X

Обзор Nissan X-Trail второго поколения (T31): самый суровый кроссовер

Nissan X-Trail второго поколения (Т31) – интересный, а в чем-то и неординарный автомобиль. Но его достоинства могут перекрываться комплектом технических проблем, присущих многим подержанным экземпляром. Как выбрать «Икс-Трейл II» в достойном состоянии, разбирались эксперты autocentre.ua.

 Еще первое поколение модели приучило потребителя к тому, что Nissan X-Trail хоть и относят формально к классу «паркетников», больше ориентирован не на активную езду, а на уверенное движение по неровностям, за пределами шоссейных автотрасс и легкому бездорожью. Конечно, до старших рамных собратьев по марке ему далеко, но значительный клиренс, короткие свесы и толковая трансмиссия говорят сами за себя. Таким себе «проходимцем» в команде «паркетников» его воспринимают и благодаря ходовым характеристикам, и благодаря внешности.

Дизайн X-Trail (T31) в свое время стал дальнейшим развитием ключевых идей, заложенных в предшественнике – грубовато- угловатые формы кузова, массивные бамперы и рейлинги на крыше со встроенными прожекторами дальнего света (на дорогих версиях). Весь этот внедорожный образ в отредактированном виде удачно воплощен во втором поколении модели, которую неопытные автомобилисты могут легко спутать с рестайлинговой версией первого X-Trail.

Nissan X-Trail (T31): что это за машина

Второе поколение сурового кроссовера построили на платформе Nissan C, на базе которой суммарно было построено более дюжины моделей Nissan и дружественного ему Renault: Megane, Scénic, Koleos, Kangoo, Fluence, Qashqai, Sentra, Maxima… X-Trail выпускался только как 5-дверный универсал. Спустя три года с начала выпуска модель подверглась рестайлингу, в ходе которого была подретуширована передняя и задняя оптика, передний бампер и «противотуманки». В салоне немного видоизменился щиток приборов с информационным дисплеем.

Автомобиль в самом деле отличается лучшей проходимостью по сравне­нию со многими другими «паркетниками», и по этой дисциплине может дать фору многим из них. Способствует уверенной езде за пределами ровных дорог энергоемкая подвеска с длинными ходами.

История

2001–2007 Выпускалось первое поколение Nissan X-Trail (индекс кузова Т30).
03.2007 Дебютирует вторая генерация Nissan X-Trail (T31), ближе к концу года модель поступает в автосалоны.
09.2010 Рестайлинг модели. Обновлённая внешность, новое торпедо и диски, измененная отделка салона.
09.2013 Представлено третье поколение Nissan X-Trail (заводской индекс Т32).

 Кузов

Кузов X-Trail изначально хорошо противостоят коррозии, но самым младшим «Икс-трейлам» сегодня уже 10 лет, и это нельзя не учитывать: коррозия есть даже на самых молодых машинах. Прежде всего, ржавчина появляется на крышке багажника, под рамкой номерного знака и по всей ее плоскости, а еще на рамке лобового стекла – например, под аэродинамической накладкой у капота, которая тоже протирает краску до металла.

Даже на не очень старых, с виду прилично выглядящих машинах можно найти коррозию – нет, пока еще не снизу на днище – а под пластиковыми накладками колесных арок. А вот с годами кузов выгнивает и снизу, там, где к лонжеронам крепится подрамник и где к самому кузову крепятся силовые детали ходовой части. Чтобы этого не случилось, первый владелец должен был раз в пару лет счищать небольшие очаги ржавчины в «перспективных» местах и обновлять слой защитных материалов.

Кроме того, никуда не деваются типичные для любой модели отметины времени – точки ржавчины на сколах лакокрасочного покрытия по всему кузову, места крепления рейлингов на крыше и, собственно, все скрытые полости кузова типа порогов.

Еще одну странность можно отнести к фирменным особенностям кузова Nissan X-Trail`а.  Несмотря на мощную внедорожную харизму этой модели, ее задний бампер как будто нарочно устроен так, чтобы загребать в себя как в ковш погрузчика все, что попадется на бездорожье – снег, песок, мусор, мелкие ветки и все прочее, что попадется машине на грунте. В общем, порванный бампер – не обязательно признак увлечения предыдущего владельца офф-роудными покатушками, возможно, он просто неудачно съездил по грибы.

Салон

У второй генерации Nissan X-Trail щиток приборов на своем привычном месте – в отличие от предшественника, где панель была по центру торпедо. При этом модель сохранила все элементы мелких удобств – внутри масса карманов разной величины, ниш и бардачков. А в районе ног все закрыто пластиком, который легко и быстро моется, что подтверждает широкую функциональность авто – не страшна даже грязь. Обзорность можно покритиковать разве что при боковых маневрах – ее немного ограничивают широкие средние и задние стойки. На удобство посадки и высадки с заднего сиденья влияет зауженный снизу дверной проем, зато комфорта самому сиденью добавляет большой диапазон регулировок угла наклона спинок – есть целых пять фиксированных положений.

Места для ног и над головой не очень много, но и центральный тоннель кузова невысок, так что людям чуть выше среднего роста пространства сзади достаточно. Время и пройденные сотни тысяч километров конечно же накапливают претензии к салонному оборудованию. Все начинается с отказов компрессора кондиционера и проблем с приводом замков от внутренних дверных ручек: чаще в морозную погоду тросы соскакивают с мест фиксации, из-за чего открыть дверь изнутри нельзя.

Материалы отделки (собственно, как и весь автомобиль) не очень дороги, поэтому изнашиваются довольно быстро. Примерно также быстро, к 100 – 150 тыс. км пробега, на свежих машинах сдавался вентилятор отопителя, причем официально его можно было заменить только в сборе с печкой. Типичная проблема машин с пробегом за 150 тыс. км – отказ кнопок на руле, замена шлейфа решает проблему. Еще одна мелочь, заметная из-за руля –  некорректная работа указателя уровня топлива. Причина в окислах на дорожках датчика-реостата, но электрики говорят, что чистка если и помогает, то не надолго.

А вот важное достоинство X-Trail – двойной пол багажника, в подполье есть удобные ниши для различной мелочевки (с правой стороны – в виде выдвижного ящичка), а при складывании заднего сиденья получается идеально ровная грузовая площадка. При том, что багажник X-Trail – один из наиболее функциональных среди конкурентов, его «походный» объем в 480 л – один из наименьших среди конкурентов (Mitsubishi Outlander XL – 774 л и Toyota RAV4 – 500 л). Зато со сложенными задними сиденьями отсек один из наибольших: 1775 л против 1691 л и 1469 л соответственно.

Лучшие моторы

Двигателей в моторной линейке X-Trail второго поколения не много, все атмосферные и 4-цилиндровые: 2,5 бензин, 2,0 бензин, 2,0 дизель,

Более всех распространены в Украине бензиновые версии с агрегатом 2,0 л, а реже всего встречаются «солярочные» модификации. Хотя доля турбодизелей увеличивается, ведь из Европы везут именно их.

«От рождения» все двигатели надежны, типично слабые места или отсутствуют, или не совпадают с общепринятыми на моторах компаний-конкурентов. Долго служит цепь ГРМ, нет проблем с индивидуальными катушками зажигания и системой изменения фаз газораспределения. Гидрокомпенсаторов в ГРМ нет и тепловые зазоры клапанов теоретически регулируются, но на практике это приходилось делать только при ремонте головки блока цилиндров.

В молодые годы «ИксТрейла» самой большой претензией к бензиновому мотору 2,0 л, особенно в паре с вариатором, был немалый топливный «аппетит», в городском цикле достигающий 13,0–14,0 л на «сотню». Причем по этим характеристикам он схож с 2,5-литровым «собратом», который укладывается в те же показатели за счет лучшего соотношения величина крутящего момента/масса авто. При этом более объемный агрегат отличается динамикой – 10,3 с до 100 км/ч против 11,9 с соответственно. Правда, владельцы 2,0-литровых версий после рестайлинга утверждают, что такие авто более экономичны, расход топлива у них меньше – 10,0–11,0 л.

Увы, несмотря на естественное желание владельцев скомпенсировать прожорливость бензиновых моторов, специалисты фирменной СТО настоятельно рекомендуют не устанавливать на X-Trail газобаллонное оборудование. Беда в том, что моторы Nissan плохо переваривают газ – из-за перегрева нередко пригорают седла клапанов и сами клапаны. Объяснимая в общем сложность имеет решение: для беспроблемной работы на газовом топливе необходимо увеличить тепловые зазоры клапанов. Но для их настройки требуется установка иных регулировочных стаканчиков, что связано с хлопотами и расходами.

У хорошо сохранившихся машин бензиновые моторы «выдают» лишь характерные мелкие неполадки: потеря герметичности передней крышки двигателя после 100 тыс. км, загрязнение со временем дроссельной заслонки, из-за чего «плавают» холостые обороты силового агрегата (требуется очистка), а также преждевременно, ранее 150 тыс. км, вытягивающая цепь привода ГРМ. Но глобальные недостатки у «бензинок» тоже имеются.

Первых владельцев бензиновых Nissan X-Trail второго поколения удивлял малый ресурс нейтрализатора отработавших газов, который порой не дохаживал и до 50-60 тыс. км. Выбросить его навсегда для многих отечественных владельцев не составляло труда, но керамическая пыль из разрушившихся сот катализатора «заглатывалась» в цилиндры и убивала поршневую. Поэтому очень важно при покупке выяснить, не страдает ли двигатель масложором, и если да, то причиной как раз могут быть исцарапанные стенки цилиндров – то есть такой мотор в ближайшее время ждет серьезный ремонт. Уровень масла также может падать вследствие утечки из-под поддона, который теряет плотность «стыковки» из-за пересыхания герметика.

На старых бензиновых моторах Nissan X-Trail нужно постоянно следить и за уровнем антифриза в системе, поскольку есть места, куда охлаждающая жидкость любит убегать. В первую очередь это термостат и расширительный бачок, случаются также трещины в головке блока цилиндров.

2,0-литровый дизель на втором поколении Nissan X-Trail (совместной с Renault разработки) имеет систему питания Common Rail и естественно турбонаддув. Мотор хорош, особенно если его кормили качественным топливом. Правда, работники сервиса настоятельно не рекомендуют мыть этот агрегат. При мойке вода попадает между топливными форсунками и головкой блока цилиндров, в результате возникает электрохимическая коррозия, и со временем форсунки выходят из строя. При этом возникают большие сложности и с их демонтажем.

На отдельных экземплярах 2,0-литрового турбодизеля проявлялась неприятность, характерная для других дизельных «Ниссанов» (в частности, Navara/NP300). Мотор не любит высоких оборотов, из-за которых испытывали масляное голодание шейки коленчатого вала – с таким печальным финалом как проворачивание коренных вкладышей. Обновленный в 2013 г. софт ЭБУ двигателя защищает его от такой крупной неприятности.

Наконец, типичная и для других дизельных моделей Nissan (да и не только его) проблема – сажевый фильтр в выхлопе, который досрочно забивается на машинах, редко выезжающих на загородную трассу.

Трансмиссия

Фирменная трансмиссия Nissan All Mode 4×4 с электронно управляемой межосевой муфтой имеет три режима, которые водитель выбирает удобным вращающимся регулятором.

В штатных режимах для экономии топлива можно ехать на переднем приводе (режим 2WD). На мокрой, грунтовой или заснеженной дороге рекомендуется двигаться в режиме Auto – при пробуксовке передних колес автоматически подключаются задние. Для преодоления сложных участков можно задействовать полноприводный режим Lock, заблокировав муфту. При этом момент от двигателя между осями распределяется поровну, а при 40 км/ч трансмиссия переходит в режим Auto.

Во-вторых, для этого авто предлагались три типа коробки передач: «механика», классический «автомат» и вариатор CVT. Наибольшее распространение получили версии с CVT, а реже всего встречается классическая АКП.

Механическая коробка на X-Trail второй генерации сама по себе надежная, но в паре с ней идет пресловутый двухмассовый маховик, который у «Ниссана» стоит немалых денег. Механики сервиса говорят, что данная модель «на механике» – не лучший вариант, поскольку ее сцепление не любит резких стартов с задержкой педали и буксований в грязи или снегу. Кроме собственно сцепления в таких ситуациях может пострадать и вышеупомянутый маховик.

Вариатор марки Jatсo на «Икс-Трейле» – не самый слабый из известных, к тому же он относится к тем поколениям CVT, которые еще неплохо поддавались ремонту. Ресурс до «капиталки» у него по нынешним временам не малый – 150 – 200 тыс. км, но это если владелец не часто стартовал в режиме «газ в пол» и не штурмовал бордюры с места, упершись в них передними колесами.

Гидротрансформаторный «автомат» на X-Trail II – также производства Jatсo, он агрегатировался исключительно с дизелем. Пожалуй, это самый удачный вариант трансмиссии на данной машине – коробка вполне удачная, способная прослужить более 200 тыс. км до ремонта. Правда, для этого надо регулярно – каждые 60 тыс. км – менять масло и не допускать его перегрева во время работы.

Агрегаты трансмиссии, отвечающие за полный привод, особых проблем владельцу раньше времени не создают. Но тут злую шутку с машиной играет ее как бы повышенный внедорожный индекс: некоторые автомобилисты таки устраивают на ней тяжелые внедорожные покатушки. Из-за чего приходит в негодность муфта подключения 4х4 (не срабатывает ни «в автомате», ни принудительно) и разбиваются шарниры валов. Если есть подозрения на этот счет, стоит проверить при покупке, не попадала ли вода в ведущие мосты – точнее, заменено ли после этого в них трансмиссионное масло.

Подвеска

Подвеска и ходовая часть X-Trail в целом скорее внедорожная, нежели «асфальтовая»: она мягкая и отличается высокой энергоемкостью. Что позволяет довольно тяжелой машине уверенно ехать по разбитым дорогам и бездорожью. Оборотная сторона этой медали – на скорости на неровностях машину сильно раскачивает, а при активном маневрировании, несмотря на два стабилизатора поперечной устойчивости, возникают неприятные крены кузова.

С точки схемы ходовая небедная – впереди McPherson, а сзади «многорычажка». Причем знатоки отмечают особую прочность именно «задка» – и он действительно служит 200–250 тыс. км, при том что «передок» приходится ремонтировать куда чаще. Опорные подшипники передних стоек могут прийти в негодность уже после 50 тыс. км, задние сайлент-блоки передних рычагов – к 60–70 тыс. км, а задние сайлент-блоки переднего подрамника, шаровые опоры и передние ступичные подшипники меняются в районе 80 тыс. км. Расходники переднего стабилизатора служат 30 тыс. км (втулки) и 60 тыс. км (стойки), а заднего – 50 и 90 тыс. км соответственно. При этом стоимость обслуживания передка снижает отдельная замена большинства расходников.

Рулевое управление X-Trail оснащено электроусилителем. Данный узел в целом беспроблемный и долговечный – наконечники и тяги могут выходить до 150 тыс. км. Но на более старых машинах начинает «звучать» карданчик рулевого вала в салоне и защита амортизаторов, но обе проблемы легко разрешимы.

Резюме «АЦ»

Да, Nissan X-Trail – самый внедорожный из моделей, созданных на пересечении классов внедорожников и городских универсалов. Поэтому его можно смело рекомендовать горожанину, имеющему если не внедорожные амбиции, то дачу за городом. Но возраст X-Trail второго поколения обязательно даст себя знать, поэтому нужно быть готовым к некоторым хлопотам и расходам на ремонт. В лучшем случае вам удастся найти хорошо сохранившийся экземпляр, который не будет требовать внимания еще пару лет.

Технические харктеристики Nissan X-Trail (2007 – 2014)

Общие данные

Тип кузова                                       универсал

Дверей/мест                                    5/5

Габариты, Д/Ш/В, мм                  4635/1790/1700

База, мм                                            2630

Клиренс                                        210

Масса снаряженная/полная, кг                        1480/2090

Объем багажника,                                                 480/1775

Объем бака, л                                                          65

 

Двигатели

Бензиновые 4 цилиндр.                 2,0 л 16V (141 л. с.), 2,5 л 16V (169 л. с.)

Дизельный 4 цилиндр                    2,0 л Turbo (150/173 л. с.)

 

Трансмиссия

Тип привода                                       передний, подкл. полн.

Коробка передач                              6-ст. мех., 6-ст. авт., бесст. вариатор CVT

 Ходовая часть

Тормоза передние/задние              диск. вент./диск.

Подвеска перед./задн.                     независ./независ.

Шины                                                    215/65 R16, 215/60 R17, 225/55 R18

Цена в Украине, $ *                    от 8,4 тыс. до 17,8 тыс.

*  по состоянию на октябрь 2023 г.