Renault Fluence Z. E., Kangoo Z. E. с: Они возвращаются!
Рынок электромобилей развивается такими темпами, что не считаться с этим уже нельзя. Потому я и держу в руке «электрический пистолет» от серийного(!) Renault, который поступит в продажу в Европе осенью этого года. Какую же машину «заправить» первой – Fluence Z. E. или Kangoo Z. E.?
Рынок электромобилей развивается такими темпами, что не считаться с этим уже нельзя. Потому я и держу в руке «электрический пистолет» от серийного(!) Renault, который поступит в продажу в Европе осенью этого года. Какую же машину «заправить» первой – Fluence Z. E. или Kangoo Z. E.?
Буквы Z. E. в названии знакомых моделей обозначают не что иное, как zero emission – нулевые выбросы CO2. Электромобиль появился еще в середине XIX века, но так сложилось, что за время своего существования двигатели внутреннего сгорания (ДВС) захватили доминирующее положение на рынке, истощая запасы нефти в недрах Земли и обогащая нефтяных магнатов. Однако идея электрического авто всегда огоньком свечи теплилась в сознании людей. И вот эти скромные огоньки, разбросанные по всему миру, имеют огромные шансы объединиться в мировой костер, питающийся от общей инфраструктуры. Мы отправились в Москву, чтобы на примере Renault Fluence Z. E. и Kangoo Z. E. посмотреть, насколько серьезна такая вероятность. И можем с уверенностью сказать – электромобили возвращаются!
Они возвращаются
Создание Renault Fluence Z. E. и Kangoo Z. E. обосновано теорией, что большинство населения планеты – жители крупных городов, где люди ежедневно совершают частые, но непродолжительные поездки – 40–50 км. А средний дневной пробег небольших авто за весь период их эксплуатации не превышает 100 км. Так что того запаса хода, которым обладают эти машины, достаточно.
В салонах авто нахожу лишь несколько отличий от версий с ДВС. На приборных панелях появился интерфейс (HMI), информирующий о расстоянии, которое можно проехать на оставшемся заряде аккумулятора и потребляемой мощности. Имеется и ряд новых функций для экономии энергии во время поездки, включая систему предварительного обогрева или охлаждения автомобиля во время зарядки аккумулятора, а не в движении, когда батареи разряжаются.
Renault Fluence Z. E. выделить в потоке легче. От своего аналога с ДВС электрическая машина отличается решеткой радиатора, а все хромированные детали и фары отливают синим оттенком. Сзади же – полностью новая оптика и удлиненная на 13 сантиметров корма. Электрическая версия Renault Kangoo выделяется хромированной эмблемой Z. E. и отсутствием выхлопной трубы. Ну и, конечно, крышки заправочных разъемов. У Renault Fluence Z. E. они расположены в обоих передних крыльях. Так что на зарядку становись хоть тем боком, хоть этим. Kangoo Z. E. заряжается через разъем, расположенный под крышкой, рядом с правой передней фарой. Данный вид зарядки идеально подходит для автомобилей, которые паркуют около работы.
Они подкрадываются
Силовые установки машин полностью идентичны. Сам электромотор, расположившийся впереди, легче, чем ДВС, но блоки литий-ионных батарей в багажнике весят 250 кг. В связи с этим переднюю подвеску Fluence Z. E. сделали более мягкой, а заднюю – наоборот, усилили. За рулем я не ощущаю какого-либо дискомфорта. Подвеска старательно сглаживает неровности. Машина осталась не менее комфортной, чем ее бензиновый аналог, который мы тестировали в Украине. Kangoo Z. E. не настолько жестче, чтобы журить за это коммерческий автомобиль – с пустым кузовом обычный «пирожок» едет аналогично. Загрузите машину, и ее ход станет мягче.
Самое заметное отличие от автомобилей с ДВС, прекрасно дополняющее комфортные настройки ходовой части, состоит в том, что машина с электромотором идет без вибраций и шума. К тому же, не надо переключать передачи, что особенно заметно в Kangoo Z. E. – ведь коммерческая техника обычно оснащается механическими коробками и ездит с мелкой вибрацией дизельных моторов.
Наши электромобили совершенно не нарушают экологическую обстановку в парке «Сокольники». Недостаток в том, что на малой скорости (до 30 км/ч) мы не тревожим мирно прогуливающихся людей: они нас просто-напросто не замечают. Поэтому вполне обоснованно в компании планируют устанавливать генератор шума. Вот еще одна возможность для будущего тюнинга – записывать, например, звук работы мотора Ferrari или Lamborghini. На более высокой скорости шорох покрышек и появляющийся тонкий гул все же выдают машину. Хотя в салоне настолько тихо, что, когда включается реле «поворотов», кажется, словно в ночной тишине вас встряхнул оглушительный бой часов.
В обеих машинах в момент сброса газа включается режим рекуперации энергии. При торможении Fluence Z. E. тоже комфортнее. Седан настроен так, чтобы максимально точно копировать работу обычной машины на «автомате». Тогда как коммерческая техника в течение дня ездит больше и тормозит чаще. К тому же ее водители привыкли к «механике». Поэтому комфорт и плавность при замедлении в Kangoo Z. E. принесли в жертву более сильной и явной рекуперации, чтобы быстрее заряжать батареи. Вот почему стоит лишь отпустить педаль газа, и «пирожок» очень интенсивно замедляется и даже полностью останавливается с небольшой скорости. В результате штатными тормозами я пользовался раза в два реже, чем на обычном авто.
Наслаждаться комфортом и тишиной движения на Fluence Z. E. можно на протяжении 185 км. Kangoo Z. E. рассчитан на пробег в 170 км. Менее мощный электромотор, иные настройки системы рекуперации и другая аэродинамика Kangoo Z. E. объясняют, почему он едет на 5 км/ч медленнее и пробегает на 15 расчетных километров меньше. Хотя реальный пробег зависит в первую очередь от того, с какой силой вы давите на педаль газа и как часто пользуетесь дополнительными потребителями электроэнергии – кондиционером, аудиосистемой, стеклоподъемниками. Зимние холода также уменьшают емкость батарей. Поэтому в первую очередь данные машины появятся в странах, где нет сильных морозов.
Продажи машин в Европе начнутся осенью. Fluence Z. E. и Kangoo Z. E. собирают на тех же заводах Renault во Франции и Турции, где производятся соответствующие модели с ДВС. Батареи пока изготавливают в Японии, но вскоре их производство наладят в Европе и США.
У них есть перспектива
На развитие данного проекта альянс Renault-Nissan потратил уже 4 миллиарда евро. По прогнозам французов, общая доля электромобилей к 2020 году должна составить до 10%. Сама же компания Renault уже в 2016 году планирует продать 500 тыс. электромобилей. Что ж, стремление стать производителем электромобилей № 1 в мире похвально. Но и производителям бензина пока рано подсчитывать убытки. Ведь Renault будет заходить с этой программой в те страны, где создадут полную инфраструктуру для использования такой техники.
Главное – обеспечить быструю зарядку батарей. Есть три варианта. Обычная зарядка от 220-вольтной сети займет от 3 до 6 часов. Для домашней зарядки предусмотрено подключение через настенный терминал или через источник питания для электромобиля (EVSE, опция). Экспресс-зарядка на специальных станциях сократит это время до 20 мин. На замену блока батарей Quickdrop уйдет 3 минуты. Сегодня пункты замены строят в Израиле и Дании. В будущем навигация должна подсказывать места расположения ближайших заправочных комплексов и их тип, а в перспективе – заранее бронировать места или батареи.
Эксплуатация электрических версий с ДВС | |||
Показатели | Fluence Z. E. | Fluence 1,6 (110 л. с.) | Fluence 1,5 dCi (105 л. с.) |
Средний расход топлива, л | н. д. | 6,7 | 4,6 |
Пробег на одной заправке (зарядке), км | 185 | 895 | 1304 |
Стоимость пробега на одной з-ке, грн. | 2,56 | 619 | 588 |
Количество полных зарядок Fluence Z. E. для равнозначного пробега | 5 | 7 | |
Стоимость затрат на зарядку Fluence Z. E. для равнозначного пробега, грн. | 13 | 18 | |
Общая стоимость равнозначного пробега, включая стоимость аренды батарей, грн. | 909 | 914 | |
Мы подсчитали, во сколько обойдется владельцу Renault Fluence Z. E. пробег, равнозначный пробегу на одном баке Fluence с 1,6-литровым 110-сильным бензиновым и 1,5-литровым 105-сильным турбодизельным моторами (продаются в Украине). |
Резюме
Кузов и комфорт | |
Несмотря на модернизированную под возросший вес подвеску, машины продолжают великолепно поглощать неровности всех калибров. При аварии батарея автоматически отключается в момент срабатывания подушек безопасности. Все равно машина потом уже не едет. | В седане Fluence Z. E. пожертвовали объемом багажника. Ограниченное количество моделей. |
Силовой агрегат и динамика | |
Даже если вы не боретесь за экологию, то нельзя игнорировать экономический аспект такого мотора. Учитывая, что максимальный крутящий момент электродвигатель Renault выдает во всем диапазоне от 0 до 12000 об/мин, динамика электромобиля до 50 км/ч – выше, а до 100 км/ч – сопоставима с бензиновым аналогом. Благодаря прямой передаче в коробке движение всегда максимально плавное и ровное. | Необходима защита таких авто от магнитных полей. Спасательные бригады (МЧС, медицинские, ГАИ), выезжающие на место аварий, должны знать, как вести себя с подобной машиной. |
Финансы и оснащение | |
С учетом государственных субсидий стоимость электрического Renault сформирована на уровне бензиновых и дизельных аналогов. Батарею покупать не приходится, ее берут в аренду. ТО таких машин обещает быть на 20–30% дешевле, так как меньше механических деталей и узлов. Оснащение средствами безопасности и комфорта не отличается от обычных аналогов.Французы обещают срок службы батарей в 6-7 лет. Каждые 3 года с хозяином авто заключается новый контракт. Это позволит плавно внедрять более современные батареи. А в том, что они будут совершенствоваться, сомневаться не приходится. Их емкость будет расти, размеры – уменьшаться, себестоимость производства – снижаться, а арендная плата – падать. Если владелец продает такой автомобиль, то компания заключает контракт уже с новым хозяином. Постепенно батареи перейдут в разряд бывших в употреблении. Их также смогут использовать по желанию клиента за меньшую арендную плату. А после применять в стационарных установках, например, ветряных генераторах. | Развитие инфраструктуры для использования таких машин требует огромных денежных средств и поддержки государства. Так что если приход Renault с данной программой в Украину и состоится, то очень нескоро. |
Renault | Fluence Z. E. | Kangoo Z. E. |
Общие данные | ||
Тип кузова | седан | фургон |
Дверей/мест | 4/5 | 4/2 |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 4748/1813/1458 | 4213/1829/1818 |
База, мм | 2701 | 2697 |
Колея передн./задн., мм | 1537/1555 | 1522/1536 |
Клиренс, мм | н. д. | 186(143)* |
Масса снаряженная/полная, кг | 1543/н. д. | 1410/2060 |
Объем багажника, л | 300 | 3000–3500 |
Грузоподъемность, кг | н. д. | 650 |
Двигатель | ||
Тип | Синхронный электромотор с обмоткой ротора | |
Мощность, кВт(л. с.)/об/мин | 70(95)/0–12000 | 44(60)/0–10500 |
Макс. кр. мом., Нм/об/мин | 226/0–12000 | 226/0–10500 |
Аккумулятор | ||
Тип батарей | литий-ионные | |
Емкость батарей, кВт·ч | 22 | |
Трансмиссия | ||
Тип привода | передний | |
КП | прямая передача с редуктором и инвертором передней/задней передачи | |
Ходовая часть | ||
Тормоза передние/задние | диск. вент./диск. | диск. вент./бараб. |
Подвеска передняя/задняя | независ./полузавис. | |
Усилитель | электро | |
Шины | 205/55 R16 | 185/70 R14 |
Эксплуатационные показатели | ||
Максимальная скорость, км/ч | 135 | 130 |
Расчетный пробег на одной зарядке, км | 185 | 170 |
Мин. стоим. в Европе**, евро | 21 300 | 15 000 |
Ежемес. аренда аккум., евро | 79 | 72 |
*В загруженном состоянии **С учетом экологической субсидии государства (во Франции – 5000 евро) и без стоимости аккумулятора |
Еще по теме:
«Автоцентр» покатался на самом быстром электромобиле
«Автоцентр» тестировал Nissan Leaf