1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Это была подлинная битва моторов: в боевых действиях на трех континентах участвовали сотни тысяч танков и бронемашин, миллионы автомобилей и тягачей. Одним из самых известных и распространенных автомобилей тех лет, созданных специально для военных целей, был Dodge серии WC. В Советском Союзе, куда автомобили поставлялись в больших количествах по ленд-лизу (соглашению об аренде), их называли «Додж-три четверти» – грузоподъемность этих машин составляла 3/4 тонны.
Автомобили-солдаты
Еще в 1939 году американская компания Dodge начала выпускать для армии полноприводные автомобили грузоподъемностью 1/2 тонны. В это семейство, получившее название VC, входили пикап, 7-местный пассажирский фургон и открытая командирская машина. Объем мотора составлял 3,3 л, мощность – 75 л. с.
Впрочем, таких военных автомобилей было изготовлено сравнительно немного – всего 4600 штук. Уже в 1941 году началось производство более совершенной серии – WC. В отличие от предшествующей, где использовались обтекаемые капот и крылья от коммерческих машин, она получила простые и лаконичные формы. Фары и плоский радиатор были защищены решетками на случай столкновения с препятствиями. Под простыми Г-образными крыльями не скапливалась грязь. Мощный рельсоподобный передний бампер и два задних буфера позволяли выталкивать однотипные машины в случае их застревания. Рабочий объем двигателя возрос
до 3,8 л, мощность – до 92 л. с.
Автомобиль WC был задуман не обычной машиной: его индекс расшифровывался как Weapon Carrier – «носитель оружия». Другими словами, он предназначался в основном для перевозки различных систем оружия (пулеметов, минометов, легких орудий) вместе с расчетом.
В 1941-1942 годах на заводе Dodge в Маунд Род (штат Мичиган) было выпущено более 82 тыс. этих автомобилей в многочисленных версиях – от WC1 до WC43. С появлением в 1942 году массовых внедорожников Willys MB и Ford JPW (по американской классификации – «грузовики 1/2 т»), необходимость в полутонных машинах отпала – их функции выполняли компактные новички. Поэтому было решено наладить выпуск более тяжелых автомобилей – класса 3/4 т. Был объявлен конкурс, и фирма Dodge, победив компанию Ford, выиграла его. «Носители оружия» стали ниже и шире, а значит – устойчивее. Кроме того, колеса получили шины значительно большего размера, что улучшило проходимость машин по слабым грунтам.
От 51-го до 63-го
Львиная доля машин нового поколения выпускалась в виде пикапов с «мягкой», брезентовой 2-местной кабиной и откидывающимся на капот ветровым стеклом. Металлический грузовой кузов был универсального типа, вдоль бортов устанавливались складывающиеся скамейки на 8 человек. Модель без лебедки обозначалась WC 51, с лебедкой на переднем бампере – WC 52. В руководствах эту машину иногда называли тягачом. И действительно, имевший высокие тягово-сцепные свойства автомобиль успешно применялся для буксировки 57-миллиметровых противотанковых пушек, 76-миллиметровых дивизионных орудий, а также минометов и легких зениток. Меньшее распространение получили санитарные машины WC 54. Они имели закрытый цельнометаллический кузов и предназначались для перевозки четырех лежачих или семерых сидячих раненых. Однотипные штабные автомобили носили индекс WC 55, в их салоне вместо носилок и мединструментов располагался стол для топографических карт и средства радиосвязи.
Выпускалось также некоторое количество открытых командирско-разведывательных машин, которые считались «ограниченно стандартными». В кузове в два ряда были расположены сиденья на 5 человек. Функцию дверей выполняли овальные вырезы. Модель без лебедки получила индекс WC 56, а с лебедкой – WC 57.
В 1943 году был освоен выпуск и 3-осных вариантов: Dodge WC 62 – без лебедки и WC 63 – с лебедкой. Грузоподъемность машин возросла вдвое – до 1,5 т, полная масса – более чем на тонну. Однако двигатель оставался прежним, и, чтобы сохранить приемлемые динамические характеристики, в трансмиссию ввели 2-ступенчатый демультипликатор с передаточными отношениями 1:1 и 1:1,5. Максимальная скорость была, понятно, меньше и не превышала 65 км/ч. Много таких автомобилей было поставлено во французские части
под командованием генерала Де Голля.
В мирные дни
Всего в 1942 – 1945 гг. было выпущено свыше 246 тыс. машин WC класса 3/4 т и около 50 тыс. класса 1/2 т. Поставки осуществлялись через компанию Fargo motor Corporation, которая, как и Dodge, являлась филиалом Chrysler Motor Corporation. Кроме того, машины производили в Канаде, на заводе Chrysler в городе Виндзон (провинция Онтарио). От американских собратьев эти автомобили отличались лишь незначительными деталями.
После окончания Второй мировой много автомобилей Dodge WC продолжали оставаться на службе в армиях ряда стран. Машины принимали участие во многих локальных войнах и вооруженных конфликтах 50 – 60-х гг., в том числе в боевых действиях в Корее и Индокитае.
В вооруженных силах США на смену модели WC с 1950 года начали приходить автомобили Dodge T-245 (мотор 94 л. с., 2-ступ. демультип.). Базовая машина была стандартизована как М37, командирская – как М42, санитарная – М43, металлический фургон – М152 и т. д.