X

Ford Focus, Mazda 323 (BJ), Renault Megane, VW Bora: Чья репутация под сомнением?

В нашем обзоре – четыре седана: Ford Focus, Mazda 323 (BJ), Renault Megane и VW Bora. Все они выпускались в одно время, но Bora заметно дороже остальных. Оправданна ли высокая цена этой машины или есть смысл сэкономить, выбрав более доступного конкурента?

В нашем обзоре – четыре седана: Ford Focus, Mazda 323 (BJ), Renault Megane и VW Bora. Все они выпускались в одно время, но Bora заметно дороже остальных. Оправданна ли высокая цена этой машины или есть смысл сэкономить, выбрав более доступного конкурента?

В нашем обзоре – четыре седана: Ford Focus, Mazda 323 (BJ), Renault Megane и VW Bora. Все они выпускались в одно время, но Bora заметно дороже остальных. Оправданна ли высокая цена этой машины или есть смысл сэкономить, выбрав более доступного конкурента?

Ford Focus 1998–2004 г. в.
от $9 400 до $16 800

Mazda 323 (BJ) 1998–2003 г. в.
от $7 800 до $14 700

Renault Megane 1995–2002 г. в.
от $6 000 до $12 700

VW Bora 1997–2004 г. в.
от $10 900 до $21 500

Немецкая VW Bora – наиболее престижная в нашем обзоре модель, что и обусловило ее наивысшую рыночную стоимость – в зависимости от года выпуска на рынке за нее просят от $10,9 до $21,5 тыс. Сравнив одинаковые по возрасту автомобили, мы выясняли, что фольксвагеновский существенно дороже ближайшего по цене конкурента Ford Focus – в среднем на $3-4 тыс. Наиболее доступным в нашей четверке является «старичок» Renault Megane (от $6 до $12,7 тыс.) – он дешевле Mazda 323 приблизительно на $1 тыс.

Отличник

Начнем с одной из наиболее важных характеристик, особенно в наших условиях эксплуатации, – коррозионной стойкости. В этом Bora на высоте – если автомобиль не побывал в дорожных передрягах, то проблем с «рыжей напастью» у него нет. Но у всех остальных машин есть уязвимые места. У Focus ржавчина появляется на крышке багажника под задней декоративной планкой: болты ее крепления со временем ржавеют, и коррозия переходит на крышку. На «триста двадцать третьих» последних годов выпуска отмечены сколы краски на арках задних крыльев, которые впоследствии поражаются коррозией. А на Megane первых годов выпуска ржавчина может появиться в местах стыков сварных швов на задних колесных арках.

Приборная панель Focus в прежнем фирменном стиле New edge до сих пор вызывает неоднозначную реакцию – уж очень она своеобразна.

Благодаря наибольшей колесной базе (2615 мм) галерка Focus получилась самой просторной – высоким пассажирам здесь наиболее удобно.

Дизайнерскими изысками салон Mazda 323 не отличается. По духу его оформление ближе к Bora.

По запасу свободного места для ног сидящих сзади Mazda 323 лишь немногом проигрывает лидеру – Focus.

«Торпедо» Megane, так же, как и у Focus, выполнено в стиле некогда популярного биодизайна.

По расстоянию между подушкой заднего дивана и передними креслами Megane уступает почти всем, за исключением Bora – у «француза» места чуть больше.

Сдержанно оформленный салон Bora выглядит намного солиднее и добротнее, чем у остальных. Эргономика и качество отделочных материалов на высоте.

Колесная база Bora наименьшая (2515 мм), но благодаря грамотной планировке внутреннего пространства и удачной форме передних кресел галерка не тесная.

Хитрые спинки

Самым просторным салоном отличается Focus. Наименьший запас свободного места для ног задних пассажиров – в Bora. Но все же они не будут упираться коленями в спинки кресел: благодаря грамотной планировке внутреннего пространства и удачной форме передних сидений, в спинках которых сделаны углубления для ног, впереди и сзади одновременно смогут усесться люди высокого роста. При этом салон Bora выгодно отличается от остальных участников обзора тем, что он выполнен добротно и очень качественно. Сразу же ощущаешь, что сидишь в более престижной машине. Из слабых мест следует упомянуть разве что «концевики», встроенные в дверные замки, – они могут выйти из строя. В «триста двадцать третьей» критике можно подвергнуть шумоизоляцию – так, сильнее, чем хотелось бы, прослушивается двигатель, а с ростом скорости – дорожный шум. У Megane «хромает» обзорность, которую немного перекрывает передняя левая стойка. Особенность электрооборудования Megane – центральный блок коммутации (ЦБК), который управляет вспомогательной электроникой автомобиля. При неквалифицированном вмешательстве ЦБК можно вывести из строя. А вот к салону Focus каких-либо претензий у специалистов нет.

В практичности фору всем даст «француз» – именно он более всего приспособлен для перевозки грузов и различного багажа. На последнем месте по этому параметру – «японец».

Мощности маловато…

Наиболее широкая линейка силовых агрегатов у Bora, а самая скромная она у «триста двадцать третьей». К тому же многие агрегаты «японца» отличаются недостаточно высокой литровой мощностью.

Меньше всего претензий отечественные механики предъявляют к двигателям Focus и Mazda 323. Характерная особенность моторов «немца» – «подъедание» масла при движении на высоких оборотах, хотя неисправностью это не является. Кроме того, отмечен выход из строя топливного бензонасоса при засорении его приемной сетки. А еще специалисты советуют воздержаться от покупки 8-клапанных агрегатов объемом 2,0 л – эти двигатели устанавливались на американские версии, и запчасти к ним не всегда есть в наличии.

В процессе эксплуатации «триста двадцать третьей» характерные проблемы отмечены только с 1,5-литровыми двигателями – выходят из строя электронные модули зажигания, может течь масло из-под прокладки поддона двигателя и засоряются расходомеры воздуха. Особенность всех без исключения моторов – со временем (через 100–150 тыс. км) они нуждаются в регулировке тепловых зазоров клапанов.

Проблем побольше

В агрегатах Megane и Bora зафиксировано больше неполадок. Так, мотористам часто приходилось ремонтировать двигатели «французов» по причине перегрева, поэтому нужно внимательно следить за тепловым режимом их работы и герметичностью системы охлаждения. В 1,4-литровом «16-клапаннике» его провоцируют утечки антифриза из-под корпуса термостата, а в 1,4- и 1,6-литровых 8-клапанных моторах он течет из-под шпилек крепления выпускного коллектора, которые входят в рубашку системы охлаждения. Кроме того, из-за применения некачественного бензина быстро выходит из строя катализатор отработавших газов, а в «8-клапанниках» еще и трескается выпускной коллектор. В дизелях со временем изнашивается и приходит в негодность терморегулятор холостых оборотов двигателя. Все остальные моторы, за исключением «16-клапанников», при чрезмерно шумной работе на холостых оборотах нуждаются в регулировке тепловых зазоров клапанов.

Проблемы с системой охлаждения могут возникнуть и в агрегатах Bora – отмечены случаи разрушения пластиковой крыльчатки помпы и выход из строя термостата с электронным управлением. В моторе 1,8T к пробегу в 150 тыс. км может прийти в негодность привод механизма регулировки фаз газораспределения, теряет герметичность прокладка кожуха механизма регулировки фаз и выходят из строя индивидуальные катушки зажигания. 2,0-литровый бензиновый двигатель отличается повышенным потреблением масла (при пробеге около 100 тыс. км расход может доходить до 0,5 литра на 1 тыс. км). Со временем из-за попадания картерных газов засоряется дроссельная заслонка. Если ее не очистить, откажет потенциометр заслонки.

Сильные автоматы

Большинство участников обзора – переднеприводные автомобили. Полноприводные версии есть только у Bora, хотя такие модификации встречаются редко. Зато их покупка не должна вызывать сомнений – по утверждению работников сервиса, версии 4Motion, оснащенные электронно управляемой муфтой Haldex, подключающей задние колеса при пробуксовке передних, достаточно надежны.

«Триста двадцать третьи» и Megane в Украине чаще встречаются с механической КП, а вот автоматическую легче всего найти среди Focus и Bora. Проблемы с «автоматами» обеих моделей не выявлены, однако «механика» каждой из них способна преподносить неприятные сюрпризы.

У Focus и Mazda 323 неполадки самые незначительные. Так, у «немца» из-за выпадения фиксаторной пружинки кулисы в МКП нечетко включаются передачи, а у «японца», который долго не эксплуатировался, тяги механизма привода переключения передач могут покрыться ржавчиной и будут подклинивать, затрудняя переключение.

Слабое место «механики» Megane – сальник кулисы переключения передач, из-под которого нередко подтекает масло. Замена сальника очень трудоемка, и ее лучше всего приурочить к замене сцепления. Кроме того, со временем выходят из строя пластиковые втулки тяг переключения передач.

Многие МКП Bora служат без проблем. Ненадежным является только агрегат с индексом DUU – он отличается затрудненным включением первой передачи, а при активной езде могут оборваться заклепки крепления дифференциала. Хотя это не проблема – отечественные специалисты легко справляются с этой поломкой.

Хозяйственным автомобилистам больше подходит Megane – именно этот автомобиль отличается самым вместительным грузовым отсеком (510 л) и наибольшей грузоподъемностью (565 кг). Наименее практична Mazda 323: ее багажник и грузоподъемность – 415 л и 510 кг соответственно.

 

Шаткое преимущество

На наших дорогах более долговечными зарекомендовали себя подвески Focus и Mazda 323 – сайлент-блоки рычагов и шаровые опоры способны прослужить до 100 тыс. км. У Megane и Bora эти детали передка продержатся около 80 тыс. км, а «расходники» задней подвески также служат очень долго. Быстрее всего в подвесках изнашиваются втулки стабилизатора поперечной устойчивости. Меньше они служат у Megane (20–30 тыс. км), немного дольше – у Bora (40–50 тыс. км), а у Focus и «триста двадцать третьей» способны «пробежать» 60–70 тыс. км.

Кстати, конструктивно ходовые моделей Ford и Mazda схожи – впереди применен традиционный McPherson, а сзади – «многорычажка». К тому же многорычажная подвеска Focus благодаря «мягким» сайлент-блокам наделена эффектом самоподруливания. Поэтому на хороших участках дорог машина отличается высокой устойчивостью, а вот на неровных – задок часто переставляет. У моделей Renault и VW впереди также применяется McPherson. Сзади у Megane торсионная балка, а у Bora – обычная балка скручивания. Более простые подвески Renault и VW отличаются доступным обслуживанием, а на ремонте ходовой Ford и Mazda сэкономить не удастся. Например, фирменные шаровые опоры у Focus и Mazda 323 поставляются вместе с рычагами. Правда, есть возможность отдельно установить неоригинальные «шаровые», но при этом нивелируется незначительное преимущество в долговечности ходовой. Вместе с рычагами поставляются и «резинки» задних многорычажек.

Все поправимо

Самое беспроблемное «рулевое» – у «триста двадцать третьей». У Focus и Bora при больших пробегах могут дать течь сальники рулевой рейки, а у Megane – верхний сальник рулевого вала. Впрочем, рейки у нас научились ремонтировать. Кроме того, у «француза» теряет герметичность датчик давления масла в системе гидроусилителя. Из-под него начинает подтекать смазка, что в итоге выводит датчик из строя.

К тормозной системе большинства автомобилей почти нельзя придраться, хотя у Megane суппорты задних дисковых тормозов не оснащены грязезащитными щитками, что приводит к ускоренному износу тормозных колодок и дисков.

Стоит ли переплачивать?

Итак, попробуем ответить на главный наш вопрос: стоит ли переплачивать за самого дорогого участника обзора – Bora? По сумме итоговых оценок лидирует Ford Focus – 35 баллов. Второе место досталось VW Bora (33 балла), на третьем – Mazda 323 (32 балла), а замыкает таблицу Renault Megane (31 балл).

Значительный отрыв лидера Focus свидетельствует о том, что именно эта модель отличается наилучшим соотношением потребительских качеств и рекомендуется как оптимальный семейный автомобиль. Выбирать Bora стоит в том случае, если важен престиж транспортного средства, который у этой модели подкреплен соответствующим качеством изготовления и чувствуется в каждой детали. Несмотря на высокую надежность, «триста двадцать третья» проигрывает вышеперечисленным автомобилям в практичности, а Megane оказался в самой нижней строке нашего рейтинга главным образом из-за того, что этот автомобиль уступает всем остальным участникам обзора в надежности.

Ford Focus. Рейтинг «Автоцентра» 1

Плюсы

Минусы

  • Наилучшее соотношение потребительских качеств
  • Самый просторный салон
  • Долговечная подвеска
  • Хорошая устойчивость
  • Коррозия на крышке багажника
  • Возможен выход из строя топливного насоса
  • Сложность обслуживания мотора 2,0 л 8V
  • Возможны проблемы с «рулевым» и кулисой в МКП
  • Дорогостоящее обслуживание «ходовой»

Mazda 323 (BJ). Рейтинг «Автоцентра» 3

Плюсы

Минусы

  • Надежность большинства узлов и агрегатов
  • Хороший запас места на галерке
  • Высокий ресурс подвески
  • Могут поржаветь задние колесные арки
  • Наименьший грузовой отсек
  • Неважная шумоизоляция
  • Возможны проблемы с мотором объемом 1,5 л
  • Высокая стоимость обслуживания подвески

Renault Megane. Рейтинг «Автоцентра» 4

Плюсы

Минусы

  • Наибольшие грузовой отсек и грузоподъемность
  • Беспроблемное «рулевое»
  • Доступное обслуживание «ходовой»
  • Могут поржаветь задние арки
  • Моторы восприимчивы к перегреву и требовательны к качеству топлива
  • Поломка терморегулятора холостых оборотов (в дизелях)
  • Течь масла из-под сальника кулисы, датчика давления в г/у
  • Повышенный износ задних дисковых тормозов

VW Bora. Рейтинг «Автоцентра» 2

Плюсы

Минусы

  • Высокая коррозионная стойкость
  • Качественный и добротный салон
  • Большой выбор силовых агрегатов
  • Доступное обслуживание подвески
  • Беспроблемный «автомат» и полноприводная трансмиссия 4Motion
  • Высокая стоимость
  • Проблемы с помпой, термостатом и дверными «концевиками»
  • Наименьший запас места сзади
  • Повышенное потребление масла (2,0 л)
  • При больших пробегах возможны проблемы с мотором 1,8 T и рулевым
  • Ненадежная «механика» (DUU)

Цены на новые запчасти, грн.

Ford Focus

Mazda 323 (BJ)

Renault Megane

VW Bora

Передн./задн. торм. колодки

360/285

117/160

170/145

351/180

Воздушный фильтр

56

47

37

82

Топливный фильтр

70

70

42

63

Масляный фильтр

37

36

35

38

Амортизатор передн./задн.

460/427

564/400

343/320

495/378

Подшипник передн./задн. ступицы

305/330

470/690

253/190

487/562

Сцепление (комплект)

1786

1081

983

1223

Ремень ГРМ

141

99

84

90

Натяжной ролик ГРМ

240

200

197

305

Автомобили

Ford Foсus

Mazda 323 (BJ)

Renault
Megane

VW
Bora

Общие данные

Тип кузова

седан

седан

седан

седан

Дверей/мест

4/5

4/5

4/5

4/5

Габариты, Д/Ш/В, мм

4380/1700/1480

4360/1705/1410

4400/1700/1420

4375/1735/1440

База, мм

2615

2610

2580

2515

Масса снаряженная/полная, кг

1100/1630

1070/1580

1035/1600

1210/1750

Объем багажника, л

490

415

510

455

Объем бака, л

55

55

60

55

Двигатели

Бензиновые 4-цилиндр.:

1,4 л 16V (75 л. с.),
1,6 л 16V (101 л. с.),
1,8 л 16V (116 л. с.),
2,0 л (111 л. с.),
2,0 л 16V (131 л. с.),
2,0 л 16V (172 л. с.),
2,0 л 16V Turbo (215 л. с.), 2,3 л 16V (147 л. с.)

1,3 л 16V (73 л. с.), 1,5 л 16V (88 л. с.) 1,6 л 16V (98 л. с.), 1,8 л 16V (114 л. с.), 2,0 л 16V (130 л. с.)

1,4 л (75 л. с.),
1,4 л 16V (95 л. с.), 1,6 л (90 л. с.),
1,6 л 16V (107 л. с.), 1,8 л 16V (116 л. с.), 2,0 л (114 л. с.),
2,0 л 16V (150 л. с.)

1,4 л 16V (75 л. с.),
1,6 л (102 л. с.),
1,6 л 16V (110 л. с.),
1,8 л 20V (125 л. с.),
1,8 л 20V Turbo (150 л. с.), 1,8 л 20V Turbo (180 л. с.), 2,0 л (116 л. с.)

5-цилиндр.:

нет

нет

нет

2,3 л 20 V (150 л. с.), 2,3 л 20 V (170 л. с.)

6-цилиндр.:

нет

нет

нет

2,8 л 24 V (204 л. с.),

Дизельн. 4-цилиндр.:

1,8 л Turbo (90/75 л. с.),
1,8 л 16V Turbo
(115 л. с.)

2,0 л (71 л. с.),
2,0 л 16V Turbo (90/101 л. с.)

1,9 л (64 л. с.), 1,9 л Turbo (98 л. с.),
1,9 л Turbo
(102 л. с.)

1,9 л (68 л. с.), 1,9 Turbo
(90 л. с.), 1,9 Turbo (101 л. с.), 1,9 Turbo (116 л. с.),
1,9 Turbo (110 л. с.),
1,9 Turbo (130 л. с.),
1,9 Turbo (150 л. с.)

Трансмиссия

Тип привода

передн.

передн.

передн.

передн. или полн.

КП

5-ст. мех. или
4-ст. авт.

5-ст. мех.
или 4-ст. авт.

5-ст. мех.
или 4-ст. авт.

5- или 6-ст. мех.
или 4-ст. авт.

Ходовая часть

Тормоза передние/задние

диск. вент./бараб. диск. вент./диск.

диск. вент./бараб. диск. вент./диск.

диск. вент./бараб. диск. вент./диск.

диск. вент./диск.

Подвеска передняя/задняя

незав./незав.

незав./незав.

незав./незав.

незав./полузав.

Шины

185/65 R14,
195/60 R15

175/65 R14,
185/65 R14,
195/55 R15

175/65 R14, 185/60 R15, 195/50 R15

175/65 R14, 185/60 R14, 195/65 R15, 205/55 R16

Оценка участников обзора *

Кузов/ Багажник (коррозионная стойкость и др./ функциональность, объем)

4/4

3/2

3/5

5/3

Салон (качество, удобство, обзорность, комфорт, вместительность, практичность)

5

4

3

3

Двигатели/ КП (надежность, неприхотливость, возможность выбора, стоимость обслуживания)

5/4

5/4

3/3

4/4

Подвеска/Рулевое/Тормоза (долговечность, беспроблемность, стоимость обслуживания)

4/4/5

4/5/5

5/4/4

5/4/5

Всего баллов

35

32

30

33

* Максимальная оценка по каждой категории – 5 баллов

 

Юлий Максимчук
Фото Владислава Бойко и Андрея Яцуляка

Редакция благодарит СТО «Виннер Автомотив», «Mazda Auto International», «Арма-Моторс» и «Автосоюз» за помощь в подготовке материала