник кулисы переключения передач и сальник хвостовика коробки передач. К
полноприводной трансмиссии quattro нет претензий – по утверждению специалистов, при
соблюдении правил эксплуатации проблем с ней не возникает.

Благодаря применению
передней многорычажной подвески даже моноприводные версии отличаются отличной устойчивостью. Оборотная сторона
медали – высокая стоимость обслуживания подвески. В машинах, выпущенных до 1999 года, «передок»
служил недолго – шаровые опоры, которые поставляются вместе с алюминиевыми рычагами, «выхаживали»
около 30 тыс. км. Позже «шаровые» усовершенствовали, и они могут прослужить до 100 тыс. км. В среднем
столько же «бегают» детали задней подвески.

Со временем на
машинах первых годов выпуска изнашивается пара шестерня – рейка, что проявляется стуком
при проезде неровностей.


История

11.95 Стартует выпуск 5-дверного универсала
Audi A4 Avant
04.96 Появился
новый бензиновый мотор V6 – 2,8 л 30V (193 л.
с.)
09.97 Представлен
турбодизельный двигатель объемом 2,5 л 24V (150 л. с.)
09.99 Модернизация модели

Держим ответ

 Наш рейтинг

Места участников обзора определены с точки зрения
универсальности, практичности и надежности автомобиля

Начнем с
оценки кузова. В принципе, все машины неплохо противостоят коррозии. Но лучше всего – Peugeot 406 Break
и Audi A4 Avant – они оцинкованы. Неплох и Opel Vectra Caravan, а у Volkswagen Passat Variant
есть одно слабое место: со временем ржавчина появляется в углах передних дверей возле стекол.

Самый просторный салон у Passat Variant – благодаря грамотной планировке здесь удобно всем
членам экипажа. На втором месте – 406 Break. Он уступает «немцу» по эргономике «галерки»
– пассажиру, сидящему посередине, здесь менее комфортно – его ногам мешает выступающий
декоративный кожух, установленный сверху центрального тоннеля. То же можно сказать и об A4 Avant, которая,
впрочем, по ширине заднего дивана опережает Vectra Caravan.

Самый вместительный
багажник у «француза» – его объем 525/1740 л. Именно этот автомобиль отличается наибольшей
грузоподъемностью – 650 кг. Самое маленькое багажное отделение у A4 Avant – всего
390/1250 л. Впрочем, при выборе машины нужно основываться не только на показателях объема и грузоподъемности, но
и надежности, практичности и стоимости содержания.

При всех своих «грузовых«
достоинствах у 406 Break не очень удачная задняя многорычажная подвеска, которая на наших дорогах служит меньше, чем
у остальных героев материала (30 – 60 тыс. км), что плохо для универсала, в котором «задок» при перевозке багажа наиболее нагружен.

Схожие замечания можно сделать
и Vectra Caravan. Правда, ее задняя многорычажная подвеска держится дольше, чем у «француза», но
в обслуживании она обходится недешево. Каждые 60 тыс. км приходится менять шаровые втулки рычагов (запчасти –
$111, работа $25) и втулки стабилизатора поперечной устойчивости (запчасти – $8, работа $20). Задний подшипник
меняется только вместе со ступицей (даже неоригинальная деталь – свыше $100).

Переплачивать за A4 Avant стоит только тем автолюбителям, для которых престиж и имидж куда более
важны, чем практичность, экономия и удобство. Судите сами – эта «немка» дороже всех в
обслуживании, ее салон – не самый просторный и комфортабельный, а багажное отделение – наименьшее.

Если подходить к оценке автомобилей с практической точки зрения (а она основополагающая при
покупке автомобилей с кузовом универсал), то пальму первенства следует отдать Peugeot 406 Break с его самыми
большими багажником, грузоподъемностью и достаточно вместительным салоном. На втором месте Passat Variant. Он вполне
удобный, по размеру багажного отделения занимает второе место (объем 465/1500 л), благодаря простой конструкции его
подвеска служит долго, да и ее обслуживание обходится дешевле, чем у остальных сегодняшних конкурентов –
Opel Vectra Caravan и Audi A4 Avant.

Peugeot 406 Break 1996 – 99 г.
в.

Грузоподъемность – одна из наиболее
высоких
Удобный салон
Комфортабельная подвеска
Передние стойки немного ухудшают обзорность
Узкая (по сравнению с конкурентами) «галерка»
Возможны проблемы с моторами объемом 1,6 л (101 л. с.), 1,8 л (116
л. с.), 2,0 л (136 л. с.)
Высокая стоимость обслуживания задней подвески
Со временем «рулевое» и «механика» требуют
ремонта


Volkswagen Passat (B4) Variant 1993 – 97 г. в.

Приемлемая стоимость обслуживания
Просторный салон
Долговечная подвеска
Одно из наиболее вместительных багажных отделений
Коррозия углов передних дверей
Малая грузоподъемность
Малый ресурс системы моновпрыска топлива
Возможны проблемы с «механикой» и регулятором оборотов «печки»


Opel Vectra (В) Caravan 1995 – 99 г. в.

Оцинкованный кузов
Просторный салон
Наибольшие объем багажника и грузоподъемность
Хорошие устойчивость и управляемость
Энергоемкая подвеска
Недолговечная задняя подвеска
Риск возникновения гидроудара в двигателях
Возможны неполадки с КПП вследствие воздействия влаги и дорожной соли
Разбиваются посадочные места направляющих передних суппортов

Audi A4 Avant 1995 – 99 г. в.

Престиж модели
Оцинкованный кузов
Высокая устойчивость и проходимость (версии quattro)
Замечания по эргономике кузова
Некачественный натяжной ролик ГРМ (моторы объемом 1,8 л)
Самый маленький объем багажника
При больших пробегах возможны течи масла в моторах V6 и КПП
Отмечены выходы из строя расходомеров воздуха и коммутаторов
Высокая стоимость автомобиля и его содержания

 Сравнительные характеристики «универсальности»
рассматриваемых моделей *
МодельОбъем багажника мин./макс., лГрузоподъемность, кг
Opel Vectra Caravan460/1490590
Volkswagen Passat Variant465/1500540
Peugeot 406 Break525/1740650
Audi A4 Avant390/1250550
* По данным автопроизводителя

 Цены на новые неоригинальные запчасти,
$
 Opel VectraVW PassatPeugeot 406Audi A4
Передн. торм. колодки33254832
Задн. торм. колодки дисковые20224030
Задн. торм. колодки барабанные402845
Воздушный фильтр1091010
Топливный фильтр17122012
Масляный фильтр3456
Амортизатор передн./задн.65/4248/3075/6875/75
Сцепление (комплект)155160180187
Ремень ГРМ19151819

 Opel Vectra
Caravan
Volkswagen
Passat Variant
Peugeot 406
Break
Audi A4
Общие данные
Тип кузовауниверсалы
Дверей/мест5/5
Габариты Д/ШВ, мм4490/1710/14404595/1720/14454735/1765/15004480/1735/1410
База, мм2635262527002615
Масса снаряжен./полн., кг1205/17951260/18001365/20151230/1780
Объем багажника, л460/1490465/1500525/1740390/1250
Объем бака, л607062 
Двигатели
Бензиновые 4-цилиндр.:1,6 л 16V (101 л. с.), 1,8 л 16V (116 л. с.), 2,0 л (115 л. с.), 2,0 л 16V (136
л. с.), 2,2 л 16V (147 л. с.)
1,8 л (75 л. с.), 1,8 л (90 л. с.), 2,0 л (115 л. с.), 2,0 л 16V (150 л. с.)1,8 (90 л. с.), 1,8 л 16V (110 л. с.), 2,0 л 16V (132 л. с.), 2,0 л Turbo (147 л.
с.)
1,6 л (101 л. с.), 1,8 л 20V (125 л. с.), 1,8 л 20V Turbo (150 л. с.)
6-цилиндр.:2,5 л 24V (170 л. с.)2,8 л (174 л. с.)2,9 л 24V (190 л. с.)2,4 л 30V (165 л. с.), 2,8 л 30V (193 л. с.)
Дизельн.: 4-цилиндр.:1,7 л (82 л. с.), 2,0 л 16V (82 л. с.), 2,0 л 16V (101 л. с.)1,9 л (75 л. с.), 1,9 л Turbo (90 л. с.)1,9 л (90 л. с.), 2,2 л 16V (133 л. с.), 2,1 л (109 л. с.)1,9 л (90 л. с.), 1,9 л (110 л. с.)
6-цилиндр.:нетнетнет2,5 л 24V (150 л. с.)
Трансмиссия
Тип приводапереднийпередн. или полн.переднийпередн. или полн.
КПП5-ст. механ. или 4-ст. автомат. 
Ходовая часть
Тормоза передн./задн.диск. вент./бараб. или диск. вент./диск.диск. вент./диск.
Подвеска передн./задн.незав./незав.незав./полузав. или незав./незав.незав./незав.незав./полузав. или незав./незав.
Шины185/70 R14, 195/60 R15185/65 R14, 195/60 R15195/65 R15, 205/60 R15, 205/65 R15195/65 R15, 205/60 R15

Юлий Максимчук
Фото Сергея Кузьмича и Владислава Бойко

Редакция
благодарит СТО компании Автосоюз, German Motors, СП МАС и УкрАвтоЗАЗ-Сервис за помощь в подготовке материала