Mazda3: Два характера SkyActiv
Но какой двигатель отвечает вашим запросам – с рабочим объемом 1,5 или 2,0 л? Отличаются ли они конструктивно и если да, то какой выгоднее с точки зрения эксплуатации? Попробуем разложить все по полочкам.
Экономия энергии
Начнем с экономичности, которая зависит от умения конструкторов снизить потери энергии сжигаемого топлива. В двигателе внутреннего сгорания существует четыре типа потерь от общего количества энергии, выделяемого при сгорании топлива. Это потери тепла, которое уходит с выхлопными газами в систему охлаждения и смазки, а также насосные и механические потери. Последние – это потери на трение, привод механизмов двигателя и навесного оборудования. Оставшееся количество энергии, собственно, и преобразуется в мощность мотора. Таким образом, инженеры Mazda решили улучшить термический КПД мотора. Для этого был взят курс на изменение параметров, которые поддаются корректировке и управлению. А это степень сжатия, соотношение воздух–топливо, продолжительность процесса сгорания, насосные и механические потери, включая трение. Степень сжатия стала ключевым фактором, на который инженеры сделали ставку, и они не ошиблись. Новые бензиновые моторы SkyActive-G имеют, казалось бы, недопустимую степень сжатия 14:1. При этом инженеры не проигнорировали и другие факторы, что в итоге и позволило получить столь прогрессивный двигатель, а точнее, линейку двигателей, включая и дизельные агрегаты.
Специальная геометрия днища поршня с центральной выемкой является одним из решений, снижающих вероятность детонационного сгорания топлива. |
Новая эра
Моторы SkyActive-G, как с рабочим объемом 1,5 л, так и 2,0 л – это очередная эра в развитии бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Ведь такая степень сжатия – 14:1 – ранее была только у дизелей. До эры SkyActive серийные бензиновые моторы из-за опасности детонационного сгорания топлива имели степень сжатия не более 11:1, а у силовых агрегатов некоторых болидов Формулы 1 этот параметр достигал 12:1. Чтобы заставить мотор работать на бензине с октановым числом 95 при степени сжатия 14:1, инженерам Mazda пришлось полностью сосредоточиться на происходящих в цилиндрах процессах, научиться наиболее оптимально смешивать топливо с воздухом и сделать процесс сгорания топливо-воздушной смеси без разрушающего, взрывоподобного, детонационного сгорания. Была также улучшена термоизоляция, что в итоге ускорило выход мотора на рабочую температуру.
Для снижения затрат энергии на трение и преодоление сил инерции инженеры Mazda на 20% облегчили поршни и поршневые пальцы, на 15% уменьшили вес шатунов, на 37% снизили давление поршневых колец на стенки цилиндров, на 6% в диаметре и на 8% в длину уменьшили размеры коленвала, на 50% снизили трение в приводе клапанов, на 45% сократили потребление энергии масляным насосом (за счет уменьшения его размеров и электронной регулировки давления в системе смазки).
Уделили внимание и насосным потерям при работе двигателя с прикрытой дроссельной заслонкой (на холостом ходу или при частичных нагрузках). При этом поршень в цилиндре на такте впуска создает в цилиндрах вакуум, который препятствует его перемещению вниз, т.е. воспринимает повышенное сопротивление. На его преодоление тратится часть энергии топлива, которое в данный момент сжигается в другом цилиндре. Эти насосные потери частично снижают за счет того, что выпускные клапаны еще какое-то время остаются открытыми на такте сжатия, в итоге в конце этого такта давление оказывается ниже, чем могло бы быть. Этот недостаток обычных бензиновых ДВС как раз и компенсирует повышенная степень сжатия, дающая более высокую температуру и давление. Последнее – это как раз и есть тот больший крутящий момент.
Так потребители получили два конструктивно схожих мотора с высоким КПД, где топливо сгорает более полно, а его энергия максимально направлена на получение полезной работы.
Так какому мотору все-таки отдать предпочтение? Это уже напрямую зависит от темперамента владельца авто, от его стиля вождения и пожеланий. Как ни крути, но больший объем силового агрегата подойдет активным драйверам, а 1,5-литровый двигатель – для тех, кто никогда не пытается померяться силами при старте на светофоре и для кого параметр экономичности более весомый. Это подтверждают и наши эксперты.
ТТХ Mazda3 с бензиновыми моторами 1,5 л и 2,0 л | ||
---|---|---|
Mazda3 | SkyActivG 1.5 | SkyActivG 2.0 |
Двигатель | ||
Тип | бенз. с непоср. впр. | |
Расп. и кво цил./кл. на цил. | R4/4 | |
Объем, см куб. | 1496 | 1998 |
Мощность, кВт(л.с.)/об/мин | 88(120)/6000 | 110(150)/6000 |
Макс. кр. мом., Нм/об/мин | 150/4000 | 210/4000 |
Трансмиссия | ||
Тип привода | передний | |
КП | 6-ст. авт. | |
Эксплуатационные показатели | ||
Максимальная скорость, км/ч | 186 | 210 |
Разгон 0–100 км/ч, с | 11,7 | 9,0 |
Расход трасса–город, л/100 км | 4,97,4 | 5,18,1 |
Гарантия, лет/км | 3/100 000 | |
Периодичность ТО, км | 20 000 | |
Стоимость ТО, грн. | 921 | |
Мин. стоим., грн. | 214 900 | 249 900 |
Мнение по Mazda3 SkyActiv-G 1.5
Сергей ИвановРедактор раздела новостей Для меня более предпочтительный 1,5-литровый мотор для Mazda3. Ведь сегодня идет тенденция на уменьшение объемов, и для машины С-класса нормой становится даже 1- или 1,2-литровый двигатель под капотом. Маздовский 1,5-литровый мотор семейства SkyActive обеспечивает отменную динамику при низком расходе. По топливной жажде он сравним с дизелями, а динамика в городе позволяет держаться в потоке без частых его переключений и выкручиваний. Единственный раз, когда я ощутил, что 1,5-литровый агрегат уступает 2-литровому – на горном серпантине, но ведь мы живем не в горах.
Мнение по Mazda3 SkyActiv-G 2.0
Дмитрий ЧабанРедактор рубрики «Автополигон» Mazda3 с 2-литровым 150-сильным двигателем дарит наиболее яркие эмоции от своего поведения и динамики. Мотор обладает хорошим запасом тяги и при этом довольно экономичен. Его расход топлива не сильно-то и отличается от 1,5-литрового. Зато 2-литровый автомобиль позволяет очень комфортно и уверенно чувствовать себя как в городе, так и на загородных трассах. Ведь он дает возможность легко ускоряться, а значит, быстрее и безопаснее совершать обгоны и другие маневры. «Двушка» устанавливается только на хэтчбек Mazda3 в самом дорогом исполнении Exclusive. Такой автомобиль эксклюзивно предлагает максимальное оборудование, среди которого круиз-контроль, задние датчики парктроника и салонное зеркало с автоматическим затемнением, системы предупреждения о непроизвольном пересечении разметки, о машинах в слепых зонах зеркал, автоматического переключения дальнего света фар, автоматической остановки на скоростях до 30 км/ч перед препятствием. Поэтому пусть Mazda3 SkyActiv-G 2.0 и самый дорогой автомобиль среди всех «троечек», но он максимально совмещает в себе драйверские качества со способностью обеспечить комфорт и безопасность.