Все беды стареньких smart первого поколения за $2000-5000
Наибольшим спросом в Украине пользуются автомобили smart первого поколения в 3-дверном исполнении ForTwo (в названии заложена их пассажировместимость – для двух человек). Главным образом на такую популярность повлияла их относительно невысокая стоимость по сравнению с более дорогими наследниками, которые по цене сопоставимы с полноразмерными моделями других брендов.
Гамма модификаций smart очень широка, но сегодня мы рассмотрим потребительские качества самых массовых версий FourTwo первой генерации.
Вот это конструкция!
Конструкция малютки весьма неординарна. Так, большинство навесных панелей ее кузова – пластиковые (передняя часть, бамперы, филенки дверей и крышки багажника). Сам каркас кузова, представляющий собой высокопрочную защитную капсулу салона, выделен другим цветом, отличным от навесных панелей (см. фото). Под привычным капотом мотора нет – он установлен в задней части авто под полом багажника. Капот здесь не открывается, он выполнен единым целым с передним бампером и крыльями. Под вентиляционными решетками снизу лобового стекла спрятаны заливные горловины бычка омывателя стекол и охлаждающей жидкости, а аккумулятор – в салоне под пассажирским ковриком. Привод колес у всех smart задний. Для удобства посадки двери сделаны очень большими, плюс ко всему они лишены традиционных рамок. Необычна и крышка багажника – она состоит из двух раздельных частей: верхней, стеклянной, через которую удобно класть легкую поклажу, и нижней, с металлическим каркасом, которая отбрасывается вниз и может выдержать нагрузку до 50 кг (см. фото).
Пластик бамперов оказался довольно хрупким – его легко разломать при неаккуратной езде, ввиду чего эти элементы кузова пользуются спросом на украинских разборках smart. Коррозия кузова – редкое явление, и обычно она свидетельствует о некачественно выполненном кузовном ремонте. Массивные двери со временем приводят к износу петель (проявляется в затрудненном захлопывании). Способна доставить неприятности система кондиционирования салона («травят» заправочные клапаны, к 80 тыс. км может выйти из строя компрессор) и складывающаяся крыша у кабриолетов (на старых авто отмечен износ электромоторов, как следствие – привод перестает работать).
Интерьер smart и сегодня выглядит оригинально (см. фото). Благодаря высокому кузову и большому диапазону регулировки передних сидений внутри микролитражки нормально разместятся даже двое высоких людей. Сидеть на ковшеобразных креслах с интегрированными подголовниками, возвышающимися почти до самой крыши, очень удобно, правда, при этом они ограничивают видимость через внутреннее зеркало заднего вида. Не толкаешься плечами и по ширине. Шумоизоляция неважная. Компактные размеры позволяют с легкостью парковаться в таких местах, где обычная машина не поместится, подъезжая практически вплотную к препятствиям (как раз в таких случаях владельцы чаще всего повреждают бамперы). Ну и, конечно же, ставить малютку вы будете хваленым смартовским способом – перпендикулярно к бордюру, что является неоспоримым преимуществом этой модели, за что, в числе прочего, ее и выбирают жители мегаполисов.
Будьте морально готовы!
Линейка силовых агрегатов smart включает 3-цилиндровые бензиновые и дизельные версии, которые бывают атмосферными и турбированными. По ощущениям smart весьма шустрые, особенно турбированные. Они позволяют, на удивление соседям по потоку, быстро стартовать со светофоров, а за счет компактных размеров – еще и юрко проскакивать между полноразмерными авто.
Многие считают, что такие машинки очень экономичные, но на самом деле это не совсем так: даже при спокойной езде в городе, согласно заводским данным, бензиновые версии поглощают около 6 л на сотню, что вполне сопоставимо с более крупными полноразмерными современными моделями классом выше. Зато дизельные модификации действительно очень рачительны – они расходуют всего 3,9 л и к тому же отличаются большим ресурсом.
Покупая подержанный бензиновый smart, его владелец должен быть морально готов к тому, что вскоре ему придется раскошелиться на дорогостоящий капремонт двигателя. В среднем моторчики выдерживают 100–150 тыс. км – к такому пробегу изнашивается цилиндро-поршневая группа, что проявляется в ухудшении тяги и существенном увеличении расхода масла. Впрочем, даже в исправном состоянии агрегаты smart подъедают смазку – в среднем уходит 500–800 грамм на 1000 км. Блоки всех двигателей выполнены из алюминиевых сплавов и не подлежат капремонту. Впрочем, отечественные умельцы научились их чинить путем гильзования чугунными гильзами. Замена масла тоже непростая процедура, так как сливного отверстия в картере нет и старую смазку извлекают с помощью маслоотсоса.
ГРМ большинства двигателей оснащен металлической цепью (исключение – дорестайлинговые дизельные версии, где применялся ремень). Цепь не отличается особым ресурсом – к 60–70 тыс. км она вытягивается, требуя замены вместе со звездочками и гидронатяжителем. Способна преподнести сюрпризы и турбина – при таких же пробегах она может потребовать замены. Иногда также трескаются выпускные коллекторы в месте крепления с турбиной. Из-за вибраций разбалтывается крепление вентилятора интеркулера, и затем он нарушает герметичность сот радиатора. На старых smart с пробегом под 100 тыс. км встречается течь масла из-под прокладки клапанной крышки, переднего и заднего сальников коленвала, а также изнашивается центральная опора двигателя.
Подумал – поехал
Все smart – заднеприводные, и оснащались они 6-ступенчатой секвентальной коробкой передач Softouch. Она бывает двух типов – обычной (передачи приходится переключать вручную – рычагом КП) и автоматической (передачи изменяются в автоматическом режиме). Особенность работы обеих КП – задумчивость при изменении передач: переключился, нажал на педаль газа, а машина некоторое время не реагирует и продолжает ускорение лишь после ощутимой паузы. Поэтому к подобной работе коробки следует привыкнуть и учитывать это при обгонах, разворотах на перекрестках и т.п.
На старых автомобилях отмечен выход из строя сервоприводов, вследствие чего КП может глючить или переходит в аварийный режим и машина не едет. Схожие проблемы возникают также из-за окисления электропроводки подключения сервоприводов или выхода из строя концевика стоп-сигналов. При пробегах около 100 тыс. км изнашивается диск сцепления.
Берегите колеса!
Особенность ходовой – разновеликие колеса передней и задней оси. Это сделано для повышения устойчивости автомобиля. Шустрой езде способствует и жесткая настройка подвески, которая, правда, снижает комфорт на наших далеко не европейских дорогах. Нередко от них же страдают и маленькие колесики – владельцы гнут диски, попадая в ямы. Впрочем, за счет заднего привода и задней компоновки мотора не стоит перебарщивать со скоростью в поворотах – легкий передок довольно быстро начинает плыть наружу поворота.
Страдают от наших дорог и другие элементы ходовой – ступичные подшипники и пружины (могут треснуть). В передней подвеске McPherson также недолго служат шаровые опоры – около 20–30 тыс. км, сайлент-блоки передних рычагов и втулки стабилизатора – 30–40 тыс. км. При этом стойки способны выдержать около 60 тыс. км, а амортизаторы – 100–150 тыс. км. Еще больше ходят сайлент-блоки задней балки и резинки поперечных рычагов.
Рулевое управление многих smart механическое. Электроусилителем руля оснащались только самые дорогие версии, которые встречаются у нас намного реже. На наших дорогах расходники рулевого (тяги и наконечники) в среднем выхаживают около 60–70 тыс. км. Особенность кинематики рулевого – небольшой выворот колес, что усложняет маневрирование в ограниченных местах.
Слабые места автомобиля
Резюме
Кузов и салон | |
Стильный нестареющий дизайн. Относительно невысокая стоимость. Просторный салон для двоих человек. Конструкция пассажирского сиденья и крышки багажника повышает функциональность авто. Компактные размеры дают неоспоримые преимущества при парковках в мегаполисах. | Хрупкий пластик бамперов. Из-за массивных дверей отмечен повышенный износ петель. Неважная шумоизоляция. Высокие подголовники кресел ограничивают обзор назад. Отмечены проблемы с кондиционером и складывающейся крышей кабриолетов. |
Двигатели | |
Высокая топливная экономичность дизельных версий и больший их ресурс по сравнению с бензинками. | Маловат ресурс цепи ГРМ и бензиновых двигателей, которые на старых авто могут потребовать недешевого капремонта. Неважная экономичность бензиновых версий. Неудобная замена масла. Проблемы с турбиной и интеркулером. Течь масла из-под прокладки клапанной крышки, переднего и заднего сальника коленвала. Износ центральной опоры двигателя. |
Трансмиссия | |
Секвентальная коробка передач отличается задумчивостью при переключениях передач. Проблемы с КП возникают из-за отказа актуаторов, а также из-за окисления электропроводки их подключения и выхода из строя концевика стоп-сигналов. | – |
Ходовая, рулевое | |
Автомобильчик позволяет ездить очень шустро, даря удовольствие от вождения. Долговечность задней подвески. Беспроблемные тормоза. | На наших дорогах нередко гнутся колесные диски, а из-за жесткой настройки ходовой снижается ресурс передней подвески. Быстрее всего изнашиваются шаровые опоры, сайлент-блоки передних рычагов и втулки стабилизатора. Могут треснуть пружины. Небольшой выворот колес. |
smart | |
от $2000 до $5000 | |
Общие данные | |
Тип кузова | хэтчбек, кабриолет |
Дверей/мест | 3/2 |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 2500/1515/1550 |
База, мм | 1810 |
Масса снаряженная/полная, кг | 730/990 |
Объем багажника, л. | 150/260 |
Объем бака, л | 33 |
Двигатели | |
Бензиновый 3 цилиндр. | 0,6 л Turbo 6V (45 л.с.), 0,6 л Turbo 6V (54/70 л.с.), 0,7 л Turbo 6V (50/61 л.с.), 0,7 л Turbo 6V (75 л.с.) Brabus |
Дизельный 3 цилиндр. | 0,8 л Turbo (41 л.с.) |
Трансмиссия | |
Тип привода | задний |
КП | 6-ст. секвент. |
Ходовая часть | |
Тормоза передние/задние | диск./бараб., диск. вент./бараб. |
независ./независ. | независ./независ. |
Шины | 145/65 R15 (передние) и 175/55 R15 (задние) |
Альтернатива
Daewoo Matiz с 1998-2012 г.в. от $1300 до $4 200
Daewoo Matiz, в отличие от smart, полноценный 5-местный 5-дверный автомобиль. Важное достоинство этой модели – она намного практичнее, чем smart. Matiz показал себя достаточно надежным.
Daewoo Matiz с 1998 г.в. | от $1300 до $4 200 |
Тип кузова | 5-дв. хэтчбек |
Объем багажника, л | 165/625 |
Двигатели 3 и 4-цилиндр. | два бенз.: 0,8 л 8V (52 л.с.) и 1,0 л 8V (64 л.с.) |
Kia Picanto с 2004-2011 г.в. | от $2800 до $7200 |
Тип кузова | 5-дв. хэтчбек |
Объем багажника, л | 225/910 |
Двигатели 3 и 4-цилиндр. | два бенз.: 1,1 л 12V (65 л.с.), 1,2 л 16V (77 л.с.) |
smart выбирают за озорную внешность, компактные размеры и удовольствие от юркой езды. Правда, при таком стиле вождения на экономичность бензиновых версий не стоит рассчитывать, к тому же на старых авто моторы вскоре могут потребовать недешевого капремонта.
Мысль о создании субкомпактного городского автомобильчика пришла в голову Николасу Джорджу Хайеку – основателю часовой компании Swatch. Желая довести свой проект Swatchmobile до конвейера, он обращался за техподдержкой к разным производителям, но понимание нашел только в Mercedes-Benz. Прообразами новой модели стали концепты Eco Sprinter и Eco Speedster (на фото), представленные в 1993 году. Чтобы не потерять репутацию производителя премиум-моделей, Mercedes создал отдельное, совместное со Swatch СП – Micro Compact Car, которое появилось в 1994 году, а спустя три года был представлен предсерийный образец smart (Swatch Mercedes Art). Однако после скандала с опрокидыванием Mercedes А-klasse подготовка к производству микролитражки была временно прекращена – компания занялась ее доработкой. Серийное производство smart началось в 1998 году, после чего фирма Swatch вышла из проекта, а MCC была переименована в Smart GmbH.
09.97 Представлена новая компактная модель smart (индекс кузова 450).
07.98 Стартует серийное производство модели.
01.09 Начата установка дизельного агрегата 0,8 л (41 л.с.)
02.00 Начат выпуск кабриолета.
01.01 Новый бензиновый мотор 0,7 л (61 л.с.)
03.01 Очередная модификация – открытая версия Crossblade.
02.03 Рестайлинг модели. Появилась версия Brabus.
08.02 На базе smart созданы две новые версии: Roadster и Coupe.
09.06 Дебют второго поколения smart (451).