Как не заснуть за рулем!
В одной из недавних публикаций шла речь о некоторых аспектах обучения студентов автошкол Финляндии, с которыми мы познакомились во время посещения одного учебного центра. Но тогда нам не удалось побывать в двух его классах, где проводятся специальные видеоуроки, позволяющие ученикам понять цену ошибки за рулем. Спустя несколько месяцев мы все-таки посетили их, и вот в чем особенность таких видеоуроков.
Сначала мы попали в мини-зал, где нам показали фильм, который можно назвать «Как жизнь хороша, как все вокруг прекрасно!», а затем перешли в другой зал, где демонстрировался фильм за чертой понятия «как жизнь хороша», а если точнее – что бывает, когда водитель совершает ошибки за рулем.
В нашем случае это был фильм о дорожно-транспортном происшествии, в котором один человек погиб, а второй получил тяжелые травмы. Все это произошло на ночной дороге, а причиной стало то, что водитель заснул за рулем и автомобиль на большой скорости слетел с трассы.
События второго фильма охватывают момент ДТП, приезд скорой помощи и транспортировку пострадавших в ближайшую клинику, где врачи ставят тяжелейший диагноз одному пассажиру и констатируют смерть другого. Это хороший урок,
который входит в программу обучения водителей ряда европейских стран. Идея создания такого фильма возникла у группы шведов, которые в ДТП потеряли своих лучших друзей. Они долго думали, как повысить бдительность водителей на дороге, как им объяснить, чем чреваты ошибки и игнорирование правил дорожного движения, и пришли вот к такой идее. И это действительно важный этап обучения. Вспомните, как вы начинаете вести себя за рулем, когда увидели ДТП, особенно с жертвами! Скорость транспортного потока на дороге после места таких аварий резко снижается, вот только плохо, что многие водители об этом очень быстро забывают. Наверное, если бы это было на этапе обучения в автошколе, эффект был бы более длительный.
При ночных поездках очень важно, чтобы фары были правильно отрегулированы.
Перед дальней ночной дорогой бачок стеклоомывателя следует заправить жидкостью с моющими добавками, а в багажник положить воду и мочалку для очистки фар и лобового стекла от остатков насекомых. В ночных поездках грязь на фарах ухудшает освещение, а помехи на стекле не только снижают видимость, но и способны вызвать эффект галлюцинаций, когда водителю привидится опасность на дороге. Резкие реакции при этом могут спровоцировать ДТП.
Как я борюсь со сном за рулем ночью
Юрий Дацык
Заместитель главного редактора журнала «Автоцентр»
Водительский стаж – 25 лет
За свою многолетнюю водительскую жизнь мне приходилось довольно много ездить в ночное время, и на разных этапах я применял разные способы борьбы со сном. Лет пятнадцать назад главным средством от сна был кофе. Я покупал его в придорожных кафе, как только начинал чувствовать повышенную сонливость. Сопутствующая пауза на остановку, легкая зарядка, глоток свежего воздуха и дальнейшее, уже в дороге, смакование кофе давали свой положительный эффект. Спустя годы ездить ночью стало немного сложнее, но и тогда я находил способы сохранения бодрости за рулем. Например, я заметил, что сонливость возрастает, если вы перед поездкой или во время поездки решили плотно поесть. Организм человека в данной ситуации, очевидно, тратит энергию и на переваривание пищи, и на управление автомобилем, из-за этого он сильно устает, что провоцирует желание поспать. Поэтому теперь перед дальней ночной поездкой и во время езды я стараюсь исключить обильную трапезу. В то же время за рулем, когда понимаю, что начинает хотеться спасть, я стараюсь что-то жевать. Для этого использую и конфеты, и орешки, и сушеные кальмары, и бублики. Главное – есть по чуть-чуть, чтобы опять-таки не перегрузить организм необходимостью переваривания большого количества пищи. Самое последнее средство мне порекомендовал мой товарищ, который демобилизовался и вернулся из АТО. Во время ночных патрулирований их спасали от сна семечки, которые им привозили волонтеры. Я долго этому не верил, но в одном из ночных путешествий решил попробовать. И эффект действительно впечатлил. Я выехал из Киева в одиннадцать часов вечера и до семи утра был в дороге. Так вот семечки выполнили роль средства «антисон» на все сто процентов! Даже моя жена периодически просыпалась и удивлялась, что я нахожусь в таком бодром состоянии. Единственный минус – машину после этого пришлось очень долго пылесосить. Важны в ночной поездке и попутчики, которые могли бы развлекать вас своей болтовней. Их, кстати, можно поискать через специальные сайты. Кроме того, перед дальней ночной дорогой желательно хорошо выспаться.
Евгений Сокур
Редактор рубрики «Автоспорт», тест-пилот журнала «Автоцентр»
Водительский стаж 16 лет
В своей жизни мне не раз приходилось совершать фактически беспрерывные вояжи протяженностью более 1000 км, а мой максимальный пробег за рулем составляет 1600 км. Прежде всего хочу дать советы борьбы со сном на его ранних стадиях, когда только появляется мимолетная усталость. Например, мне очень помогает езда босиком – это немного обостряет чувства. По этой же причине не пользуюсь круиз-контролем, пусть и небольшая работа с педалью газа, но она отвлекает на себя внимание. Вторым средством является музыка – рок, панк, пусть она заводит и бодрит мозг. Конечно, идеальный вариант – бодрствующий штурман, интересная беседа отлично сгоняет дрему. Не лишними будут и остановки, хотя бы раз в час, небольшая прогулка возле авто, зарядка, кофе – все это неплохо освежает. На более поздних стадиях главный совет – остановиться, заметить, что вы заснули, будет уже невозможно! Я в своей автомобильной карьере засыпал за рулем два раза, это было на десятые доли секунды, с открытыми глазами, но и этих мгновений было достаточно, что бы понять, к чему могло все привести. Лучше поспать хотя бы 15 минут и ехать дальше. Если ехать несмотря ни на что, сон все равно окажется сильнее. И даже если из ста случаев он победит хоть раз, последствия могут оказаться плачевными, причем не только для водителя, но и для его ни в чем не повинных пассажиров.
Дмитрий Чабан
Редактор рубрики«Автополигон» журнала «Автоцентр»
Водительский стаж 18 лет
Когда я часто ездил на дальние расстояния, то значительную часть пути предпочитал покрывать ночью. Но со временем пришел к выводу, что несмотря на то что интенсивность движения в темное время суток снижается, работоспособность водителя тоже падает. Приходится слишком напрягаться на незнакомых дорогах – в каждой тени на дороге высматривать яму, пристально выискивать повороты, а в населенных пунктах на неосвещенных участках пытаться различить силуэты пешеходов. Поэтому маршрут я стараюсь планировать так, чтобы незнакомые или проблемные участки (ремонтируемые и разбитые дороги, обилие сел) приходились на светлое время суток. Однако если приходится ехать в ночь, то за руль я сажусь только в ясном сознании, когда нет ни малейшего желания поспать. Никогда плотно не ем или вообще еду натощак. Зато в салон беру много жидкости. Попивая водичку, совершаешь некие физические действия и освежаешься. А если потом надо чаще останавливаться по требованию организма, так это даже полезно, ведь заодно можно подышать свежим воздухом и размяться – сделать несколько физических упражнений, растянуть спину. И можно растормошить пассажиров, попить вместе кофе из термоса. Да и ехать проще, когда рядом сидит бодрый штурман, с которым постоянно разговариваешь. Перед выездом даже прошу его самому начинать диалог, если заметит, что молчание затянулось. Всегда можно, например, трепаться о музыке. Стараюсь подбирать энергичные произведения и исключаю всякую бессмысленную попсовую белиберду. Она просто служит фоном, тогда как песни со смыслом заставляют автоматически обдумывать, анализировать, обсуждать услышанное. Помогает время от времени менять громкость и стиль. На небольшой скорости открываю окна, чтобы свежий ночной воздух врывался в салон и бодрил. Регулярно останавливаюсь протереть фары и стекла – они обильно усеиваются размазанными насекомыми и ухудшают видимость. А это позволяет лишний раз выйти на свежий воздух и размяться. Голова становится более ясной, и дальше едешь легче, а значит, безопаснее.