Lexus RX 400h: Четыре колеса, три мотора…
У гибридного RX 400h на четыре колеса приходится сразу три двигателя – бензиновый агрегат и два электромотора. Пока автомобиль новый, проблем с ним, как правило, нет, но нам интересно, как чувствуют себя на наших дорогах подержанные его экземпляры.
У гибридного RX 400h на четыре колеса приходится сразу три двигателя – бензиновый агрегат и два электромотора. Пока автомобиль новый, проблем с ним, как правило, нет, но нам интересно, как чувствуют себя на наших дорогах подержанные его экземпляры.
На первый взгляд, это обычный Lexus RX второго поколения. Но более наблюдательные люди смогут заметить, что у него иной передний бампер с дополнительной щелью воздухозаборника и не прямоугольные, а круглые противотуманки. На крышке багажника – шильдик RX 400h, а на молдингах задних дверей более поздних версий – надпись Hybrid. Действительно, это не совсем простая версия, а RX, оснащенный фирменной тойотовской гибридной силовой установкой Hybrid Synergy Drive. Главные ее достоинства: низкая токсичность выхлопа (что для отечественных автомобилистов не слишком важно), более высокая топливная экономичность и отменная динамика – лучшая, чем у всех остальных RX, и на уровне многих «заряженных» моделей легковых авто. Именно последнее качество сыграло ключевую роль в успехе продаж этих модификаций в Украине. Приятным бонусом был и уровень их оснащения: в базе предусмотрели опции, которые для остальных RX предлагались в качестве дополнительных. Претензий к работе оборудования салона нет, а вот к качеству есть – стучат шторка багажника и сдвижные задние сиденья.
«Четырехсотки» официально в Украину не поставлялись, и все эксплуатируемые на отечественных дорогах автомобили были проданы «серыми» дилерами. Недостаток «американских» версий – неважная обзорность через боковые зеркала с большими мертвыми зонами (применяются неасферичные зеркала).
Ни стартера, ни КП
Силовая установка – основное отличие RX 400h от обычных кроссоверов RX. В «четырехсотке» применяется фирменная гибридная установка Hybrid Synergy Drive, объединяющая в себе три мотора и трансмиссию. Основной агрегат – позаимствованный у RX 330 бензиновый двигатель объемом 3,3 л и мощностью 214 л. с. В паре с ним работают два электромотора: первый (мощностью 167 л. с. и с крутящим моментом 330 Нм) вращает передние колеса, второй (68 л. с. и 130 Нм) – задние. Заявленная производителем общая мощность силовой установки составляет 272 л. с. Математически «плюсовать» «лошадей» всех трех моторов нельзя, так как максимальное значение мощности у них приходится на разные обороты, кроме того, задний электромотор работает по индивидуальной программе. Также 30% энергии бензинового ДВС «съедает» стартер-генератор для зарядки никель-металлгидридной (тяговой) батареи.
У RX 400h нет ни классического стартера, ни генератора, как, впрочем, и КП, а бензиновый агрегат заводится от переднего электромотора с помощью стартер-генератора, обеспечивающего также зарядку тяговой высоковольтной батареи емкостью 6,5 Ач и суммарным напряжением 288 В. Роль КП выполняет планетарный механизм, который в зависимости от разных ситуаций механическим путем (команды дает ЭБУ Hybrid Synergy Drive) распределяет подачу момента от моторов на передние колеса. В него также встроена понижающая передача, ведь электромотор развивает очень большие обороты (12400 об/мин).
После поворота ключа зажигания вроде бы ничего не происходит, а в колодце щитка приборов, расположенном с левой стороны, загорается надпись Ready. Нажимаешь на педаль акселератора, и RX 400h плавно и бесшумно начинает движение с помощью переднего электромотора, нажмешь чуть сильнее – на подмогу приходит задний мотор. Если же продавить педаль газа «в пол» – немедленно заводится бензиновый агрегат, и «четырехсотка», приводимая в действие тремя двигателями, вжимая седоков в кресла, устремляется вперед. Динамика кроссовера – 7,6 с до «сотни», что даже лучше, чем у флагманского RX 350 (7,8 с)! Причем благодаря «планетарке» ускорения происходят плавно и с ровным нарастанием скорости, без каких-либо рывков и дерганий, присущих традиционным трансмиссиям.
При торможении электромоторы переходят в режим генераторов, рекуперируя энергию, которая идет на подпитку тяговой батареи. При замедлении и остановке автомобиля бензиновый агрегат отключается, а при длительной езде в городских заторах, когда иссякает запас энергии пусковой батареи, бензомотор автоматически запускается для ее подзарядки.
Полный привод – независимый в отличие от остальных RX с карданом и блокируемой межосевой вискомуфтой. Алгоритм его работы предназначен скорее для мощных и динамичных стартов на асфальте, чем для бездорожья. Так, при проезде проблемного участка переднего электромотора может не всегда хватить, а задний ему не подмога – он откровенно слабоват, и при подключении бензинового агрегата из-за большого крутящего момента передние колеса быстро зарываются.
По проходимости RX 400h заметно уступает остальным модификациям RX и способен спасовать в безобидной для кроссоверов ситуации.
Простаивать нельзя!
Главное условие долговечной работы гибридной установки – регулярная езда, чтобы процессы разрядки/зарядки тягового аккумулятора происходили постоянно. При длительных (более 1 месяца) простоях гибридных автомобилей никель-металлгидридная батарея может полностью разрядиться, и тогда «оживить» ее практически нереально. Специалистов, способных это сделать, в Украине можно пересчитать по пальцам. Новая батарея стоит около 25 тыс. грн. При редкой эксплуатации теряют герметичность сальники полуосей.
Из-под передней крышки раздаточной коробки также нередко сочится масло – это заводской дефект «четырехсоток». Для устранения течей приходится снимать КП.
«Левое» топливо может вывести из строя демпферную муфту-гаситель крутильных колебаний (запчасть – 10500 грн.). Она установлена между бензиновым агрегатом и «планетаркой» и служит для плавной передачи крутящего момента во время подключения/выключения бензомотора.
Специалисты советуют каждые 50–60 тыс. км проводить чистку радиаторов: загрязненные соты могут вызвать перегрев бензинового мотора, а также инвертора (преобразователя постоянного тока 650 В–288 В–12 В) и вывести его из строя. Преобразователь имеет отдельный контур системы охлаждения.
Нет серьезных претензий и к мотору 3,3 л. Система изменения фаз газораспределения VVTi и индивидуальные катушки зажигания служат без проблем. ГРМ оборудован ремнем, который меняют вместе с роликами каждые 120 тыс. км. Чистку форсунок и дроссельной заслонки проводят каждые 40–50 тыс. км, а свечи с иридиевыми наконечниками электродов служат до 80 тыс. км. Топливный фильтр продержится очень долго, но его замена трудоемкая – необходимо демонтировать бак.
Отказов электродвигателей и других узлов гибридной установки отечественные специалисты не припомнили.
Полная электрификация
В отличие от остальных RX, оснащенных гидроусилителем, «четырехсотка» оборудована электроусилителем. Хотя претензий к этому узлу у механиков нет. Да и рулевые тяги продержатся долго – до 100 тыс. км.
Электрифицированы и тормоза – они здесь электрогидравлические. Необходимо регулярно (при замене колодок) смазывать направляющие суппортов. В противном случае они начинают подклинивать, что вызывает неравномерный износ колодок. В конечном итоге придется менять направляющие.
Подвеска «четырехсотки» – независимая, как и у других версий RX. Передняя – типа McPherson, задняя – пассивно подруливающая «многорычажка». Ходовая настроена на комфортную езду – отлично справляется с дорожными неровностями, но при резких маневрах кроссовер неприятно кренится, а в поворотах рано пищит покрышками, сползая с заданной траектории.
Ходовая достаточно долговечная. Чаще придется менять втулки стабилизаторов: заднего – каждые 30 тыс. км, переднего – 50 тыс. км. Стойки продержатся до 100 тыс. км. В передней подвеске около 100 тыс. км служат задние сайлент-блоки передних рычагов и опорные подшипники стоек, а «шаровые» – до 200 тыс. км. В задней подвеске около 100 тыс. км держатся обычные «резинки» задних тяг, а плавающие сайлент-блоки прослужат до 200 тыс. км.
Однако в ходе планового ремонта подвески придется раскошелиться – все сайлент-блоки задних тяг и «резинки» передних рычагов меняются в сборе.
Багажник RX 400h – один из самых больших среди конкурентов: 490/2130 л против 480/1560 л у BMW X3, 440/2100 у Nissan Murano. Крышка закрывается кнопкой или брелоком. |
Узнать всю правду…
Отечественный опыт езды на гибридах RX 400h показал, что серьезных претензий к ним нет. Сложная силовая установка при соблюдении норм эксплуатации служит надежно. В отличие от «самостоятельных» моделей гибридов наподобие Toyota Prius у «четырехсотки» почти все кузовные детали аналогичны остальным версиям RX, что облегчает поиск нужных запчастей.
Однако с обслуживанием есть сложности – за него возьмутся только на специализированных СТО, а таких в Украине немного. Поскольку «четырехсоток» значительно меньше, чем остальных модификаций RX, все их экземпляры хорошо известны работникам спецстанций. Проблема лишь в том, чтобы они рассказали будущим владельцам всю правду…
История
01.04 На Детройтском автосалоне представлен кроссовер Lexus RX 400h с гибридной силовой установкой
08.04 На Парижском автосалоне состоялась европейская презентация RX 400h
11.08 На автосалоне в Лос-Анджелесе представлено второе поколение гибридного кроссовера Lexus RX 450h
Резюме
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|
Водители о Lexus RX 400h
Николай Эксплуатирует авто 4 года, пробег – 93 тыс. км Покупал машину потому, что я любитель всяких новомодных технологий. Она очень комфортная, шумоизоляция – отличная. Дальние расстояния не проблема – мы с семьей часто ездили отдыхать в Одессу, в Крым. На высокой скорости RX 400h дорогу держит хорошо, но при резких маневрах сильно кренится. Разгон быстрый, а при спокойной езде в городе мотор очень экономичен – 8-9 л на 100 км! Подвеска надежная – поменял только втулки стабилизаторов. Сейчас возникла проблема с гибридной установкой: машину трясет при включении бензинового мотора. Ребята на сервисе долго разбирались, даже заказали в Америке какой-то демпфер и заменили его. Но это не помогло, и я решил, что пришло время продавать авто: четыре года беспроблемной езды – неплохой срок для такого сложного гибридного устройства.
Lexus RX 400h | |
от $27 тыс. до $59,3 тыс. | По данным каталога «Автобазар» |
Общие данные | |
Тип кузова | универсал |
Дверей/мест | 5/5 |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 4755/1840/1670 |
База, мм | 2715 |
Масса снаряж./полная, кг | 2040/2505 |
Объем багажника, л | 490/2130 |
Объем бака, л | 66 |
Двигатели | |
Бензиновый 6-цилиндр.: | 3,3 л 24V (214 л. с./288Нм) |
2 электродвигателя: | 167 л. с./330 Нм (передний) и 68 л. с./130 Нм |
Трансмиссия | |
Тип привода | подкл. полный |
КП | бесст. вариатор. |
Ходовая часть | |
Тормоза передние/задние | диск. вент./диск. |
Подвеска передняя/задняя | независ./независ. |
Шины | 235/55 R18 |
Цены на новые ориг. запчасти, грн.* | |
Передн./задн. торм. колодки | 920/430 |
Воздушный фильтр салона | 500 |
Воздушный фильтр | 350 |
Топливный фильтр | 450 |
Масляный фильтр | 110 |
Подшипник передн. ступицы | 460 |
Заданяя ступица с подшипником | 1800 |
Шаровая опора | 900 |
Рычаг передней подвески | 1200 |
Втулка/стойка передн. стабилизатора | 70/420 |
Наконечник рулевой тяги | 480 |
Демпферная муфта | 10500 |
Помпа | 850 |
Ремень ГРМ | 620 |
Натяжной ролик ГРМ | 580 |
Обводной ролик ГРМ | 530 |
*Цены могут немного отличаться в зависимости от производителя и модификации автомобиля. Цены предоставлены ООО АК «ТЕРРА» |