X

Nissan Leaf: особенности электрической начинки и ее надежность

Nissan Leaf – самый популярный в мире электромобиль. Все чаще его можно увидеть и на украинских дорогах. Вместе с тем, многие отечественные автомобилисты относятся к этому чуду техники с опаской. Больше всего их смущает сложная и не особо понятная электрическая его начинка. Что важно знать о ней всем потенциальным покупателям и какие неожиданности она может преподнести на подержанных Nissan Leaf.

Nissan Leaf  заслужено может гордится статусом самого популярного в мире электромобиля – с момента своего появления на конец 2016 года своих покупателей нашли более 250 тыс. таких авто.  Наибольшее распространение Leaf получили в Америке – там было продано свыше 103 тыс. этих электрокаров, затем идет Япония (более 72 тыс) и Европа (почти 68 тыс.).

На сегодня Leaf  уже не является экзотикой и в Украине – все больше украинских автомобилистов отваживаются на его покупку, присоединяясь к новомодной для нас  тенденции использования более дешевого в эксплуатации и экологически чистого электротранспорта. Причем на Leaf ездят не только частники – его активно катают в качестве такси и такие авто наматывают немалый километраж – в среднем в день около 400 км. За год это получается более 140 тыс. км и такие пробеги уже позволяют составить определенный опыт эксплуатации этой «электрички» на наших дорогах, поэтому мы и обратились в одну из таких украинских компаний с просьбой – поделиться своими знаниями о Leaf. Как результат – мы существенно поменяли свое отношение к этому электромобилю…

Прет словно паровоз и надоедливо свистит…

В предыдущем нашем материале, посвященном подержанному Leaf , мы подробно разобрались в его чисто автомобильных качествах и как выяснилось – по этой дисциплине он ни чем не уступает своим одноклассникам (см. журнал «Автоцентр» №16 от 28.08.2017 г.). А вот сегодня мы разложим на лопатки его электрическую начинку – рассказав, что она собой представляет, как ей правильно пользоваться и каков ее ресурс.

Внешне электромотор Leaf напоминает обычный ДВС, при этом в отличие от таковых движок этой “электрички” не требует какого-либо обслуживания (в нем даже отсутствуют привычные для многих электромоторов контактные щетки).

Все Leaf оснащены трехфазным синхронным электромотором переменного тока, который развивает скромные  109 «лошадок» в диапазоне 2730–9800 Об/мин, но при этом выдает впечатляющий максимальный крутящий момент в 280 Нм, доступный уже со старта и до 2730 Об/мин! Благодаря такому моменту «электричка» наделена практически тепловозной тягой и со старта способна легко уделать не только многих одноклассников, но и более крупные автомобили с  6-цилиндровыми двигателями. Правда с 3000 Об/мин Leaf  «сдувается» – тяга слабеет и он уже особо не отличается от авто, оснащенных атмосферными моторами 1,5 и 1,6 л. Самые распространенные версии Leaf ускоряются  до «сотни» за 11,9 с, а их «максималка» составляет достаточные, как для городского автомобиля 145 км/ч.

В 2013 году электрическая начинка Leaf была модернизирована: зарядное устройство (ЗУ) и конвертор были объединены в единое целое вместе с мотором и инвертором, размещенными под капотом (ранее ЗУ и конвертор были размещены  в боксе между задними арками, который съедал 40 л полезного объема багажника (фото снизу).

С непривычки не меньше удивляет и бесшумная работа электромотора – члены экипажа Leaf не слышат как он «заводится», едет и работает даже под большой нагрузкой при активном наборе скорости. Кстати, для безопасности пешеходов конструкторами Nissan даже была разработана специальная система Vechicle Sound for Pedestrians (VSP), которая при езде на скоростях до 30 км/ч для привлечения внимания пешеходов через динамик выдает специфический звук, напоминающий звонкий свист.

В принципе, «движок» не требует какого-либо обслуживания (в нем даже отсутствуют привычные для многих электромоторов контактные щетки). При этом, для охлаждения мотора и инвертора, а также функционирования «печки» применяется система охлаждения, жидкость в которой необходимо менять каждые 50 тыс. км.  Используется в Leaf и традиционный 12-вольтовый аккумулятор, который питает бортовую сеть авто. Кстати, в дорогих версиях  он дополнительно подзаряжается от солнечной батареи, встроенной в аэродинамический козырек крышки багажника.

Функцию коробки передач в этой «электричке» выполняет обычный одноступенчатый редуктор. При этом в отличие от электромотора редуктор требует обслуживания – смазку в нем необходимо менять каждые 40-50 тыс. км. пробега.

Старая батарейка чинится!

В движение электромотор приводит тяговая литий-ионная батарея, которая на большинстве  Leaf  развивает мощность в 24 кВт и при оптимальных условиях предоставляет запас хода в 135 км (EPA). Более дорогие версии (SV и SL), выпущенные с 2016 года получили более мощную батарею на 30 кВт, которая способна предоставить пробег в 172 км (EPA) или 250 км по европейскому циклу замера NEDC.  Хотя версий у усиленным аккумулятором в Украине немного.

Батарея общим весом в 218 кг размещена под днищем автомобиля, занимая место под передними и задними сиденьями. Благодаря такой компоновке Leaf наделен низким центром тяжести, что улучшает его устойчивость, особенно при быстром прохождении поворотов (крены ощутимо меньше, чем у одноклассников с ДВС).

Кстати, при покупке подержанного автомобиля важно уточнить его происхождение – Leaf , предназначенные для восточных рынков, не подходит для зим (см. фото “Слабые места”).

Производитель дает 8-летнюю гарантию на батарею или 160 тыс. км  пробега. Впрочем, не стоит думать, что при таком возрасте или пробеге «акум» придется заменить на новый, который, кстати, стоит недешево – $5,5 тыс с учетом возврата Nissan старого.  На самом деле он сборный – состоит из 48 модулей, в котором упаковано по 4 литий-ионных батарейки, то есть всего 192 ячейки питания. Отечественные умельцы уже научились ремонтировать батарею. Как рассказали консультировавшие нас сервисмены службы такси, восстановить емкость изношенной ячейки можно на электронном уровне, выполнив принудительную ее калибровку. Если же это не помогает, то ячейку меняют на другую роботоспособную. Донорами в данном случае являются битые  Leaf, которые везут в Украину специально на запчасти. Консультировавшие нас механики называют это, своего рода, капремонтом батарейки и оценивают свою работу в пределах $500-1000.

Знают также украинские мастера, как ремонтировать и другую важную электроначинку – инверторы, преобразователи и зарядное устройство. В крайнем случае их также можно заменить на исправные детали с аварийного экземпляра или заказать из Америки.

Емкость батареи водитель может контролировать самостоятельно – ее остаток показывает светящийся полукруг «палочек» в правом углу щитка приборов, возле показателей остаточного запаса хода. Не менее важный указатель – температуры батареи (слева на «приборке»). Особенно он актуален при сверхмощных зарядках, при которых «аккум» нагревается сильнее обычного.

Кстати, увидеть остаток емкости батареи  водитель Leaf может прямо на приборном щитке (отображается в виде полукруга светящихся «палочек» с  правом его углу). Первый (из двенадцати) потухших индикатора означает падение емкости на 16 %, каждый следующий – на 6,5%. Многое зависит от характера эксплуатации «электрички» первым владельцем, но за два-три года и при пробеге порядка 20-30 тыс. км у Leaf , как правило, тухнет не больше, чем одна-две «палочки» из двенадцати.

Еще один более продвинутый способ, позволяющий  оценить емкость отдельно каждого элемента батареи – воспользоваться фирменной программой  LeafSpy, которую можно загрузить не только на ноутбук, но даже на обычный смартфон с системой  Android. Правда, для получения нужной информации потребуется дополнительно приобрести диагностический Bluetooth- или WiFi-сканер, подключающийся к разъему OBD II автомобиля. LeafSpy также показывает:  сколько циклов заряд-разряд пережила батарея и боле того – как часто ее заряжали от сверхмощной станции по ускоренному циклу.

 

Голубой цвет эмблемы Nissan отличает электромобили от остальных моделей компании и обозначает экологически чистый выхлоп этой «электрички» – «zero emissions» и подкрепляется это соответствующей надписью на авто.

Кстати, в среде автомобилистов бытует мнение о вреде ускоренных зарядок с помощью сверхмощного порта CHAdeMO. Чтобы выяснить – так ли это на самом деле,  мы даже провели специальное расследование. О его результатах можно будет узнать на нашем интернет сайте в отдельном спецматериале – «Nissan Leaf: чем опасна ускоренная зарядка CHAdeMO?».

 

В отличие от автомобилей с ДВС днище у Leaf полностью ровное: запаска отсутствует, не висит снизу и выхлопная система.

Резюме

Украинский опыт эксплуатации Nissan Leaf  показал – его электрической начинки бояться не стоит.  Она зарекомендовала себя вполне надежной, в том числе это касается и самой дорогой ее части – тягового аккумулятора. Даже при активной его эксплуатации  он неплохо сохраняет остаточную емкость –есть Leaf такси, которые накатали уже под 200 тыс. км и при этом количество мертвых «палочек» жизни батареи у них не превышает двух штук, а это где-то около 80% ее емкости. Вселяет уверенность в завтрашнем дне и то, что отечественные мастера научились ремонтировать батарею, вдыхая в нее вторую жизнь. Не вызывают серьезных нареканий и чисто автомобильные качества подержанных Nissan Leaf.

Итоги «АЦ»

Электромотор                                                           4,5 звезды

+ Беспроблемный электромотор, который не не требует обслуживания. Двигатель развивает максимальный крутящий момент уже со старта, обеспечивая вполне динамичные разгоны.

–  Система безопасности пешеходов VSP раздражает постоянным звонким свистом при езде не невысоких скоростях.  Трескается трубка высокого давления системы кондиционирования недорогих версий.

Трансмиссия                                                            5 баллов

+  Одноступенчатый редуктор надежный и в ходе эксплуатации требует лишь периодической замены смазки.  

Батарея, инвертор, зарядное                                 4 балла

+ Тяговая батарея не одноразовая – отечественные специалисты научились ее ремонтировать, ремонтнопригодны также инвертор и зарядное устройство. Даже при больших пробегах около 200 тыс. км батарея сохраняет около 80% своей емкости, предоставляя пробег около 90-100 тыс. км.

– Версии с более мощной 30-киловатной батареей встречаются в Украине реже. Версии для восточных рынков плохо приспособлены для наших зим.

Слабые места Nissan Leaf

Ремонт батареи – приравнивается к капремонту двигателя: ее нужно демонтировать из-под днища автомобиля, затем вскрыть и заменить пришедшую в негодность ячейку питания.

Nissan Leaf, предназначенные для восточных рынков, не подходят для наших условий эксплуатации – при минусовых температурах батарея плохо заряжается или вовсе отказывается принимать ток. Узнать происхождение электрички можно по ее VIN-номеру.

Система безопасности пешеходов VSP раздражает постоянным звонким свистом при езде не невысоких скоростях, а в версиях после 2013 года отсутствует кнопка ее отключения.

Технические характеристики Nissan Leaf 

Общие данные

Тип кузовахэтчбек
Дверей/мест5/5
Габариты, Д/Ш/В, мм4445/1770/1550
База, мм2700
Масса снаряженная/полная, кг1430/1945
Объем багажника, л330370/720

Двигатель

Электромотор: 80 кВт/109 л.с.
Батарея
литий-ионная, 360 В, 24 кВт или 30 кВт

Трансмиссия

Тип приводапередн.
КП1-ст редуктор

Ходовая часть

Тормоза передние/задние диск. вент./ диск.
Подвеска передняя/задняянезавис./ полузавис.
Шины205/55 R16, 215/50 R17

Стоимость в Украине, $                    от $10,5 тыс. до 28,5 тыс.

Редакция благодарит компанию «Окси-Такси»   за помощь в  подготовке материала.