X

Олени, в сад!

Современным Дедам Морозам и Снегурочкам успеть развезти все подарки к Новому году на оленях сложно. Нужен более быстрый транспорт. Для этого подойдет снегоход, пусть и подержанный.

Современным Дедам Морозам и Снегурочкам успеть развезти все подарки к Новому году на оленях сложно. Нужен более быстрый транспорт. Для этого подойдет снегоход, пусть и подержанный.

Современным Дедам Морозам и Снегурочкам успеть развезти все подарки к Новому году на оленях сложно. Нужен более быстрый транспорт. Для этого подойдет снегоход, пусть и подержанный.

В отличие от многоклассовости автомобилей, снегоходов существует всего пять разновидностей: спортивные, горные, туристические, утилитарные и детские. Первый тип для наших сказочных персонажей совсем не подходит. Ведь в спортивных моделях главное – скорость и динамика, а такие важные показатели, как проходимость, грузоподъемность, – даже не на втором, а на третьем плане. Горные снегоходы обладают наибольшей проходимостью, но они тоже непрактичны. У «спортсменов» и «горняков» отсутствуют багажник и зачастую передача заднего хода, а также второе сиденье. Туристические – намного функциональней, так как имеют два посадочных места, хорошую проходимость, некоторые – небольшой багажник и даже могут двигаться задним ходом. Самые большие – утилитарные снегоходы. Эти «рабочие лошадки» обладают отличной проходимостью и наибольшей грузоподъемностью. Кроме того, некоторые модели могут буксировать прицеп массой до 1 тонны. Последний вид снегоходов предназначен для детей. Они отличаются малыми размерами и мощностью, скромной проходимостью. У нас наиболее распространены туристические версии, представляющие золотую середину между скоростью и практичностью. Именно о них мы и поговорим.

Панели приборов снегоходов и выдаваемая на нее информация, аналогичны мотоциклетной.
Оптика и кузовные детали стоят, как у многих иномарок. Так, цена переднего обтекателя может доходить до $800.

Снег необходим снегоходу не только в качестве покрытия для езды, но и для охлаждения и смазки некоторых систем.

Четыре такта и «вода»

Большинство современных туристических снегоходов оснащено двигателями с водяным охлаждением, хотя встречаются и «воздушники». В наших климатических условиях лучше отдать предпочтение «водяным» моторам. Ведь в отличие от скандинавских стран, где зимой температура воздуха очень низкая, у нас она часто всего лишь на пару градусов ниже ноля, и снегоход может перегреться. Кроме того, ресурс таких двигателей в два-три раза выше.

Еще одна важная конструктивная особенность, которую следует учесть при выборе снегохода, – расположение радиаторов. У многих моделей они находятся под подножками и охлаждаются снегом, летящим из-под гусениц. Поэтому долго стоять с работающим двигателем нельзя – это может привести к его перегреву. Желательно также избегать поездок по льду. Такие же рекомендации необходимо соблюдать и владельцу снегохода с радиаторами, установленными фронтально, но не имеющими принудительного обдува (электровентиляторов).

Кроме того, при нижнем расположении радиаторов следует быть очень осторожным – в незнакомой местности можно налететь на корягу и пробить его.

Ручки водителя (1) и пассажира (2) могут быть оборудованы ступенчатым подогревом.

При выявлении течей масла или антифриза нужно немедленно заглушить мотор и выяснить причину неполадок. Дело в том, что объем жидкостей, применяемых в моторе и КП, – небольшой и при потере герметичности можно быстро лишиться всего запаса масла или антифриза и вывести агрегаты из строя.

Как и у мотоциклов, устанавливаемые на снегоходы силовые агрегаты бывают двух типов: 2- или 4-тактными. Последние хотя и обладают меньшей литровой мощностью и медленнее раскручиваются, зато надежней. По утверждению специалистов, свечи зажигания – самая капризная деталь в двигателях этого транспортного средства. Опытные хозяева снегоходов с двухтактным мотором обязательно возят с собой комплект свечей зажигания, так как срок их службы небольшой. И если свеча откажет далеко в лесу, можно и замерзнуть.

Воздушный фильтр устанавливается не на всех моделях. Если он есть, меняют его редко, а в случае загрязнения просто продувают сжатым воздухом.

Для проверки вариатора достаточно поднять капот снегохода и открыть защитный кожух. Пластины вариатора должны быть идеально чистыми и без следов окисления металла.
Для проверки вариатора достаточно поднять капот снегохода и открыть защитный кожух. Пластины вариатора должны быть идеально чистыми и без следов окисления металла.

Топливная система большинства снегоходов оснащается системой распределенного впрыска топлива или карбюратором. Первая, как правило, работает без проблем. Карбюраторы также неплохо служат, если они профессионально настроены. А вот при попытках что-то «улучшить» моторы теряют мощность или попросту отказываются заводиться. При постановке на летнюю стоянку из карбюратора нужно слить топливо и заполнить его специальным консервантом.

Особенность всех снегоходов – высокое потребление бензина: почти 15 л на 100 км.

Трансмиссия может «рассказать» все о его владельце и состоянии.

К качеству топлива очень чувствительна система зажигания. Даже если вы залили в бак гарантированно качественный бензин, через две недели простоя его лучше поменять. В противном случае можно вывести из строя свечи зажигания и в четырехтактном моторе. Происходит это по причине неизбежного расслоения топлива. А для замены свечей в современных снегоходах с четырехтактным мотором понадобится частично разобрать аппарат.

Обслуживание снегоходов с четырехтактными моторами во многом схоже с автомобилями. Уровень антифриза контролируется по меткам в расширительном бачке (1). С помощью щупа проверяется уровень масла в моторе (2) и трансмиссии (3).

Одно простое правило

В качестве трансмиссии во всех снегоходах применяются бесступенчатый вариатор и отдельный агрегат, отвечающий за включение двух передач: вперед и назад. Следует неукоснительно соблюдать одно простое правило – включение заднего хода производится только после полной остановки снегохода, иначе агрегат может быстро выйти из строя. На сервисные станции снегоходы с такими поломками иногда попадают уже после первого выезда. Масло в КП нужно менять перед каждым сезоном, а при интенсивной эксплуатации с помощью щупа контролировать его уровень.

У снегоходной техники есть один важный показатель, глянув на который, можно сразу понять, как владелец относился к ней, – это состояние вариатора. При покупке подержанного экземпляра нужно открыть защитный кожух вариатора, размещенный сбоку на агрегате (см. фото). Боковые пластины должны быть идеально чистыми, сухими и без следов окисления. Наличие влаги, грязи или коррозии свидетельствует, что снегоход не подвергался обязательной консервации на период длительного простоя. От покупки такой техники лучше отказаться. Обратите внимание на важное требование – ставя снегоход на консервацию, ремень вариатора нужно демонтировать и, ни в коем случае не загибая, хранить его до следующей зимы в сухом теплом помещении.

Главное – гусеница

Все снегоходы приводятся в движение резиновой гусеницей. Это, как правило, самая дорогая его часть. Приблизить «техническую смерть» гусеницы может только езда по асфальту. Задняя подвеска снегохода находится внутри гусеницы, и «убить» ее сложно. Следует помнить, что езда по льду быстро выводит из строя склизы (накладки полозьев гусеницы), так как они смазываются снегом.

Подвеску перед началом сезона обязательно нужно смазать. Для этого в шарнирах рычагов есть пресс-масленки. Специальную смазку можно приобрести в магазинах мототехники. Цена 300 мл – около 50 грн.

Точно проверить состояние подвески можно только на сервисной станции. Для этого необходимо поднять снегоход и вывесить гусеницу, далее с помощью специальных приборов проверить ее провисание. В зависимости от модели и марки аппарата оно разное, но в среднем составляет 5 мм. Сильное провисание свидетельствует о погнутых рычагах задней подвески (это происходит при наездах на твердые препятствия на большой скорости). Замена рычагов может «вылиться в копейку» – на большинстве снеговых машин они алюминиевые и поэтому дорогие.

Снимись с «ручника»

Тормозная система снегохода напоминает автомобильную: те же тормозной диск, суппорт и колодки, только останавливает механизм не колеса, а вал идущий от ведомого диска вариатора к коробке передач. Проблемы тормозная система создает редко, даже тормозные колодки могут «ходить» долгие годы. «Убить» ее может только езда на «ручнике».

Снегоходы нуждаются в регулярном (сезонном) обслуживании.
Тормозные колодки способны прослужить многие годы, а вот езда на «ручнике» приводит к быстрой поломке тормозного диска и суппорта стояночного тормоза.

Рулевое управление, получившее предсезонную смазку всех шарниров, служит долго. При покупке подержанного снегохода необходимо проверить схождение лыж – существенные отклонения от нормы свидетельствуют о погнутых рулевых тягах.

Готовь сани летом

Покупая подержанный снегоход, особенно зимой, следует быть очень внимательными, ведь неухоженный и тем более неправильно эксплуатировавшийся аппарат способен отказать в любой момент. А его ремонт и ожидание необходимых запчастей может затянуться не на одну неделю, а там, глядишь, и весна, пора консервации снегоходной техники. А вот ухоженная машина доставит немало удовольствия от езды. Найти новый или подержанный снегоход вам поможет еженедельник «Автобазар».

Необходимые атрибуты

Следует помнить, что для езды на снегоходе обязательно необходим защитный шлем и желателен комбинезон. Ведь некоторые модели обладают мощностью до 170 л. с. и разгоняются до 200 км/ч. А упасть можно и со «спокойной» модели. Кроме того, при покупке снегохода нужно будет приобрести специальный прицеп для его транспортировки (если, конечно, вы живете не вблизи леса, полей или гор), а также оснастить машину фаркопом.

 До и после
Ford T служил базой Жозефу-Арману Бомбардье для постройки первых снегоходов.
Российские снегоходы у нас практически отсутствуют.

История создания снегоходов гораздо запутанней автомобильной. По информации из разных источников, первая в мире снегоходная машина была построена в России в 1913 году. От современной техники она отличалась примерно, как паровая повозка Кюньо от современной легковушки. На протяжении многих лет внедрялись разнообразные конструкции снегоходов с разной компоновкой, количеством гусениц, лыж и числом посадочных мест. Снегоходный бум пришелся на 60-е годы, тогда снегоходы выпускали все кому ни лень – от небольших «гаражных» фирм до автомобильных и мотоциклетных компаний. В те годы можно было приобрести даже снегоходы Harley-Davidson. А толчок такому ажиотажу дал канадец Жозеф-Арман Бомбардье, создав в 1959 году простой и компактный снегоход Ski-Doo SK-60. Серьезный удар производству снегоходов, нанес топливный кризис 70-х. Тогда из более чем сотни компаний в США и Канаде кризис удалось пережить меньше 10-ти. Сегодня из всех «снегоходных» фирм, выпускающих основную массу машин, остались лишь «киты»: Arctic Cat, Bombardier, Polaris и Yamaha. Российские снегоходы, которые производят на ОАО НПО «Сатурн», «Буран», «Рысь» и «Тайга», существенно проигрывают зарубежным аналогам в совершенстве конструкции, качестве и др.

 Цены на новые неоригинальные запчасти, грн.*
Топливный фильтр
67
Масляный фильтр
150
Ремень вариатора
510­700
Амортизатор передн./задн.
1500/2500
Рулевой наконечник
150­200
Гусеница
7500­10000
* Цены могут немного отличаться в зависимости от производителя и модификации снегохода. Цены предоставлены компанией «Пан­Авто».


Резюме «Автоцентра»

Высокая проходимость
Удовольствие от езды
Требует регулярного сезонного обслуживания
Требовательный к качеству топлива

Евгений Сокур
Фото автора, Владислава Бойко, Yamaha, Bombardier, НПО «Сатурн»

Редакция благодарит компанию «Пан-Авто» за помощь в подготовке материала