X

ВАЗ 2109, Skoda Felicia, АЗЛК-2141, ЗАЗ-1102-Таврия: Друзья или расхитители семейного бюджета?

Некоторые автолюбители, располагая небольшой суммой на покупку машины, отдают предпочтение подержанным иномаркам. Однако есть смысл обратить внимание и на модели производства СНГ, которые не только недорого стоят, но и требуют существенно меньших затрат на ремонт и содержание.

Некоторые автолюбители, располагая небольшой суммой на покупку машины, отдают предпочтение подержанным иномаркам. Однако есть смысл обратить внимание и на модели производства СНГ, которые не только недорого стоят, но и требуют существенно меньших затрат на ремонт и содержание.

Некоторые автолюбители, располагая небольшой суммой на покупку машины, отдают предпочтение подержанным иномаркам. Однако есть смысл обратить внимание и на модели производства СНГ, которые не только недорого стоят, но и требуют существенно меньших затрат на ремонт и содержание.

В редакцию «АЦ» пришло немало писем, в которых читатели просят сравнить потребительские качества автомобилей производства стран СНГ. Сегодня мы расскажем о популярных моделях ВАЗ-2109, АЗЛК-2141 и ЗАЗ-1102, а для сравнения поставим рядом с ними иномарку из бывшей соцстраны Чехии – Skoda Felicia.

Дороже всех стоят «девятка» и Felicia – в среднем от $2 до $6,5 тыс. «Сорок первый» и «Таврия» дешевле – от $600 до $4 тыс.

Биография моделей из стран СНГ началась в 80-е годы прошлого столетия. Несмотря на это, ЗАЗ-1102 и ВАЗ-2109 все еще продолжают сходить с конвейера запорожского автозавода (с 2000 года «девятки» собирали в Луцке, а в 2003-м производство из Тольятти перенесено в Запорожье). В 1998 году на смену старой «Таврии» пришла «Таврия Нова» – машина, в конструкцию которой внесено около 140 изменений для повышения ее качества. Залогом долголетия на конвейере стала доступная стоимость этих автомобилей, а также невысокие эксплуатационные расходы. А вот биография «сорок первого» складывалась не столь гладко – АЗЛК как производитель прекратил свое существование еще в 2000-м, хотя в столице Украины на мощностях КАРЗ-5 вплоть до 2002 года из остатков машинокомплектов собирали АЗЛК-2141. Skoda Felicia перестали выпускать в 1999 году, а на смену ей пришла не менее популярная в нашей стране модель – Fabia.

ВАЗ-2109

Стоимость от $2 до $6,5 тыс.

При покупке машины следует внимательно осмотреть арки задних крыльев, пороги, нижние кромки дверей и крышку багажника. Нередко из-под некачественных уплотнителей лобового стекла дождевая вода попадает в салон.

Качество отделки салона невысокое. Со временем начинают скрипеть пластиковые детали обшивки, может потрескаться «низкая» приборная панель, отламываются рычажки регулировок зеркал заднего вида, системы вентиляции/обогрева салона, а также каркас спинки кресла водителя. Выходит из строя механизм регулировки угла его наклона, отклеивается от лобового стекла зеркало заднего вида.

Моторесурс двигателей «девятки» составляет около 150 тыс. км. Соблюдение срока замены ремня ГРМ (через каждые 60 тыс. км) особенно актуально на моторах объемом 1,1 л и 1,3 л – при обрыве ремня гнутся клапаны. При пробеге свыше 100 тыс. км могут потерять герметичность передний и задний сальники коленвала, прокладка крышки головки блока и поддона картера. Слабые места системы охлаждения – датчик включения электровентилятора и термостат.

В КПП нередко «хрустит» синхронизатор 2-й передачи, а при недостаточном уровне масла выходит из строя 5-я. Выжимной подшипник выдерживает 70 – 80 тыс. км.

Подвеска умеренно жесткая и служит достаточно долго. Быстрее всего выходят из строя амортизаторы и ступичные подшипники. Сзади со временем проседают пружины. Недолговечны и задние тормозные цилиндры – нередко дают течь манжеты.

 История

1987 Начат выпуск 5-дверного хэтчбека ВАЗ-2109
1989 Рестайлинг передней части (новая радиаторная решетка, «длинные» крылья)
1993 Очередная модернизация – «высокая» панель приборов
1996 В Финляндии выпускают Lada Samara Baltic
1998 Прекратился выпуск Lada Samara Baltic
2000 Начата крупноузловая сборка в Украине (г. Луцк)
2003 Производство «девяток» начато в Запорожье

Skoda Felicia

Стоимость от $3,6 до $6 тыс.

К коррозионной устойчивости Felicia нет замечаний – компания давала 6-летнюю гарантию от сквозной коррозии. Хотя на машинах первых годов выпуска уже появляются небольшие очаги «рыжей» болезни. У версий с «противотуманками» могут потрескаться отражатели.

Салон уютный и комфортабельный. Качество отделочных материалов на порядок выше, чем у остальных участников обзора. Хороша и конструкция заднего сиденья, которое может складываться в пропорции 1:2.

Линейка двигателей включает два бензиновых чешских мотора и два немецких (бензиновый 1,6 л и дизельный 1,9 л). Ресурс двигателей составляет 200 – 250 тыс. км. ГРМ чешских агрегатов приводится в действие цепью, которая служит около 70 тыс. км. При ее замене рекомендуется сменить и шестерни ГРМ. На моторах VW ГРМ приводится ремнем, который нуждается в замене вместе с натяжным роликом через каждые 60 тыс. км. В подкапотном пространстве нередко окисляются разъемы электропроводки. Отмечались выходы из строя коммутатора, «трамблера» и стартера.

Механическая КПП служит без проблем весь срок эксплуатации машины.

Один из существенных недостатков – низкий дорожный просвет (110 мм). В целом подвеска долговечная, и даже шаровые опоры «выхаживают» 50 – 60 тыс. км. Из-за отсутствия стабилизатора поперечной устойчивости на высоких скоростях при маневрах возникают ощутимые крены автомобиля.

Реечное рулевое управление версий с двигателями VW оснащено гидроусилителем.

 История

1994 Новая модель представлена 5-дверным хэтчбеком Skoda Felicia, оборудованным бензиновыми двигателями: карбюраторным объемом 1,3 л (55 л. с.) и «инжекторным» 1,3 л (68 л. с.)
1995 Дебютируют 5-дверный универсал Felicia Combi и грузовой пикап
1995 На Skoda Felicia установили силовой агрегат от Volkswagen – бензиновый объемом 1,6 л (75 л. с.)
1996 Появился еще один двигатель VW – дизель объемом 1,9 л (64 л. с.)
1998 Рестайлинг: новые бамперы, капот и радиаторная решетка в стиле старшей «сестренки» Skoda Octavia
1999 На смену Skoda Felicia приходит Fabia

АЗЛК-2141

Стоимость от $600 до $3,5 тыс.

Качество окраски и антикоррозионной обработки кузова АЗЛК-2141 невысокое, особенно у машин, выпущенных в 1986 – 1989 и 1992 – 1996 годах. Характерные участки кузова, подверженные коррозии, – арки крыльев, пороги, переднее крыло возле антенны радиоприемника, моторный отсек и капот. Нередко возникают проблемы с дверными замками. У машин первых годов выпуска появляются трещины на щите моторного отсека, в районе крепления главного тормозного цилиндра, а также у опорных чашек передней подвески. Возникают проблемы и с герметичностью уплотнителей лобового стекла.

Салон просторный, хотя качество отделочных материалов заслуживает критики – нередко отслаивается обивка карт дверей, выполненная из кожзаменителя, а из-за неудачной конструкции стеклоподъемников затруднено опускание/поднятие стекол. На машинах до 1999 года «запаска» подвешена снаружи под полом багажника. Если ее крепление заржавеет, воспользоваться запасным колесом вряд ли удастся.

Линейка моторов «сорок первого» состоит из трех «родных» уфимских моторов, одного «вазовского» объемом 1,6 л и одного Renault – 2,0 л (115 л. с.), встречающегося редко. Моторесурс двигателей из СНГ составляет в среднем 150 тыс. км. Почти во всех моторах АЗЛК-2141 (исключение – агрегат Renault) ГРМ приводится в действие цепью, которая «выхаживает» около 80 тыс. км. Вместе с ней необходимо заменить и башмак натяжителя цепи («вазовский» двигатель). Нередко моторы перегреваются из-за неисправности клапана пробки расширительного бачка. Долго не служат термостаты и радиаторы. Некоторые машины оборудовались карбюраторами типа «Озон». Они очень «прожорливы», поэтому такой карбюратор лучше заменить более экономичным «Солекс». Существенный недостаток – из-за низкого расположения прерыватель-распределитель зажигания в дождь часто заливает водой.

«Механика» достаточно надежна, хотя чувствительна к качеству смазки. При использовании некачественного масла может выйти из строя главная пара КПП. Иногда дает течь сальник кулисы переключения передач. Не очень долговечен трос привода сцепления.

Подвеска мягкая и энергоемкая, хотя недолговечная. К примеру, шаровые опоры и сайлент-блоки «выхаживают» около 30 тыс. км. Из-за низкого качества изготовления ШРУСы при целых пыльниках начинают «хрустеть» уже через 30 – 60 тыс. км.

 История

1986 Начало выпуска 5-дверного хэтчбека АЗЛК-2141
1990 Первая модернизация
1992 Вместо карбюраторов «Солекс» начали устанавливать «Озон»
1993 Все «сорок первые» стали комплектовать микропроцессорной системой зажигания
1994 Появились двигатели объемом 1,7 л и 1,8 л
1997 Рестайлинг: новая передняя оптика и капот. Под заказ начата установка французских моторов Renault F3R
1999 Изменение конструкции кузова – запасное колесо переместили внутрь багажника

ЗАЗ-1102 «Таврия»

Стоимость от $600 до $4 тыс.

Бич всех «Таврий», выпущенных в 1988 – 1998 гг., – коррозия. Характерные слабые места – передние крылья, пороги, нижние части дверей и крышка багажника. Бывали случаи, когда коррозия выедала дыры даже в бензобаке. Со временем появляются трещины на опорных чашках передних стоек, а также возле лобового стекла в районе стыковки крыши и передней стойки. Качество коррозионной защиты и лакокрасочного покрытия «Таврия Нова» намного выше. Жестче стал и кузов.

Салон достаточно скромный, а у первых «Таврий» его даже можно назвать аскетичным. Внутри с относительным комфортом смогут разместиться лишь четверо. Отделочные материалы качественные лишь у «Таврия Нова».

При своевременном обслуживании двигатели «Таврии» способны «выходить» 80 – 100 тыс. км. Если используется некачественное масло, забивается отложениями канал системы смазки головки блока цилиндров, что приводит к масляному голоданию и выходу из строя распредвала и его «постели». А вот обрыв ремня ГРМ не страшен – «роковая» встреча клапанов с поршнями исключена конструктивно. На старых машинах теряет герметичность радиатор системы охлаждения. Хлопот могут доставить ненадежный стартер, датчик Холла и бегунок «трамблера». Слабое место корейских стартеров – пластмассовая вилка втягивающего реле. Стоит отметить, что агрегаты и их навесное оборудование у «Таврия Нова» стали более качественными – моторы «выхаживают» более 150 тыс. км.

«Механика» серьезных проблем не создает, хотя отличается нечетким переключением передач. К тому же механизм переключения со временем требует регулировки. Диск сцепления не отличается долговечностью.

Подвеска служит неплохо – даже шаровые опоры «выхаживают» 40 – 50 тыс. км. Ступичные подшипники и наконечники рулевых тяг служат 60 – 70 тыс. км.

 История

1988 Начат серийный выпуск «Таврии»
1997 Производство отечественной малолитражки сократилось – за год сошло с конвейера всего 1030 автомобилей
1998 Дебютирует обновленная версия «Таврия Нова» в модификациях «стандарт» и «люкс»
2000 Появились модификации с двигателем объемом 1,2 л (58 л. с.)
2001 Линейка двигателей пополнилась 1,3-литровым мотором (63 л. с.)
2003 «Таврия Нова» получила 1,3-литровый двигатель (66 л. с.) с распределенным впрыском, отвечающий нормам Евро 2

Вместо послесловия

Главная проблема при эксплуатации «девятки», «сорок первого» и «Таврии» – качество запчастей. Оно преимущественно невысокое, что существенно сокращает сроки их службы. Поэтому при замене деталей желательно по возможности применять комплектующие импортного производства.

При покупке старых машин особое внимание нужно уделить проверке кузова – модели из СНГ не отличались качественным лакокрасочным и антикоррозионным покрытием, из-за чего металл ржавеет до дыр. Продлить жизнь кузову поможет дополнительная обработка антикоррозионными материалами. Ни в коем случае не стоит игнорировать это правило и владельцам относительно новых машин, ведь наши «соленые» зимние дороги способны выводить из строя не только автомобили преклонного возраста.

Разумеется, лучше выбирать более «свежие» машины, у которых ресурс многих деталей еще не до конца исчерпан.

Хорошим приобретением будет и чешский автомобиль – качество его изготовления на порядок выше, а обслуживание обходится ненамного дороже вазовских «девяток».

 Финансовый фактор

Главный фактор при выборе какого-либо из автомобилей – денежный. Если у вас есть $4-5 тыс., тогда можно приобрести ВАЗ-2109 или Skoda Felicia. Лучшая из этих машин – «чешка». Ведь это первая модель компании Skoda, созданная совместно с концерном Volkswagen. Качество Felicia достаточно высокое. Машина не имеет серьезных проблем с коррозией, а функциональность автомобиля повышает трансформирующееся в пропорции 1:2 заднее сиденье. Вполне надежны двигатели, КПП и «ходовая». Хотя «чешка» не совсем подойдет тем, кто любит выезжать на природу, – ее дорожный просвет маловат (110 мм).

«Девятку» можно порекомендовать автолюбителям, которым нужен динамичный и относительно недорогой автомобиль (включая и его содержание). Хотя качество его изготовления невысокое.

Если же на покупку предполагается потратить до $3 тыс., тогда выбирать лучше между АЗЛК-2141 и ЗАЗ-1102 «Таврия». Хозяйственным автолюбителям лучше обратить внимание на «сорок первый». Его салон – самый большой по сравнению с участниками обзора: пятеро членов экипажа смогут удобно разместиться внутри. Багажник также самый вместительный – его объем составляет 470/1270 л (см. табл.). А вот надежность АЗЛК-2141 оставляет желать лучшего – по сравнению с остальными машинами недолго служат подвеска, ШРУСы, нередко перегреваются двигатели, в дождь мотор глохнет из-за отказа «трамблера» (его заливает водой).

Но если вы не нуждаетесь в транспортном средстве для перевозки грузов, рекомендуем приобрести ЗАЗ-1102. Причем наилучший вариант – «Таврия Нова». Ее качество намного выше, чем «сорок первого», а более молодой возраст машины – залог того, что затраты на замену вышедших из строя деталей будут меньше. Главные достоинства автомобиля – невысокая цена (как машины, так и запчастей) и экономичные двигатели.


АЗЛК-2141

Невысокая стоимость автомобиля
Просторный салон
Вместительное багажное отделение
Энергоемкая подвеска
Проблемы с коррозионной устойчивостью
Ненадежная система охлаждения
Неудачное расположение «трамблера»
Недолговечные подвеска и трос привода сцепления


ЗАЗ-1102

Доступная цена
Надежная подвеска
Топливная экономичность
Подверженность старых «Таврий» коррозии
Аскетичный и небольшой салон
Маленький багажник
Ненадежное электрооборудование
Нечеткое включение передач

ВАЗ-2109

Динамичные двигатели
Хорошая курсовая устойчивость
Надежность выше, чем у остальных конкурентов из СНГ
Подверженность коррозии
Низкое качество отделочных материалов салона
Возможны проблемы с коробкой переключения передач и задними тормозными механизмами


Skoda Felicia

Неплохая коррозионная стойкость
Уютный и качественно изготовленный салон
Надежные и долговечные двигатели
Маленький дорожный просвет
Неважная устойчивость
Возможные проблемы с навесным оборудованием двигателя и окисление электроразъемов

 Цены на новые запчасти, грн. ВАЗ-2109 Skoda Felicia АЗЛК-2141 ЗАЗ-1102 «Таврия»
Передние тормозные колодки181021035
Задние тормозные колодки201181840
Воздушный фильтр537510
Топливный фильтр35533
Масляный фильтр1016815
Амортизатор передн./задн.170/100324/253150/45120/80
Сцепление (комплект)270432190160
Ремень ГРМ30108/81*60*30
*В некоторых двигателях Skoda Felicia и во всех АЗЛК-2141 ГРМ приводится в действие цепью

 ВАЗ-2109 Skoda Felicia АЗЛК-2141 ЗАЗ-1102 «Таврия»
Общие данные
Тип кузовахэтчбеки
Дверей/мест5/53/5
Габариты Д/Ш/В, мм4210/1620/13803885/1635/14204350/1690/14003708/1554/1410
База, мм2460245025802320
Масса снаряжен./полн., кг920/1370935/14201050/1470727/1127
Объем багажника, л330/940270/965470/1270250/630
Объем бака, л43425538
Двигатели
Бензиновые1,1 л (56 л. с.)1,3 л (54 л. с.)1,5 л (72 л. с.), 1,6 л (75 л. с.), 1,7 л (85 л. с.), 1,8 л (80 л. с.)1,1 л (51 л. с.), 1,2 л (58 л. с.), 1,3 л (63/65 л. с.)
4-цилиндр. карб.;1,3 л (65 л. с.), 1,5 л (71 л. с.)
распр. впр.:1,5 л (76 л. с.)1,3 л (68 л. с.), 1,6 л (75 л. с.)2,0 л (115 л. с.)1,3 л (66 л. с.)
Дизельный 4-цилиндр.:1,9 л (64 л. с.)
Трансмиссия
Тип приводапередний
КПП4-ст. или 5-ст. мех.5-ст. мех.4- или 5-ст. механ.
Ходовая часть
Тормоза передн./задн.диск./бараб.
Подвеска передн./задн.незав./полузав.
Шины165/70 R13165/70 R13, 175/60 R14175/70 R14155/70 R13

Юлий Максимчук
Фото Андрея Яцуляка