X

Обзор Toyota FJ Cruiser: на закате дней

Жизнь этой, безусловно, яркой и неординарной модели, к сожалению, близится к концу – в 2014 году Toyota сворачивает ее производство. Поэтому тем, кто хочет приобрести новое авто, нужно поспешить.

А чего можно ожидать от подержанных экземпляров? Нарочито угловатый кузов с круглыми глазами передней оптики и серебристой окантовкой радиаторной решетки, которую вместо фирменной эмблемы венчает надпись Toyota, а по бокам обрамляют оранжевые поворотники, – в этих чертах ретроспективной внешности FJ Cruiser знатоки и почитатели японской марки запросто узнают образ легендарной модели FJ40, в начале 60-х сформировавшей в автомобильном мире положительный образ всепролазных и выносливых внедорожных автомобилей Toyota. Грубоватая внешность героя нашего материала призвана подчеркнуть, что этому авто не страшны даже серьезные преграды на пути.

История
08.06 Представлена новая модель – внедорожник FJ Cruiser, созданный на базе Toyota Land Cruiser Prado.
01.07 Начаты неофициальные продажи в Украине.
01.10 Мощность двигателя 4,0 л увеличена на 22 л. с. – теперь он развивает 264 л. с.
12.13 Toyota FJ Cruiser выпускается и по сей день.

Заокеанские гости
FJ Cruiser построен на платформе Toyota Prado – у него позаимствовали основные узлы и агрегаты. Изначально машина была ориентирована на американский рынок, но позже стала предлагаться также для восточных стран. Официально FJ Cruiser у нас не продавался, все имеющиеся в Украине авто попали к нам через «серых» дилеров. Большинство – «американцы», «арабы» встречаются реже. Внешне FJ Cruiser из Штатов можно отличить по наличию багажника на крыше и маленьким фарам дневного света в боковых зеркалах, а внутри – по щитку приборов, оцифрованному в милях, и отсутствию сектора мертвой зоны в левом наружном зеркале. Автомобиль предлагался в двух модификациях – более дорогую легко определить по наличию дополнительных приборов вверху торпедо и аудиосистеме c 6-дисковым ­CD-чейнджером и штатным сабвуфером в багажнике. Дешевые версии следует покритиковать за неважную шумоизоляцию. Зато салонное оснащение всех FJ Cruiser по-японски надежное и беспроблемное.

При создании FJ Cruiser конструкторов вдохновлял внедорожник Toyota FJ40 (1960–1984 г. в.). От него – фирменная решетка радиатора с круглыми фарами и оранжевыми поворотниками по бокам, фирменные – синий и ­желтый – цвета кузова.

Салон оформлен в спартанском стиле легендарного FJ40. Пластик панелей твердый, но нескрипучий. Обзорность неважная, а шумоизоляция более простых версий слабовата. Задний мост дорогих версий блокируется принудительно.

Несмотря на купеобразную внешность, FJ Cruiser – 5-дверный внедорожник, его замас­кированные задние двери распахиваются назад против хода движения. По утверждению механиков, эта конструктивная особенность негативно не сказалась на надежности – механизмы дверей работают исправно весь срок эксплуатации авто. Разве что отсутствие центральных стоек со временем провоцирует возникновение лишних шумов (см. «Слабые места»). Не зря мы к этой модели применили слово «купеобразный» – помимо внешнего сходства, есть общее и в просторе салона: на заднем сиденье места для ног пассажиров мало.

Особенность FJ Cruiser – задние короткие двери открываются против хода движения, и это можно сделать, только предварительно распахнув передние двери. На галерке места для  ног немного, но пассажирам среднего роста вполне достаточно.

FJ Cruiser отличается «танковой» обзорностью, к которой нужно привыкать. Ее ограничивают узкое лобовое стекло и нависающая над ним крыша (из-за этого затруднено чтение высоких светофоров), широкая задняя стойка кузова, высокая линия боковых стекол и запаска, навешенная на дверь багажника. Удобство пользования багажником повышает открывающееся отдельно от двери стекло – через него можно бросать легкую поклажу.

Багажник FJ Cruiser объемом 790/1890 л средний по сравнению с конкурентами – например, 835/1575 л у Hummer H3 и 1310/2320 л у 5-дверного Jeep Wrangler. Удобству способствует ровная грузовая площадка, которая получается при складывания задних сидений.

Выбора нет
Для FJ Cruiser предлагается единственный силовой агрегат, позаимствованный у родственного Prado – бензиновый V6 объемом 4,0 л. В принципе, нет выбора и вариантов трансмиссий – львиная часть машин на украинском рынке оснащена автоматической КП с принудительно подключаемым полным приводом. Версии с «механикой» и постоянным полным приводом встречаются редко.

Обзорность FJ Cruiser ограничивают запаска, навешенная на дверь багажника, широкая задняя стойка кузова, высокая линия боковых стекол, узкое лобовое стекло и нависающая над ним крыша.

Покупателей может порадовать лишь то, что FJ Cruiser, который в штатных режимах эксплуатируется как заднеприводный, экономичнее 4,0-литровых Prado, оснащенных постоянным полным приводом – может укладываться в расход 14-15 л на «сотню» против 17–18 л соответственно. Кстати, в 2010 году мотор FJ Cruiser стал мощнее на 22 «лошадки», выдавая на гора уже 264 л. с.

Toyota FJ Cruiser с 2007 г. от 228 000 грн. до 480 000 грн.

Важное достоинство агрегатов FJ Cruiser – высокая надежность. Как оказал отечественный опыт эксплуатации, в них не выявлено характерных слабых мест. Разве что при активной внедорожной эксплуатации с преодолением глубоких бродов недолго служит натяжной ролик ремня навесного оборудования (сообщит об этом характерный свист при работе двигателя). А при «гражданской» езде он способен выходить около 200 тыс. км. Ремень выдерживает около 100 тыс. км.

Кроме этого, мотористы обратили внимание на необходимость регулярной (каждые 20–30 тыс. км) чистки «инжекторов». Загрязнение топливных форсунок проявляется неустойчивой работой на холостых оборотах. Не особо требовательны силовые агрегаты и к обслуживанию – в их ГРМ применяется долговечная металлическая цепь.

На бездорожье, как дома!
Мы уже упоминали, что большинство FJ Cruiser, эксплуатирующихся в Украине, – с подключаемым полным приводом, передний мост задействуется рычагом «раздатки» с помощью сервопривода муфты. Дорогие версии снабжены блокировкой заднего моста, а у более простых ее имитирует электроника системы ESP, подтормаживающая буксующие колеса (одно или несколько из 4-х). Владельцы FJ Cruiser очень ценят его за высокие внедорожные качества – проходимость этой модели просто впечатляет!

FJ Cruiser, как и его легендарный прародитель, отличается высокой проходимостью – способствуют этому понижающая передача и блокировки межколесных «диффов», клиренс в 220 мм и короткие свесы кузова.

В целом трансмиссия зарекомендовала себя как надежная, разве что при неаккуратной езде по бездо­рожью были отмечены нередкие случаи обрыва электропроводки муфты подключения переднего мос­та. Кстати, полный привод может не работать и по причине поломки системы отсоса паров бензина из бака (см. «Слабые места»).

Выносливой во внедорожных испытаниях оказалась и автоматическая КП. Правда, для долговечной и беспроблемной эксплуатации нужно не забывать каждые 40 тыс. км обслуживать трансмиссию – менять смазку в коробке передач, «раздатке» и заднем мосту.

Похож, но не во всем
Ходовая FJ Cruiser аналогична родственному Prado: впереди применяется независимая двухрычажная подвеска, а сзади – мощный неразрезной мост. Однако настроена она иначе – в отличие от Prado, который при активном прохождении поворотов и резких торможениях неприятно кренится и клюет «носом», FJ Cruiser более устойчив, хотя его подвеска также  энергоемкая.

Задний мост – узел надежный и крепкий, «резинки» тяг его крепления менять еще не приходилось.

Слабое место передка – ступичные подшипники. Меньше всего служит правый – 60–70 тыс. км, а левый способен продержаться около 100 тыс. км. Важное условие при их замене – обязательное обновление сальников наружных «гранат» – в противном случае новый подшипник долго не выходит. Частенько (каждые 60–70 тыс. км) также меняют втулки стабилизаторов. При этом шаровые опоры способны прослужить около 150 тыс. км, а сайлент-блоки рычагов, как правило, приходится менять по причине закисания в них регулировочных эксцентриков и невозможности выставить развал передних колес. Чтобы не иметь проблем при каждой такой регулировке, рекомендуется смазывать эксцентрики.

Рулевое уп­рав­ление оснащено ГУР с изменяемой сте­пенью усиления. Слабое место – рулевые тяги, которые на наших дорогах приходится менять в среднем каждые 60–70 тыс. км. При этом узлу FJ Cruiser не присуща «болезнь», характерная для Prado, у которого к 80–100 тыс. км нередко начинает стучать кардан рулевого вала.

Поскольку мощный силовой агрегат позволяет ездить достаточно ­активно, у любителей быстрой езды нередко деформируются передние тормозные диски. Кроме того, чтобы избежать проблем со стояночным тормозом, приводимым в действие отдельным барабанным механизмом, механики советуют каждые 40 тысяч километров очищать и смазывать его.

Слабые места

Cо временем в FJ Cruiser трескается­ кузов в районе край­них передних опор рамы. Это присуще для авто до 2010 г.,  которые ездят по бездорожью или с тяжелыми «кенгурятниками».

Из-за соленых зимних дорог приходит в негодность (облазит) лакокрасочное покрытие фирменных легкосплавных дисков.

Из-за отсутствия центральных стоек кузова со временем начинают скрипеть двери на уплотнителях. Решают проб­лему путем пропитки резиновых изделий силиконовыми смазками.

Абсорбер паров бензина авто до 2009 г. выходит из строя, если владелец заправляет топливо под горловину. Его отказ сопровождается тревожной надписью check engine.

Резюме

Кузов и салон

Неординарный дизайн. Надежное салонное оборудование. Удобство пользования багажником повышает отдельно открывающееся от двери стекло. Короткие свесы кузова и высокий клиренс способствует отличной проходимости.Высокая стоимость авто, его содержания и запчастей. Трескается кузов в районе крайних передних опор рамы. Облазит лакокрасочное покрытие с колесных дисков. Слабая шумоизоляция простых версий. Неважная обзорность. Скрип дверных уплотнителей.

Двигатели

Беспроблемный мотор.Нет выбора двигателей. Высокий расход топлива. Выход из строя абсорбера паров бензина (авто до 2009 г.). При активной внедорожной эксплуатации недолго служит натяжной ролик ремня навесного оборудования.

Трансмиссия

Высокая проходимость. Надежный полный привод и КП.При неаккуратной езде возможен обрыв электропроводки муфты подключения переднего моста.

Ходовая, рулевое

Энергоемкая ходовая. Долговечная задняя подвеска.Недолговечные передние ступичные подшипники, втулки стабилизаторов рулевые тяги. У любителей быстрой езды деформируются передние тормозные ­диски.

Toyota FJ Cruiser

от 228 000 грн. до 480 000 грн.

По данным каталога «Автобазар»

Общие данные

Тип кузова

универсал

Дверей/мест

5/5

Габариты, Д/Ш/В, мм

4670/1905/1800

База, мм

2690

Дорожный просвет, мм

220

Масса снаряженная/полная, кг

1945/2535

Объем багажника, л

790/1890

Объем бака, л

72

Двигатели

Бензиновый 6-цилиндр.:

4,0 л 24V (242/264 л. с.)

Трансмиссия

Тип привода

подкл.полн. или пост. полн.

КП

6-ст. мех. или 5-ст. авт.

Ходовая часть

Тормоза передние/задние

диск. вент./ диск.

Подвеска передняя/задняя

независ./завис.

Шины

265/70 R17

Цены на новые неориг. запчасти, грн.*

Наименование

Деталь

Передн./задн. торм. колодки 340/400
Воздушный фильтр 115
Топливный фильтр 630
Маслянный фильтр55
Амортизатор передн./задн.1000/600
Подшипник передн./задн.550/1100
Шаровая опора200
Втулка/стойка передн. стабилизатора55/220
Рулевая тяга155
Помпа550

*Цены могут немного отличаться в зависимости от производителя и модификации автомобиля.

Цены предоставлены магазином «АвтоВекторПлюс»

Jeep Wrangler – основоположник внедорожников. В отличие от Toyota FJ Cruiser и Hummer H3 представлен двумя модификациями – 3- и 5-дверным универсалами, а также он единственный, в арсенале которого имеется экономичный турбодизель.

Jeep Wrangler с 2006 г.

от 236 тыс. грн. до 420 тыс. грн.

Тип кузова

3- и 5-дв. универсалы

Объем багажника, л

490/1600 и 1310/2320

Дорожный просвет, мм

220

Двигатели 4- и 6-цил.

бенз.: 3,8 л 12V (199 л. с.) и диз.: 2,8 л 16V Turbo (177 л. с.)

 

Оксана Toyota FJ Cruiser 2007 г.Эксплуатирую 6 лет. Пробег 50 тыс. км. Мотор 4,0 л. 24V. Мощность 242 л.с. КП 5-ст. «автомат».

Нравится

FJ Cruiser нравится яркой неординарной внешностью. Благодаря большим габаритам авто вселяет уверенность, а окружающие уважают его и дают дорогу. Подвеска уверенно справляется с большинством ям и неровностей на дороге, хотя нужно признать, что она жестковата. По лесу, песчаному берегу, проселкам FJ  Cruiser идет уверенно, равно как и по заснеженной дороге и сугробам. Главное, что нравится, – высокая надежность. За время эксплуатации я наездила немного – около 50 тыс. км, и за это время каких-либо поломок у меня не было, проводила только плановые обслуживания.

Не нравится

Покритиковать могу неважную обзорность, хотя к ней я уже привыкла, немаленький расход топлива (в городском цикле 15,0–16,0 л на «сотню»), аэродинамику (при открытии дверных стекол внутрь сильно задувает), а также испортившееся лакокрасочное покрытие колесных дисков.

Моя оценка 4,5

Резюме «АЦ»
FJ Cruiser способен очень метко подчеркнуть неординарность, свободолюбивость и твердость духа своего владельца. Отличные внедорожные качества, оригинальность и высокая надежность – главные достоинства данного автомобиля. За это придется расплачиваться неважными эргономикой, обзорностью, экономичностью, а также высокой ценой машины и ее содержания.

Фото Сергея Кузьмича