X

Fiat Marea Weekend, Peugeot 306 Break, Opel Astra Caravan, VW Golf III Variant: Возраст практичности не помеха?

В нашем сегодняшнем материале – четыре подержанных универсала С-класса. Они выпускались в разные годы, но их цены почти не отличаются. Мы сравним практичность и функциональность этих машин, а главное, выясним, как сказался возраст на их надежности.

В нашем сегодняшнем материале – четыре подержанных универсала С-класса. Они выпускались в разные годы, но их цены почти не отличаются. Мы сравним практичность и функциональность этих машин, а главное, выясним, как сказался возраст на их надежности.

В нашем сегодняшнем материале – четыре подержанных универсала С-класса. Они выпускались в разные годы, но их цены почти не отличаются. Мы сравним практичность и функциональность этих машин, а главное, выясним, как сказался возраст на их надежности.

Все автомобили – VW Golf III Variant, Opel Astra Caravan, Fiat Marea Weekend и Peugeot 306 Break – попадают в общую ценовую категорию: от $4,7тыс. до $12 тыс. (в зависимости от годов выпуска, техсостояния и комплектации). Высокая максимальная стоимость обусловлена тем, что «итальянец» и «француз» выпускались вплоть до 2002 года, тогда как «немцы» представили очередные поколения своих моделей на четыре года раньше. Если сравнить машины одинаковых годов выпуска, то Golf III Variant стоит в среднем на $1–1,5 тыс. дороже, чем остальные машины (от $6,8 тыс. до $10 тыс.). Это объясняется тем, что он наиболее престижный среди сегодняшних конкурентов. Самая доступная модель – Astra Caravan: в зависимости от возраста за нее на отечественном рынке подержанных автомобилей просят от $4,7 тыс. до $8,5 тыс. А вот более «свежие» Marea Weekend и 306 Break оцениваются почти одинаково – в среднем от $7,5 тыс. до $12 тыс.

Универсалы изначально ориентированы на хозяйственных владельцев, которым приходится часто ездить и перевозить грузы, поэтому среди таких машин много дизельных версий, у двигателей которых более высокий крутящий момент и лучшая топливная экономичность, чем у бензиновых. Большинство автомобилей – переднеприводные. Редко встречаются полноприводные модификации Golf III Variant Syncro, оснащенные вискомуфтой, перераспределяющей крутящий момент на задние колеса в случае пробуксовки передних. В среднем такие автомобили на $500–800 дороже, чем «переднеприводники».

Обязательная процедура при покупке универсала – квалифицированная диагностика узлов и деталей, априори подверженных повышенному износу – это задняя подвеска (сайлент-блоки, втулки, пружины и амортизаторы); трансмиссия (сцепление и КП); кузов (трещины возле стоек, лонжеронов, особенно в задней части автомобиля). Предельно внимательно следует осматривать экземпляры, оснащенные фаркопом, так как они могли таскать за собой тяжелый прицеп.

Fiat Marea Weekend

Кузов «итальянца» оцинкован. Даже передняя часть универсала отличается от хэтчбека, и эта особенность усложняет поиск нужных кузовных запчастей. Характерная «болезнь» – со временем трескается резиновое покрытие наружных дверных ручек. Багажное отделение – одно из самых больших, а грузоподъемность – самая высокая среди участников обзора.

Благодаря наибольшей колесной базе и ширине салон Marea Weekend самый просторный среди конкурентов.

Бензиновые двигатели очень чувствительны к качеству топлива, что заметно сказывается на динамике. Если в бензине будет хоть немного воды, датчик уровня топлива сначала может искажать показания, а затем выйдет из строя. Стоимость обслуживания 1,4-литрового агрегата повышают более дорогие (практически вдвое по сравнению с конкурентами) натяжной ролик ремня ГРМ и высоковольтные провода. Дизельные версии, по утверждению специалистов, достаточно надежные. Каждые 40–60 тыс. км эти агрегаты нуждаются в регулировке тепловых зазоров клапанов.

Механическая КП требует применения только синтетического масла вязкостью 75W-90, так как «минералка» способна вывести коробку передач из строя. В турбодизельной версии объемом 2,4 л применен двухмассовый маховик, на котором установлены демпферные пружины. При несвоевременной замене ведомого диска можно «докататься» до выхода пружин из строя, и в данном случае придется покупать маховик в сборе (узел – около $700).

Подвеска достаточно комфортна. В передней через 30 тыс. км придется менять тяги стабилизатора поперечной устойчивости, а вот сайлент-блоки рычагов выдерживают до 60 тыс. км. Задняя подвеска намного долговечнее – ее ресурс в среднем 100 тыс. км.

Слишком мощный гидроусилитель руля Marea Weekend ухудшает обратную связь на руле, поэтому при маневрировании на высоких скоростях нужна предельная осторожность.

История

07.96 Начато производство универсала Fiat Marea Weekend. Новые моторы: бензиновые 1,6 л (103 л. с.), 1,8 л (113 л. с.), 2,0 л (154 л. с.) и дизельные 1,9 л (75 л. с.) и 2,4 л (131 л. с.)
01.99 Турбодизельные моторы 1,9 л (75 л. с.) и 2,4 л (131 л. с.) оснастили системой непосредственного впрыска топлива
03.02 На смену Fiat Marea Weekend приходит новая модель – Stilo Multi Wagon.

Opel Astra Caravan

Характерные слабые места кузова Astra Caravan, где можно обнаружить коррозию: пороги, колесные арки, углы крыльев и дверей, крышка багажника (нижняя ее часть и вокруг стекла). Зато грузовой отсек – наибольший среди конкурентов.

Трем пассажирам на «галерке» не слишком комфортно. К качеству отделочных материалов претензий нет, может разве что протереться обивка сидений в местах развитой боковой поддержки. Из-за нарушения контактов в штекерных разъемах отмечены отказы электростеклоподъемников и центрального замка. Указатель уровня топлива выходит из строя, искажая показания реального количества бензина в баке.

В бензиновых модификациях нередко течет масло из-под негерметичного уплотнительного кольца «трамблера», а в 8-клапанных версиях – еще и из-под клапанной крышки. Особенность турбодизельной версии с агрегатом Isuzu объемом 1,7 л (82 л. с.) – со временем ГРМ требует регулировки тепловых зазоров клапанов. Как правило, срок службы водяного насоса невелик – 60–80 тыс. км, поэтому мотористы СТО рекомендуют менять его вместе с ремнем ГРМ. В противном случае все заканчивается заклиниванием насоса, обрывом ремня и «роковой» встречей клапанов с поршнями.

Со временем в механической КП выходит из строя втулка кулисы переключения передач, а также теряют герметичность сальники полуосей и кулисы.

Подвеска Astra отличается неплохой энергоемкостью. Слабые места «передка» – стойки стабилизатора, которые при попадании колес в большие ямы могут оторваться, и вертикальный сайлент-блок переднего рычага, который служит около 60 тыс. км. Все остальные детали могут выходить намного дольше.

В рулевом управлении с гидроусилителем отмечены потери герметичности сальников рулевой рейки и насоса усилителя. Кроме того, со временем разбивается и требует замены втулка рулевой рейки. Благо этот узел ремонтопригоден.

В версиях, оснащенных задними барабанными механизмами, нередко подтекают рабочие тормозные цилиндры.

 История

09.91 Дебютирует универсал Opel Astra (F) Caravan
08.94 Фейслифтинг: автомобиль получил белые рассеиватели передних указателей поворотов, новую радиаторную решетку, а бамперы начали окрашивать в цвет кузова. Начата установка нового турбодизельного мотора объемом 1,7 л (82 л. с.)
07.97 ABS вошла в базовое оснащение
01.98 На смену Opel Astra (F) Caravan приходит новое поколение модели – Astra (G) Caravan

VW Golf III Variant

На Golf III Variant первых годов выпуска можно обнаружить следы «рыжей» болезни, которая встречается на арках крыльев, передней кромке капота и порогах. Багажное отделение – одно из наименьших среди конкурентов.

Салон выполнен из качественных и износостойких материалов. Претензии вызывают лишь версии GT и VR6 Syncro – у них нередко протирается развитая боковая поддержка передних сидений. На заднем сиденье смогут нормально разместиться трое пассажиров средней комплекции.

В целом серьезные неполадки в двигателях «немца» не отмечены. В бензиновых версиях с системой моновпрыска топлива недолговечностью отличается потенциометр дроссельной заслонки и прокладка, установленная между впускным коллектором и корпусом «моноинжектора». В турбодизельной версии иногда дают течь передний и задний сальники коленвала. В системе охлаждения могут треснуть пластиковые фланцы, стыкующие резиновые патрубки с двигателем. Иногда из-под них подтекает охлаждающая жидкость по причине пересыхания уплотнительных колец. Мотор VR6 в обслуживании обходится дороже своих 4-цилиндровых собратьев, к тому же он расходует на 100 км пути на 3-4 л больше топлива.

На автомобилях с большим пробегом (под 300 тыс. км), оборудованных «механикой», отмечен обрыв заклепок дифференциала, а также изнашиваются втулки кулисы переключения передач. Характерных неисправностей полноприводной трансмиссии Syncro специалисты припомнить не смогли.

Подвеска в меру жесткая и зарекомендовала себя достаточно долговечной. Ее придется обслуживать приблизительно через 70 тыс. км – столько в среднем выхаживают задние сайлент-блоки передних рычагов, а вот передние служат дольше. Сайлент-блоки задней балки «ходят» 80–100 тыс. км. Слабое место – задние пружины, которые со временем проседают.

Рулевое управление в процессе эксплуатации, как правило, проблем не доставляет, а вот дисковые тормозные механизмы задних колес на это способны. Со временем в них закисает механизм привода стояночного тормоза.

 История

08.93 Дебютирует 5-дверный универсал VW Golf III Variant. Появился новый бензиновый мотор 2,0 л 16V (150 л. с.)
12.94 Начат выпуск полноприводных версий Variant Syncro
06.96 Стали устанавливать двигатель объемом 1,6 л (101 л. с.), с блоком из алюминиевого сплава
08.98 Смена поколений – начато производство VW Golf IV Variant

Peugeot 306 Break

Благодаря оцинковке кузов надежно защищен от коррозии. Со временем крепежный болт «запаски», подвешенной снаружи под полом багажника, ржавеет, и воспользоваться ею не всегда удается. Багажник – один из наименьших среди участников обзора.

По ширине салон 306 Break не слишком просторный, хотя места от коленей до спинок передних кресел вполне достаточно для комфортной посадки. Со временем провода в жгуте, проходящем между дверью и стойкой передней двери, переламываются, что приводит к отказам электростеклоподъемников и электрозеркал.

В бензиновых версиях с системой распределенного впрыска топлива недолговечностью отличаются регуляторы холостого хода и резиновые топливные шланги, подающие бензин в линейку «инжекторов». Для надежной работы дизелей рекомендуется каждые 80 тыс. км обслуживать топливные форсунки (очищать и регулировать давление под требуемое качество распыления). При замене ремня ГРМ (через каждые 80 тыс. км) во всех моторах следует проверить состояние водяного насоса (он приводится в движение этим ремнем), а в дизельных – еще и сальника топливного насоса. Его течь может вывести из строя ремень ГРМ со всеми вытекающими из этого последствиями. Моторы каждые 80 тыс. км нуждаются в проверке и регулировке тепловых зазоров клапанов (исключение – 2,0-литровые бензиновые версии).

Как правило, механическая КП надежно служит весь срок эксплуатации автомобиля, а вот автоматические приходилось ремонтировать. Со временем в обоих типах КП отмечена потеря герметичности сальников полуосей.

Переднюю подвеску типа McPherson придется «перебирать» каждые 60 – 70 тыс. км – такой срок службы имеют сайлент-блоки рычагов и стойки стабилизатора поперечной устойчивости. В это же время необходимо проконтролировать состояние игольчатых подшипников задней торсионной балки. При езде на изношенных подшипниках можно вывести из строя всю балку. Задняя подвеска – пассивно подруливающая, что повышает устойчивость автомобиля при маневрах.

На машинах с большим пробегом (за 200 тыс. км) отмечены выходы из строя крестовины рулевого вала. Наконечники рулевых тяг служат в среднем 50 тыс. км.

Со временем в задних барабанных тормозах ржавеет механизм самоподвода колодок.

 История

08.97 Увидел свет 5-дверный универсал Peugeot 306 Break. Незначительный рестайлинг модели – новая цельная с «поворотником» передняя оптика и крупные фирменные эмблемы
03.02 Дебютирует наследник – универсал Peugeot 307 SW

Неожиданный лидер

Прежде чем ответить на главный вопрос, какой из универсалов лучший, сравним их потребительские качества.

Коррозионная стойкость кузова только двух машин – VW Golf III Variant и Opel Astra Caravan вызывает претензии. И если на первой ржавчина появляется на самых древних экземплярах, то на второй она встречается куда чаще – независимо от года выпуска автомобиля.

Наименее просторная «галерка» у Astra Caravan. Создатели пожертвовали ею для того, чтобы сделать повместительнее багажное отделение, которое у этого «немца» самое большое – 500/1630 л. Вместе с тем, по универсальности лучшим назовем Fiat Marea Weekend. Его багажник также достаточно объемный – 500/1550 л, а грузоподъемность наибольшая – 520 кг. При этом за счет больших по сравнению с остальными участниками обзора габаритов салон Marea Weekend самый просторный – в нем комфортно разместятся пятеро членов экипажа. Кстати, удобство при погрузке тяжелой поклажи увеличивает откидывающаяся верхняя часть заднего бампера «итальянца». Заметим, что подобной «фишкой» не может похвалиться ни один из сегодняшних конкурентов. К тому же практичность грузового отсека Marea Weekend повышает его пластиковая обшивка, а вот у остальных чаще встречается ворсистая ковровая отделка.

Самый маленький грузовой отсек у VW Golf III Variant – его максимальный объем на 85 л меньше, чем у Peugeot 306 Break. Функциональность всех участников обзора повышают трансформирующиеся задние сиденья, которые в большинстве версий складываются в пропорции 2:3.

По утверждению работников сервиса, наиболее долговечны и надежны моторы Golf III Variant. А вот коробки передач этого «немца» при больших пробегах могут потребовать ремонта. Самой неприхотливой трансмиссией отличается Marea Weekend.

Достаточно надежна подвеска Golf III Variant, а вот ресурс «ходовой» всех остальных машин немного меньше. При этом обслуживание подвески «итальянца» и «француза» обходится дороже, чем Astra Caravan. Дело в том, что в оригинале шаровые опоры и сайлент-блоки у Marea Weekend поставляются вместе с передними рычагами; вместе предлагаются и «резинки» передних рычагов 306 Break. При желании в обоих автомобилях можно установить и неоригинальные детали, которые поставляются отдельно. Правда, такая экономия неминуемо скажется на ресурсе подвески.

Самые беспроблемные тормоза у «итальянца», а вот у остальных машин эта система со временем начинает доставлять проблемы.

Первое место среди участников нашего обзора мы отдали Marea Weekend – именно этот автомобиль отличается наиболее сбалансированными потребительскими качествами и наилучшей универсальностью и, соответственно, набрал 35 баллов (см. оценочную таблицу). Это может удивить многих автолюбителей, но мы заметим: Marea Weekend уверенно разрушает стереотипное убеждение, что итальянские машины являются ненадежными.

На втором месте законодатель мод в «гольф-классе» – Golf III Variant с 32 баллами. По универсальности он проигрывает многим своим конкурентам, зато по остальным качествам опережает аутсайдеров, благодаря чему до сих пор является одной из наиболее популярных моделей в своем сегменте рынка.

Третью позицию занял Peugeot 306 Break – 31 балл, а последнюю – Astra Caravan (28 балов). Несмотря на то, что багажник этого «немца» самый большой, а грузоподъемность – одна из самых высоких, низкое качество исполнения, неважные показатели долговечности и подверженность коррозии, к сожалению, свели на нет эти важные для универсала достоинства и не позволили ему занять высшие позиции в нашем рейтинге.

 Резюме «Автоцентра»
Наш рейтинг 1
Fiat Marea Weekend

Наш рейтинг 2

VW Golf III Variant
Невысокая стоимость автомобиля
Двигатели чувствительны к качеству топлива
Надежность большинства узлов и деталей
Высокая по сравнению с конкурентами цена
Хорошая коррозионная стойкостьНедолговечность тяг переднего стабилизатораУдобный и качественно выполненный салонВозможно появление очагов коррозии (машины первых годов выпуска)
Наиболее просторный салонДолговечные двигателиНебольшой багажник
Дорогостоящее обслуживание передней подвески и 1,4-литрового агрегатаНаличие полноприводных версийНедолговечность потенциометра дроссельной заслонки (1,8 л/90 л. с.) и пластиковых фланцев системы охлаждения
Долговечная подвескаВозможны проблемы с «механикой»
Вместительный багажник, самая большая грузоподъемностьНевысокая информативность рулевого управленияПриемлемая стоимость запчастей и обслуживанияПроседают задние пружины
 Корродирует механизм привода стояночного тормоза
Наш рейтинг 3
Peugeot 306 Break
Наш рейтинг 4
Opel Astra Caravan
Приемлемая стоимость фирменного обслуживания и запчастейВозможны проблемы с «автоматом»Самый вместительный багажникНеважная коррозионная стойкость
Высокая стойкость к коррозииНедолговечность топливных шлангов и регулятора холостого хода (бензиновые версии)Наиболее низкая стоимость автомобиля и его содержанияУзковатая «галерка» (по сравнению с конкурентами)
Большой запас места от коленей до спинок передних креселВыход из строя крестовины рулевого валаТечь жидкости из тормозных цилиндров в барабанных механизмах
Беспроблемная «механика»Течь сальников полуосейЭнергоемкая подвескаНедолговечность передней подвески и рулевого механизма
Хорошие устойчивость и управляемостьРжавеет механизм самоподвода задних колодокТеряют герметичность сальники кулисы переключения передач и полуосей, прокладка клапанной крышки

 Сравнительные характеристики «универсальности» рассматриваемых моделей *
МодельОбъем багажника мин./макс., лГрузоподъемность, кг
Fiat Marea Weekend500/1550520
Opel Astra Caravan500/1630500
Peugeot 306 Break442/1512410
VW Golf III Variant465/1425425
*По данным автопроизводителя

 Наш рейтинг оценки участников обзора *
Место1432
Марка/МодельFiat Marea WeekendOpel Astra CaravanPeugeot 306 BreakVW Golf III Variant
Кузов/Багажник (коррозионная стойкость и др.,/функциональность, объем)5/53/55/34/2
Салон (качество, обзорность, комфорт, вместимость, практичность)5344
Двигатели/КП (надежность, неприхотливость, возможность выбора, стоимость обслуживания)4/53/43/45/3
Подвеска/Рулевое/Тормоза (долговечность, беспроблемность, стоимость обслуживания)3/3/54/2/43/4/45/5/4
Всего баллов35283032
* Максимальная оценка в каждой категории – 5 баллов

 Цены на новые неоригинальные запчасти, $
 Fiat Marea Weekend Opel Astra CaravanPeugeot 306 Break VW Golf III Variant
Передн. торм. колодки35234022
Задн. торм. колодки диск./бараб.28/3325/3630/3824/30
Воздушный фильтр77109
Топливный фильтр910915
Масляный фильтр5454
Амортизатор передн./задн.81/5540/3868/7341/36
Сцепление (комплект)163161160170
Ремень ГРМ23281920
Натяжной ролик ГРМ35403030

 ИоговаятаблицаЧемпионата
 Fiat Marea WeekendOpel Astra CaravanPeugeot 306 BreakVW Golf III Variant
Общие данные
Тип кузова5/5
Габариты, Д/Ш/В, мм4485/1740/15104278/1688/14754340/1680/14104340/1695/1430
База, мм2612251725802475
Масса снаряжен./полн., кг1320/18501110/16101195/16051190/1615
Объем багажника, л500/1550500/1630440/1510465/1425
Объем бака, л63526055
Двигатели
Бензиновые 4-цилиндр.:1,4 л 12V (80 л. с.) , 1,6 л 16V (90 л. с.), 1,6 л 16V (103 л. с.), 1,8 л 16V (113 л. с.)1,4 л 16V (90 л. с.), 1,6 л (75 л. с.), 1,6 л 16V (100 л. с.), 1,8 л (90 л. с.), 1,8 л 16V (116 л. с.), 2,0 л (115 л. с.), 2,0 л (136 л. с.) 16V, 2,0 л (150 л. с.) 16V1,4 л (75 л. с.), 1,6 л (88 л. с.), 1,8 л 16V (110 л. с.), 2,0 16V (133 л. с.)1,4 л (60 л. с.), 1,6 л (75 л. с.), 1,6 л (101 л. с.), 1,8 л (90 л. с.), 1,8 л (112 л. с.), 2,0 л (115 л. с.), 2,0 л 16V (150 л. с.)
5-цилиндр.:2,0 л 20V (154 л. с.)нетнетнет
6-цилиндр.:нетнетнет2,9 л (190 л. с.)
Дизельн. 4-цилиндр.:1,9 л Turbo (75 л. с.), 1,9 л Turbo (105 л. с.)1,7 л (60 л. с.), 1,7 л (82 л. с.) Turbo1,9 л (69 л. с.), 1,9 (90 л. с.) Turbo1,9 л Turbo (90 л. с.)
5-цилиндр.:2,4 л Turbo (131 л. с.)нетнетнет
Трансмиссия
Тип приводапереднийпередний или полный
КП5-ст. механ. или 4-ст. автомат.
Ходовая часть
Тормоза передн./задн.диск. вент./бараб. или диск. вент./диск.
Подвеска передн./задн.незав./ незав.незав./ полузав.незав./ незав.незав./ полузав. или незав./ незав.
Шины175/65 R14, 195/55 R15175/65 R14, 195/55 R15175/65 R13, 185/65 R14, 195/55 R15175/70 R13, 185/60 R14, 205/50 R15

Юлий Максимчук
Фото Андрея Яцуляка и Сергея Кузьмича

Редакция благодарит СТО Fiat Autoservise Ukraine, ДК «УкрАвтоЗАЗ-Сервис», СП МАС, «Автосоюз» за помощь в подготовке материала