На этой модели многие водители знакомятся с автомобильным миром. Одни, распробовав преимущества передвижения на «колесах», ее продают, пересаживаясь на авто более высокого класса. Другие не спешат с нею расставаться, считая «Славуту» незаменимой альтернативой общественному транспорту.
На этой модели многие водители знакомятся с автомобильным миром. Одни, распробовав преимущества передвижения на «колесах», ее продают, пересаживаясь на авто более высокого класса. Другие не спешат с нею расставаться, считая «Славуту» незаменимой альтернативой общественному транспорту.
На этой модели многие водители знакомятся с автомобильным миром. Одни, распробовав преимущества передвижения на «колесах», ее продают, пересаживаясь на авто более высокого класса. Другие не спешат с нею расставаться, считая «Славуту» незаменимой альтернативой общественному транспорту.
Модель ЗАЗ-1103 «Славута» с практичным кузовом лифтбек – третья в семействе переднеприводных авто Запорожского автомобильного завода «Коммунар». Первым был 3-дверный хэтчбек «Таврия», ставший в Украине очень популярным (производился почти 20 лет), а вторым – универсал «Дана». Он не пользовался особым спросом, поэтому спустя 4 года после начала производства его выпуск был прекращен. Сегодня «Славута» – единственная модель собственной разработки завода, оставшаяся в его производственной линейке. Ее можно купить как новую в автосалоне, так и подержанную. В любом случае интересно выяснить, что же представляет собой этот самый доступный новый автомобиль украинского рынка.
У автомобиля есть много недостатков: небольшой ресурс двигателя, частые поломки по электрике, слабая ходовая часть, а главным минусом является коробка передач которую ставили на автомобили ЗАЗ Славута и ЗАЗ Сенс.
Главная причина: не включаются первая и вторая передачи на КПП.
ЗАЗ-1103 «Славута» c 1999 г. от $2 100 до $4 900 |
Выбирайте металлик!
Машины первых годов выпуска окрашивались обычной акриловой автоэмалью, а приблизительно с 2004-го «Славуту» начали «задувать» металликом. Последний вариант предпочтительнее – такие краски благодаря двухслойному покрытию (базовая основа и лак) более стойкие, а «акрил» – больше подвержен «рыжей» болезни. Хотя в любом случае даже новый автомобиль рекомендуется дополнительно обработать антикоррозионными материалами. Если этого не сделать, кузов начнет ржаветь.
Передняя оптика не отличается износостойкостью – через 3-4 года рассеиватель фар мутнеет и качество освещения ухудшается. В ходе эксплуатации желательно смазывать дверные петли, в противном случае спустя некоторое время они начинают неприятно скрипеть. Моторчик отопителя, размещенный под капотом у лобового стекла, не защищен фильтром, из-за чего осенью туда набиваются листья, которые засасываются в салон, а также становятся источником неприятного шуршания. Нужно снять моторчик отопителя. Аккумулятор установлен в моторном отсеке низко, поэтому подвержен попаданию влаги, вследствие чего окисляются клеммы.
«Славута» предлагалась в двух комплектациях: S – «Стандарт» и L – «Люкс». Редко встречаются даже версии с электростеклоподъемниками. Правда, эти средства повышенного комфорта иногда отказывали.
Салон небольшой, особенно сзади (см. фото). Со временем крепление пластиковых деталей интерьера разбалтывается и они начинают скрипеть. С возрастом появляется также скрип в подушках передних кресел. Есть замечание и к эргономике переднего стеклоочистителя – у него нет прерывистого режима работы.
Для города и глубинки
Силовые агрегаты «Славута» аналогичны тем, которые применялись на «Таврии». Экземпляры первых годов выпуска комплектовались карбюраторными моторами объемом 1,1, 1,2 и 1,3 л. С начала 2003-го стали изготавливать версии с моторами 1,2 и 1,3 л, оснащенными системой распределенного впрыска топлива.
Самый скромный по объему двигатель 1,1 л отличается наименьшим моторесурсом – 80–90 тыс. км, после чего приходится делать капремонт. Все остальные агрегаты способны выходить 130–150 тыс. км.
У каждого из типов систем питания есть свои слабые места. У карбюраторных версий в жару от перегрева может отказать топливный насос. Остыв, он снова начинает работать. При эксплуатации данных версий нужно возить с собой датчик Холла, катушку зажигания и коммутатор – они не отличаются надежностью и неожиданно могут создать проблему. Впрочем, карбюраторные версии, оснащенные вазовским Solex, проще в обслуживании, чем инжекторные – их смогут отремонтировать и настроить даже в сельской глубинке.
Слабое место модификаций с распределенным впрыском топлива – регулятор холостого хода: его приходится регулярно (каждые 10–20 тыс. км) чистить, так как на «игле» скапливается грязь. Электрический топливный насос не любит езды с небольшим количеством горючего в баке – может выйти из строя. А еще он отличается довольно шумной работой. Кстати, мотористы рекомендуют автовладельцам машин, двигатели которых оснащены недорогим газобаллонным оборудованием (без газовых форсунок), обязательно соблюдать важное правило – из 1 тыс. км 700 км ехать на газе, а 300 – на бензине. Если этого не делать, топливная система приходит в негодность: коксуются форсунки, насос и пр.
Во всех агрегатах нередко теряет герметичность прокладка клапанной крышки. Отмечены выходы из строя термостатов.
ГРМ всех моторов оснащен ремнем, который необходимо менять каждые 60 тыс. км вместе с натяжным роликом. В это же время требуется заменить ремень генератора. Все двигатели каждые 10 тыс. км нуждаются в регулировке тепловых зазоров клапанов.
Только «механика»
Все «Славуты» оснащались 5-ступенчатыми механическими коробками передач. В целом данные агрегаты зарекомендовали себя как достаточно надежные, и их ресурс часто оказывается даже выше, чем у двигателей. Кстати, эта же КП применяется и на Daewoo Sens, им присущи одинаковые «косяки» – затрудненное включение первой и второй передач. В ходе эксплуатации ситуация исправляется. Еще одна особенность – громкая работа КП. Нередко «потеет» маслом сальник кулисы, хотя к серьезным утечкам смазки это не приводит. Масло рекомендуется менять каждые 50 тыс. км.
Сцепление оснащено механическим приводом. Трос сцепления – слабое звено: нередко рвется. Поэтому рекомендуется иметь еще один в запасе.
«Хитрые» тормоза
Тормозная система снабжена передними дисковыми и задними барабанными механизмами. Передние тормоза – оригинальной зазовской разработки с закрытым тормозным диском. Как показало время, данный механизм оказался не совсем удачным: слабое место – тормозные диски, которые в ходе эксплуатации часто деформируются – могут прийти в негодность спустя 20 тыс. км. Не отличается надежностью и главный тормозной цилиндр – после 40 тыс. км возможна потеря герметичности. Жалуются владельцы и на не совсем эффективный «ручник» – трос быстро растягивается. Спустя три года желательно проконтролировать состояние тормозных шлангов: они могут потрескаться. При необходимости нужно поменять тормозные шланги на ЗАЗ Славута.
Реечное рулевое управление долго не выдерживает – после 50–60 тыс. км появляется ощутимый люфт, связанный с износом пары шестерня/рейка. В среднем такой же срок службы у рулевых наконечников. К счастью, данный узел не очень дорогой – оригинальный рулевой механизм стоит около 500 грн., поэтому его проще заменить, чем отремонтировать.
Ходовая жестковата, но энергоемкая. Впереди применяется независимая конструкция типа McPherson, а сзади – полузависимая балка. Стабилизатор поперечной устойчивости отсутствует, поэтому при резких маневрах автомобиль ощутимо кренится.
Слабое место подвески – шаровые опоры и задние ступичные подшипники, которые на наших дорогах служат 30–40 тыс. км. Передние подшипники ходят дольше – 50–60 тыс. км. Еще надежнее сайлент-блоки передних рычагов: их ресурс – 100–150 тыс. км, а «резинки» задней балки вообще считаются «неубиваемыми».
Будь независимым!
Основная проблема «Славуты», как, впрочем, и других моделей производства СНГ, – невысокое качество комплектующих, что обуславливает небольшой ресурс деталей и узлов. Отчасти это компенсируется их невысокой стоимостью. Впрочем, при желании можно установить более дорогие импортные аналоги, отличающиеся долговечностью.
«Славута» – неприхотливый и недорогой автомобиль, предоставляющий возможность людям с небольшими доходами иметь личное транспортное средство и не зависеть от расписания и маршрутов общественного транспорта.
История ЗАЗ-1103 «Славута»
03.99 Начато серийное производство ЗАЗ-1103 «Славута».
01.00 Начало выпуска модификации с карбюраторным мотором 1,2 л (58 л. с.). Расширен список дополнительного оборудования.
06.01 Запущена в производство модификация с карбюраторным двигателем 1,3 л (63 л. с.).
12.02 Выпуск топовой версии с впрысковым мотором 1,3 л (66 л. с.).
08.10 Производство «Славута» продолжается и ныне.
Резюме
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|
Цены на новые ориг. запчасти, грн. | |
Передн./задн. торм. колодки | 60/96 |
Воздушный фильтр | 36 |
Топливный фильтр (инж.) | 112 |
Масляный фильтр | 24 |
Подшипник передн./задн. | 76/70 |
Шаровая опора | 65 |
Сайлент-блок переднего рычага | 16 |
Передний рычаг в сборе | 70 |
Рулевая тяга | 140 |
Рулевой наконечник | 51 |
Сцепление, комплект | 440 |
Помпа | 203 |
Ремень ГРМ | 50 |
Натяжной ролик ГРМ | 91 |
ЗАЗ-1103 «Славута» | |
От $2,1 тыс. до $4,9 тыс. | |
Общие данные | |
Тип кузова | лифтбек |
Дверей/мест | 5/5 |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 3980/1578/1425 |
База, мм | 2320 |
Масса снаряженная, кг | 790 |
Объем багажника, л | 300/740 |
Объем бака, л | 38 |
Двигатели | |
Бензиновый 4-цилиндр. карб: | 1,1 л (51 л. с.), 1,2 л (58 л. с.), 1,3 л (63 л. с.) |
4-цилиндр. распр. впр.: | 1,2 л (62 л. с.), 1,3 л (66 л. с.) |
Трансмиссия | |
Тип привода | передний |
КП | 5-ст. мех. |
Ходовая часть | |
Тормоза передние/задние | диск./бараб. |
Подвеска передняя/задняя | независ./полузавис. |
Шины | 155/70 R13 |
Альтернатива
ВАЗ-2107 с 1982 г.
от $1,3 тыс. до $6,6 тыс. | |
Тип кузова | 4-дв. седан |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 4145/1620/1446 |
База, мм | 2424 |
Двигатели 4-цилиндр. | 3 бенз.: 1,3 л (69 л. с.), 1,5 л (71 л. с., 74 л. с.) |
АЗЛК 2141 «Москвич» 1986–2002 г. в.
от $1,2 тыс. до $3,5 тыс. | |
Тип кузова | 5-дв. хэтчбек |
Габариты, Д/Ш/В, мм | 4350/1690/1400 |
База, мм | 2580 |
Двигатели 4-цилиндр. | 4 бенз.: 1,5 л (72 л. с.), 1,6 л (75 л. с.), 1,7 л (85 л. с.), 1,8 л (80 л. с.), 2,0 л (115 л. с.) |