Выбираем подержанный VW Tiguan: не дешево, добротно, но…
«Фольксвагены» всегда считались эталонными автомобилями, и VW Tiguan, едва появившись, сразу стал олицетворением Das Auto в сегменте компактных кроссоверов. Можно ли рассчитывать на его удобство и безотказность в возрасте 10+?
Каждый, кто присматривается к подержанному VW Tiguan первого поколения, должен понимать, что его ждет переплата – прежде всего, за вожделенный логотип на радиаторе. А есть ли у «Тигуанов» с пробегом иные, более реальные преимущества, достойные прибавки к цене? «Автоцентр» разбирался с этим вопросом, учитывая тот факт, что самым молодым машинам уже идет девятый год.
VW Tiguan: что это за машина
«Тигуан» первого поколения с его длиной 4,43 м по европейским меркам считается среднеразмерным SUV-кроссовером. У модели толковая система полного привода, и большинство экземпляров в Украине именно такие. Вполне подходит для выездов за пределы дорог и геометрия кузова, клиренс составляет впечатляющие для данного класса 200 мм. Тем более, что модель имеет два варианта исполнения – Track&Field для более смелых внедорожных вылазок и обычное, «асфальтовое».
В первом случае передний бампер более скошен в нижней своей части, так что угол въезда составляет 28 градусов – против 18 у «городского» исполнения. Но все это конечно же не превращает машину в вездеход, кроссовер годится разве что для уверенной езды неочищенными от снега улицами, по проселку и легкому бездорожью.
При этом автомобиль достаточно динамичный на ходу и благодаря хорошо просчитанной подвеске интересно рулится.
История
09.07 Представлена новая модель – кроссовер VW Tiguan. В Украине, как и во всей Европе, продается с 2008 г.
01.09 Запущены в производство более дешевые версии Tiguan с моноприводом (ведущие – передние колеса).
02.11 Начало рестайлинга модели. К середине года обновилась линейка двигателей, появились новые задние фонари и измененное оформление передка.
09.15. Представлен VW Tiguan второго поколения, но выпуск первой генерации для некоторых рынков продолжается.
2018 В Германии прекращено производство VW Tiguan Limited (фактически Tiguan І поколения) для рынка США.
2020 Прекращено производство Tiguan Silk Road (Tiguan І поколения) в Китае (для местного рынка).
С технической точки зрения «первый» Tiguan базируется на фольксвагеновской платформе PQ46, общей для ряда более-менее крупных моделей концерна VAG: VW Passat B6, Skoda Superb 3T, Sharan 7N, Seat Alhambra 7N. Но у него много общих узлов и агрегатов и с другими «родственниками» по концерну, поскольку платформа PQ46 имеет много общего с «младшей сестрой» PQ35.
Кузов «Тигуана»: только сталь
Отрадный факт по нынешним временам – в кузове VW Tiguan I не используются алюминиевые сплавы. А значит, в случае повреждений его будет проще и дешевле отремонтировать. Металл оцинкован, прочая антикоррозионная защита (краска, герметики, мастики) с завода неплоха, и откровенно негодных из-за ржавчины «Тигуанов» на рынке еще нет. Но возраст дает о себе знать: очагов коррозии на многих машинах уже предостаточно.
Ищите ржавчину внизу двери багажника, около дверных ручек, в проемах дверей и под их уплотнителями, на сколах капота, на кромке крыши над лобовым стеклом и под его молдингом. Традиционно больные места (не только для этой модели) – колесные арки, в том числе под пластиком, и плоскости стыка крыльев и бамперов.
Салон у VW Tiguan
В отличие от внешности интерьер не удивляет дизайнерскими изысками – он по-фольксвагеновски строгий и добротный, с тщательно выверенной эргономикой. Все органы управления на своих местах и особого привыкания не требуют. Обзорность хорошая, как и шумоизоляция. Отделка качественная, пластик торпедо мягкий и приятный на ощупь. Интересно, что знатоки моделей VW узнают в торпедо Tiguan аналогичную деталь модели Golf Plus.
Внутри смогут разместиться пять членов экипажа, хотя на галерке удобно будет троим пассажирам некрупного телосложения. Благодаря сдвижной конструкции задних сидений (ездят назад/вперед на 16 см) и регулирующимся по наклону спинки (23°) в зависимости от ситуации можно менять приоритеты запаса места для ног и размера багажника. Впрочем, «походный» объем грузового отсека Tiguan в 470 л – один из наибольших среди «одноклассников».
В целом оборудование кроссовера надежно. Проблемы могут создать центральный замок, дверные замки, стеклоподъемники и климат-контроль (возможен выход из строя компрессора кондиционера).
Лучшие и худшие моторы VW Tiguan
Моторная линейка Tiguan состоит из бензиновых (1,4 и 2,0 л) и дизельных (2,0 л) агрегатов. Но на самом деле моторов не три, а больше – при одном и том же объеме они имели разную мощность плюс в процессе выпуска модели менялись поколения двигателей. Все три типа моторов в Украине распространены примерно одинаково, причем 1,4-литровые агрегаты чаще всего привезены подержанными из Европы, а 2,0-литровые «бензинки» часто покупались новыми в Украине. Кстати, все агрегаты имеют наддув, причем у ранних 1,4-литровых есть и турбина, и компрессор. Оба бензиновых мотора также имеют сложную систему питания с непосредственным впрыском топлива типа TSi. Все двигатели показывают себя эффективными во время движения, они имеют хорошую отдачу в широком диапазоне оборотов и высокие показатели экономичности. Но так же дружно они демонстрируют комплекс технических проблем.
Пожалуй, самый проблемный случай – 1,4 TSi (ЕА111) выпуска до 2012-2015 гг. с ненадежным цепным приводом ГРМ. Мотор отличается невероятным масляным аппетитом, прогоранием поршней, растяжением цепи ГРМ и склонностью к ее проскакиванию.
При этом есть везучие экземпляры ЕА111 (и заботливые владельцы!), которые без капремонта пробежали более 300 тыс. км. В целом утешает то, что большинство «Тигуанов» с 1,4 TSi (ЕА111) уже встретили все свои проблемы, пережили ремонты с применением доработанных заводом запчастей, и сегодня служат более-менее исправно.
Послерестайлинговые двигатели 1,4 TSi вместе с индексом ЕА211 получили более удачный привод ГРМ с зубчатым ремнем, долговечную турбину и умеренный масляный аппетит. Этот агрегат – один из рекомендованных к покупке, в особенности его ранняя 125-сильная версия. Отметим, что все бензиновые моторы VW Tiguan требовательны к качеству топлива и масла, а кроме того многие сервисмены и владельцы уверенны, что заменять масло нужно чаще, чем это рекомендует производитель.
2,0-литровый TSi (ЕА888) «Тигуанов» первого поколения – тоже известный маслопожиратель. Двигатель также «болел» отказами привода ГРМ (растяжение цепи), ранним износом поршней с кольцами и засорением вентиляции картера. Собственные неприятности двухлитрового TSi – закоксовка поршневых колец, отказы фазорегулятора ГРМ и течи антифриза из-за проблем с помпой.
Но при большом внимании к обслуживанию и своевременном решении мелких проблем устанавливавшийся на «Тигуан I» 2,0 TSi может пройти до капремонта те же 300 тыс. км. К счастью, все нюансы эксплуатации ЕА888 давно известны сервисменам, его умеют ремонтировать, а благодаря массовости с запчастями проблем нет.
2,0-литровые TDI в свое время считались лучшими турбодизельными моторами VW. В линейке Tiguan это тоже один из лучших вариантов во всех смыслах. Прежде всего, эти двигатели отличаются «паровозной» тяговитостью, высоким крутящим моментом, куда большим, чем у аналогичного по объему бензинового агрегата (320 и 350 Нм против 280 Нм соответственно) и хорошей топливной экономичностью – 8,5 л в городском цикле.
По надежности и долговечности у дизеля тоже все в порядке, даже турбина и форсунки могут пройти без особых осложнений до 300 тыс. км. Но и характерные «мелкие» неполадки тоже есть, в первую очередь на моторах с большим пробегом: это отказ клапана EGR (естественный износ) и турбины. «Тигуаны», пригнанные из Европы и отвечающие тамошним эконормам, возят в себе бомбу замедленного действия в виде сажевого фильтра, который рано или поздно забьется и потребует дорогостоящей, в несколько сот евро, замены.
Конечно же, турбодизелю нужно квалифицированное обслуживание, «правильное» масло и качественное топливо. К слову, в его ГРМ использован ремень, который очень важно менять вместе с роликами и натяжителем каждые 120 тыс. км.
Лучшие коробки Tiguan
Большинство Tiguan первого поколения в Украине – полноприводные, хотя более дешевые версии с одним только передним приводом можно найти. Фирменный полный привод 4Motion оснащен межосевой электронно управляемой муфтой Haldex, которая перераспределяет момент между осями – от стандартных 90:10 до 10:90 в зависимости от сцеплений колес с дорогой. Межосевая муфта не блокируется, а функции межколесных блокировок выполняет электроника, подтормаживая пробуксовывающие колеса.
Полный привод оборудован еще и системой off-road. При ее активировании Haldex начинает оперативнее менять соотношение крутящего момента по осям, тем самым снижая шансы закопаться колесам в рыхлом песке, грязи или снегу. А еще в режиме off-road вступает в работу система Hill Descent Control (HDC) – контроля спуска с горы, позволяя уверенно съезжать вниз, не разгоняясь более 16 км/ч.
Слабое место 4Motion – подвесной подшипник карданного вала, который может прийти в негодность уже после 60 тыс. км (проявляется характерным гулом и вибрациями). В оригинале он поставляется только в сборе с валом, хотя отечественные компании, специализирующиеся на ремонте карданных передач, легко приводят вал в порядок.
Tiguan I агрегатировался механическими КП на 6 ступеней и автоматическими коробками двух типов – классическими типа Tiptronic и роботизированными DSG.
«Механика» надежна и долговечна, кроме естественных возрастных проявления за ней можно отметить разве что проблему двухмассового маховика. К 200 тыс. пробега он наверняка требует замены, и скорее всего, на многих продающихся сегодня машинах это уже произошло.
Вожделенный для многих покупателей подержанных «Фольксвагенов» классический гидромеханический автомат – это 6-ступенчатый японский Aisin, широко известный по модельным рядам брендов VAG. Как раз на Tiguan использована не лучшая версия этого агрегата, без внешнего радиатора. Поэтому не удивляйтесь, если на машине с пробегом чуть больше 100 тыс. км АКП уже ремонтировали – обычно речь идет о ремонте гидроблока.
Проблема этой АКП в том, что в целом разумно сконструированная, она страдает от перегрева и от загрязнения фильтра. Поэтому главное правило – как минимум, регулярная замена масла и фильтра, хотя бы каждые 60 тыс. км. Также важно не перегревать коробку при буксовании, буксировании прицепа и быстрой езде. Некоторые владельцы устанавливают внешний радиатор АКП и внешний фильтр, что принципиально решает проблему.
Преселективные «роботы» DSG встречаются на Tiguan I в послерестайлиноговом исполнении. Это агрегаты с мокрым сцеплением моделей DQ250 (6 ступеней) и DQ500 (7 ступеней), то есть как раз те, которые считаются наиболее надёжными и наиболее ремонтопригодными во всей линейке преселективных «роботов» от VW AG. Есть достаточно примеров работы этих агрегатов до 250 тыс. км.
И тем не менее, данные DSG тоже могут потребовать внимания раньше времени, страдая в первую очередь из-за грязного масла и перегрева. Мастера-коробочники утверждают, что масло в таких трансмиссиях нужно менять значительно чаще, чем через предписанные заводом 60 тыс. км. Отдельные хлопоты владелец получает от двухмассового маховика, который тоже является частью трансмиссии DSG.
При покупке VW Tiguan I с пробегом нужно обязательно проверять работу привода 4х4. Дело в том, что при активной – даже городской – эксплуатации муфта полного привода Haldex требует регулярного обслуживания с заменой масла. Причем если завод рекомендует делать это каждые 60 тыс. км, многие механики рекомендуют сократить этот срок как минимум вдвое.
Подвеска «Фольксваген Тигуан»
Ходовая Tiguan сбитая, но при этом достаточно энергоемкая, она позволяет уверенно ехать не только по ровному асфальту, но и по грунтовой дороге. Впереди применяется McPherson, а сзади – «многорычажка». На обеих осях – стабилизаторы поперечной устойчивости. Ходовая надежна и долговечна.
В передней подвеске чаще всего, примерно каждые 80 тыс. км, изнашиваются задние сайлент-блоки передних рычагов. Стойки стабилизатора могут продержаться около 100 тыс. км, а передние сайлент-блоки – до 140 тыс. км. Втулки стабилизатора передка ходят намного дольше, меняют их редко – это недешевое удовольствие, поскольку они меняются только в сборе со стабилизатором. Ресурс шаровых – около 200 тыс. км.
В задней «многорычажке» к 90 тыс. км изнашиваются «резинки» задних развальных рычагов, а к 100 тыс. км могут потребовать замены втулки и стойки стабилизатора (меняются отдельно от него), а также отбойники задних амортизаторов. Сайлент-блоки остальных задних рычагов способны выдержать 200 тыс. км. Долго служат и колесные подшипники, но при замене придется раскошелиться – они меняются только в сборе со ступицами (как фирменные, так и неоригинальные).
Реечное рулевое управление оснащено электрическим усилителем. К его надежности претензий нет. Наконечники рулевых тяг способны пробежать 100–150 тыс. км, сами тяги – еще больше. А электропривод стояночного тормоза может доставить неприятностей, виноват бывает блок управления. Его «перепрошивают», а если не поможет – меняют.
Резюме «АЦ»
Принимая решение про покупку подержанного VW Tiguan, в первую очередь нужно понимать, что машина будет более-менее регулярно требовать квалифицированного сервиса и соответственно, финансовых ресурсов. То есть и то, и другое постоянно должны быть «под рукой». Взамен владелец получает уважаемый бренд, неплохое оснащение и отличные ходовые качества. Помимо прочего, имейте в виду, что на рынке уже есть «Тигуаны» в изношенном и откровенно запущенном состоянии, содержать которые во всех отношениях будет непросто.
Технические харктеристики VW Tiguan (2007 – 2015)
Общие данные
Тип кузова универсал
Дверей/мест 5/5
Габариты, Д/Ш/В, мм 4425/1810/1685
База, мм 2605
Дорожный просвет 195 – 200 мм
Масса снаряженная/полная, кг 1560/2200
Объем багажника, л 470/1510
Объем бака, л 64
Двигатели
Бензиновые 4 цилиндр. 1,4 л 16V TSI (122/150 л. с.), 2,0 л 16V TSI (170/180/200/211/220 л./с.)
Дизельные 4 цилиндр. 2,0 л TDi 16V Turbo (110/140/150/170/177/184 л. с.)
Трансмиссия
Тип привода полный, передн.
Коробка передач 6-ст. мех., 6-ст. авт.. 6- и 7-ст робот. DSG
Ходовая часть
Тормоза передние/задние диск. вент./диск.
Подвеска перед./задн. незав./незав.
Шины 215/65 R16
Цена в Украине, $ * от 8,3 тыс. до 22,0 тыс.
* по состоянию на сентябрь 2023 г.