Безопасная посадка за рулем: Спинной комфорт
При изучении функциональности сидений моделей премиум-класса меня поразило количество регулировок некоторых из них. Специалисты рассказали, что это не просто «навороты», которые намеренно увеличивают общую стоимость автомобиля, а действительно важные регулировки, позволяющие автовладельцу и водителю исключить целый ряд проблем.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Правильная посадка за рулем
Проблематика
Чаще всего водители жалуются на боли в пояснично-крестцовом отделе позвоночника. Возникают они из-за длительной статической нагрузки на поясницу при посадке, которая обусловлена неправильной регулировкой сиденья и плохими или несоответствующими анатомическими его характеристиками.
При длительной езде могут страдать от боли и суставы правой ноги, которой водитель долгое время давит на педаль газа. Еще один недуг сидящих за рулем – дискомфорт в шейном отделе позвоночника, иногда он сопровождается даже онемением пальцев рук. Причина – повышенное напряжение водителя, которому приходится постоянно крутить головой, контролируя дорожную обстановку вокруг машины, а также то, что руки на руле и при его вращении частично находятся во взвешенном состоянии.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Правильная посадка за рулем: хорошо сидим
Решение проблем
Прежде чем ругать автопроизводителя за неудобные сиденья, нужно самим разобраться, все ли мы сделали, чтобы правильно сидеть за рулем. Ведь от этого зависит нагрузка на позвоночник, а значит, и быстрота появления усталости. Соответственно, чтобы обеспечить минимальную усталость, т. е. максимальную работоспособность, водитель должен правильно расположиться за рулем (см. схему).
Если это не помогает, следует уделить внимание именно сиденьям – подумать об их доработке, тюнинге, замене. Вариантов решения проблем с болями в пояснично-крестцовом отделе много. Наиболее простой – подложить под спину в области поясницы небольшую подушку. Ее размер нужно подбирать индивидуально, чтобы на спину приходилась более равномерная нагрузка по всей поверхности контакта. Это позволит частично разгрузить позвоночный столб и легче переносить длительную статическую нагрузку. Также правильный, но более сложный и дорогостоящий способ решения данной проблемы – модернизировать кресло в мастерской, где шьют чехлы для сидений. В некоторых из них предлагают отформовать спинку кресла под вашу спину и стиль вождения. Если таких мастеров нет, можно проконсультироваться у врача и уже самостоятельно рекомендовать мастерам, как сделать индивидуальное удобное «анатомическое» сиденье. Альтернатива этому варианту – установка кресла от какой-нибудь иномарки с максимальным количеством регулировок. Обычные иномарочные сиденья не всегда подойдут вашей спине, так как они универсальные. Если вы покупаете новый автомобиль, желательно отдать предпочтение модификации, имеющей большее число регулировок кресла.
Зарядка для «хвоста»
Тем, кто проводит много времени за рулем, следует помнить и о необходимости регулярных разминок. Требуется хотя бы раз в два часа делать зарядку, останавливаясь и выходя из авто. Нужно пройтись, попрыгать, потянуться, наклониться вниз, вправо, влево. Тогда застоявшаяся кровь начнет хорошо циркулировать, доставляя мышцам питательные вещества и кислород.
Если с пояснично-крестцовым отделом позвоночника все в порядке, а перенапрягаются и начинают болеть мышцы шеи и предплечий, водитель, как правило, начинает двигаться, интуитивно выполняя своеобразную гимнастику. Это повороты и наклоны головой, пожимание плечами. Правда, такая вынужденная зарядка за рулем малоэффективна. Спустя короткий промежуток времени вы снова почувствуете боль. Чтобы дольше оставаться работоспособным, в дальней дороге необходимо останавливаться и делать зарядку, не дожидаясь появления болей. Помимо вышеперечисленных упражнений, дополнительно делайте повороты головы налево и направо, наклоны в стороны.
Основные требования для правильной посадки за рулем
Разгрузочный подлокотник
Подлокотники в автомобиле, интегрированные в карту дверей и между передними сиденьями, с точки зрения безопасности не очень полезны. В экстремальных случаях, требующих резких маневров, они могут сковывать действия водителя, ограничивая перемещение рук. Но с точки зрения нагрузки на позвоночник и мышцы плечевой области они нужны, так как позволяют быть в частично или полностью расслабленном состоянии, а значит, отодвигают момент наступления усталости. Поэтому подлокотником следует пользоваться, однако только в случаях, когда исключена вероятность возникновения аварийных ситуаций, требующих резких маневров – при движении на больших скоростях в плотных транспортных потоках, при движении ночью по разбитым дорогам и т. д.
Расслабляющий круиз
Для снятия нагрузки на правую ногу, которая постоянно давит на педаль газа, рекомендуем установить на автомобиль круиз-контроль. Эта система позволяет поддерживать заданную скорость движения, что очень полезно при дальних поездках. Варианты установки такой системы самые разные. Если она ставилась на ту или иную иномарку в более дорогой комплектации с завода, ее можно установить на дилерской СТО. Для других машин, даже карбюраторных, можно заказать универсальный комплект в интернет-магазинах. Если у нас подходящего варианта найти не удалось, можно это сделать на зарубежных сайтах.
Фото MB, Opel, Volvo