Нерастаможенные автомобили: можно ли ездить в Украине?
Интернет пестрит советами о том, как общаться с сотрудниками дорожно-транспортной полиции в случае проверки и объявлениями о продаже автомобилей с иностранной регистрацией «с полным пакетом документов». Но на заборах тоже пишут, и относиться к рекомендациям «черных» автодиллеров или «специалистов»-теоретиков стоит критически, потому что действующее законодательство хотя и предусматривает возможность ввоза транспортного средства в Украину в режиме транзита или временного ввоза, вовсе не предусматривает, что это может сделать любой желающий и без каких-либо негативных последствий для декларанта (т.е. лица, которое ввозило авто через таможню) и фактического пользователя автомобиля (которые могут быть разными людьми).
В судах Украины появляется все больше дел о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении таможенных правил, выявленных результате проверки таможенными органами по результатам запросов инспекторов дорожно-транспортной полиции. Поэтому слухи о том, что вскоре будет создана единая компьютерная база транспортных средств, временно ввезенных в Украину с 2007 года, с целью выявления нарушения условий транзита и временного ввоза и привлечения к ответственности виновных лиц, вполне могут быть правдой. В случае создания такой базы, информация о нарушении будет выявляться компьютером автоматически, и они будут привлекаться таможенными органами в порядке «живой очереди», потому что ввезенных автомобилей иностранной регистрации уже очень много.
Следует помнить, что один вид юридической ответственности не исключает другой, т.е. в случае нескольких правонарушений один и тот же человек может быть одновременно привлечен к административной, финансовой и даже уголовной ответственности.
Какие же нарушения фактически могут быть инкриминированы пользователям иностранных транспортных средств? Чаще всего говорят о нарушении сроков транзита (статья 470 Таможенного кодекса Украины, штраф от 1700 до 8500 грн.) и временного ввоза (статья 481 Таможенного кодекса Украины, штраф от 850 до 17000 грн.). Мол, заплатил штраф и езди потом всю жизнь, ведь согласно ст. 61 Конституции Украины никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение.
Но судебная практика Украины уже сейчас говорит о том, что к виновному в нарушении условий транзита или временного ввоза также могут быть применены другие нормы, например, ч. 2 ст. 469 или ст. 485 Таможенного кодекса Украины.
Что касается ч. 2 ст. 469 ТК Украины, она предусматривает ответственность за неправомерные операции с товарами, таможенное оформление которых не закончено или с товарами, которые пребывают на временном хранении по таможенным контролем, в том числе пользование или распоряжении ими без разрешения органа доходов и сборов, что влечет за собой штраф в размере 8500 грн. Однако в Решении Конституционного суда Украины № 1-рп/2015 от 31.03.2015 г. последний дал толкование, что пользование или распоряжение транспортными средствами личного пользования, которые помещены в таможенный режим временного ввоза на таможенную территорию Украины, не является административным правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 469 ТК Украины. В том числе, потому, что режим временного ввоза вообще не указан в диспозиции данной правовой нормы. Поэтому на данный момент ч. 2 ст. 469 ТК вряд ли будет применяться к нарушителям режима временного ввоза. Но это вовсе не означает, что им не грозит вообще никакой ответственности, как это пытаются преподнести некоторые «специалисты».
Анализ статьи 485 Таможенного кодекса Украины свидетельствует о том, что это правонарушение характеризуется прямым умыслом, четко определенной целью нарушителя – неправомерно освободиться от уплаты таможенных платежей или уменьшить их размер, однако способ совершения таких действий является достаточно «размытым»: «заявление в таможенной декларации неправдивых сведений», или фактическая «неуплата таможенных платежей в срок, установленный законом» или «иные противоправные действия, направленные на уклонение от оплаты таможенных платежей». Под эти «иные действия» может подпадать и передача автомобиля другому лицу, и его использование в коммерческих целях, и отчуждение за плату либо бесплатно, и даже просто фактический невывоз автомобиля по истечению предусмотренных законом сроков. Санкция данной статьи предусматривает штраф в размере 300% от неоплаченных платежей, к коим относится таможенная пошлина, акцизный налог и налог на добавленную стоимость. Общая сумма этих платежей в любом случае будет очень значительной и многократно превысит стоимость автомобиля. На данный момент в практике судов уже есть случаи привлечения пользователей нерастаможенных автомобилей, ввезенных в режиме временного ввоза и переданных другим лицам, по данной статье (например, постановление Одесского апелляционного административного суда от 22.06.2016 года по делу № 521/186/16-а), и суммы штрафов составляют сотни тысяч, а в других случаях могут достигнуть и миллионов гривен.
Однако в результате уплаты санкций в указанном размере никто не растамаживает авто, а только несет ответственность за допущенное правонарушение, поскольку согласно ч. 2 ст. 464 ТК Украины уплата штрафа, если при этом не применяется наказание в виде конфискации товаров, транспортных средств, указанных в пункте 3 статьи 461 настоящего Кодекса, не освобождает лицо, совершившее нарушение таможенных правил, от уплаты таможенных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом. Чтобы растаможить авто, придется заплатить еще 100% (то есть, всего 400% стоимости налогов и сборов), и использовать его на территории Украины можно, только если оно будет соответствовать стандарту Евро-5. Иначе человек не сможет зарегистрировать его и получить государственные номера даже после уплаты всех таможенных платежей.
Если не будут применены специальные нормы Таможенного кодекса, то человеку, не уплатившему предусмотренные законом налоги и сборы, фискальный орган может насчитать их самостоятельно, и на основании ст. 54 и 123 Налогового кодекса Украины потребовать оплаты этих налогов и штрафа в размере 25 % от неоплаченных платежей. Поскольку нормы Таможенного кодекса и Налогового кодекса Украины являются тесно взаимосвязанными.
Статья 212 Уголовного кодекса Украины – умышленное уклонение от уплаты налогов и сборов, скорее всего, будет вменяемая автоматически в случае, если общая сумма неуплаченных платежей за растаможку авто достигнет уровней, определенных этой статьей (то есть от 689 тыс. грн.). Будет происходить «автоматическое» возбуждение уголовных производств по результатам составления протоколов о нарушении таможенных правил или актов документальных не выездных внеплановых проверок о неуплате налогов и сбора за ввоз авто, которое нарушило условия транзита или временного ввоза.
Преступление по ст. 201 Уголовного кодекса Украины, а именно контрабанда, не может быть инкриминировано в данном случае никому, потому что транспортные средства не являются предметом данного уголовного правонарушения.
Кроме того, статья 121 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривает ответственность, в частности, за управление транспортным средством, не зарегистрированным либо не перерегистрированным в установленном порядке, его эксплуатацию без номерного знака или с номерным знаком, который не принадлежит этому средству, что влечет наложение штрафа в размере 170 грн. Повторное на протяжении года совершение любого из указанных нарушений – влечет наложение штрафа 255 грн. или общественные работы от тридцати до сорока часов, с возмездным изъятием транспортного средства или без такового. Ответственность по ст. 121 КУоАП может быть применена к любому водителю нерастаможенного автомобиля, находящегося на территории Украины более 10 дней. Поскольку повторное правонарушение предусматривает возможное возмездное изъятие транспортного средства, а не его конфискацию, а также прямо предусматривает возможность не применения этого дополнительного взыскания, на практике оно вряд ли будет применяться.
Если сотрудник дорожно-транспортной полиции остановил водителя транспортного средства с иностранными номерами и собирается вызвать работника таможенного органа для проверки законности пользования этим транспортным средством и такой водитель не на 100% уверен в правильности оформления всех документов, желательно воздержаться от предоставления каких-либо объяснений, особенно письменных. Потому что незнание законов не освобождает от юридической ответственности и все, что Вы скажете, может быть использовано против Вас. Пока работник дорожно-транспортной полиции вызывает сотрудника таможенного органа, Вы можете позвонить своему адвокату, и в случае составления протокола до приезда последнего письменно указать в нем, что Вы просите применить Ваше конституционное право на правовую помощь и без своего защитника объяснения давать не будете.
Мой двадцатилетний практический опыт в сфере таможенных дел показывает: если человек пытается самостоятельно решить свою проблему без помощи квалифицированного адвоката, возрастают шансы на максимальное увеличение его ответственности. Такой человек, скорее всего, станет беззащитной жертвой правового механизма. Неправильно выбранная тактика защиты может полностью устранить любые основания отмены неблагоприятного решения при его обжаловании в вышестоящие органы, так как изменение правовой позиции на следующих стадиях будет выглядеть неубедительно. Поэтому во избежание негативных последствий обращаться за правовой помощью нужно вовремя.
Автор Игорь Бердан,
Управляющий партнер ЮФ «Москаленко и Партнеры», адвокат