X

Я увидел Корею

2-я серия


2-я серия

В начале июля по приглашению признанного «лидера и
законодателя мод в бизнесе» Председателя группы DAEWOO Ким У Джунга
Корею посетила делегация украинских журналистов. Среди них оказались
и авторы (один из которых Прагматик, второй – Идеалист, и третий –
Националист), поставившие перед собой задачу добыть-таки ключ к атому
сундуку с секретами Большого Кима. Всего за 30 лет, с 1967 г. – момента
основания, DAEWOO выросла ни из чего в 33-ю по величине оборота компанию
в мире. А Корея – родина чеболов (конгломератов), до поразившего ее
осенью 1997 г. финансового кризиса, была примером для подражания других
стран.

«Корейцем можешь ты не быть но DAEWOO
полюбить обязан, Тебе ведь с нею дальше жить…»

Из неопубликованного

Первые впечатления

Идеалист: Южная Корея встретила нас
6 июля субтропической жарой. Которой и проводила 12 июля. Корейский климат
можно, пожалуй, сравнить с Батуми: 28-33 по Цельсию при 100% влажности
и отсутствии ветра. И вокруг Кореи со всех сторон море. С Востока Японское,
а с Запада Желтое. А посреди – покрытые хвойным лесом невысокие, но безлюдные
горы. Все ровные площадки засеяны рисом, залитым водой многочисленных
рек.


Прагматик: Но несмотря на жару и на
то, что мы долго мотались на вертолетах вдоль побережья, нам ни разу не
удалось увидеть ни одного купающегося. Да и наш тонкий намек на то, что
«в конце дня не мешало бы освежиться», понят не был, а программа была
расписана по минутам, и ласковое теплое море нам довелось видеть в основном
из самолетов и вертолетов. Программа не позволяла нам расслабляться, ведь
нужно было увидеть все, что делает DAEWOO. Но сразу скажу, что на это
времени все равно не хватило – DAEWOO делает практически все: от спутников
до нижнего белья и рекламы. Разве что веников не вяжет.


Националист: А если Корею сравнивать
с Украиной, то не очень у них и жарко, разве что больше влажности в воздухе.
И море наше ничем не хуже ихнего, разве что больше маленьких островков.
Зато у них нет красивых лесов и больших равнин, уходящих далеко за горизонт.
А эти вьющиеся между гор дороги – чтобы попасть в соседний поселок, куда
по прямой всего 50 км, часто необходимо проехать вдвое-втрое больший путь
вокруг горы.


Идеалист: Существующий в Корее строй
я бы назвал государственным капитализмом по-корейски. Слишком многое в
нем напоминает милый моему сердцу Брежневский развитый социализм.


Прагматик: Но повсюду жесточайшая дисциплина,
чистота, порядок и бдительность. Везде и все старательно охранялось от
любопытных журналистов, которые вызывали оскомину своими фотоаппаратами
и телекамерами у бдительных южан. На наши «провокационные вопросы» следовали
уклончивые ответы или отговорки типа «I don’t speak English» (Я не говорю
по-английски). О бдительности говорит и тот факт, что пассажиров самолетов
внутренних рейсов в Корее «просвечивают» не только при посадке, но и при
высадке.


Националист: А нам охранять ничего и
не нужно. Соседи у нас мирные, а самолеты наши и так, без чужой помощи
могут упасть. Да и «снимать» у нас лучше девушек, чем передовые технологии
автомобилестроения.

Традиции и люди

Идеалист: Справедливости ради нужно
сказать, что вся Корея похожа на один огромный завод, имеющий несколько
цехов, среди которых, кроме DAEWOO, есть еще LG, KIA, Hyndai и Samsung.
Именно эти названия встречались нам чаще других. И еще одна схожесть с
заводом: на улицах и днем, и вечером совсем мало людей – все заняты своим
делом и праздно шатающихся практически нет.


Прагматик: После посещения многих заводов
у меня сложилось такое впечатление, что корейцы работают не во имя конечного
результата, а во имя самой работы, руководствуясь афоризмом Козьмы Пруткова
«Усердие все превозмогает»: 10 -14-часовой рабочий день, 8-дневный годовой
отпуск. «Бывает, однако, что усердие превозмогает и рассудок», – говаривал
тот же Прутков.


А что касается конечных результатов труда или зарплаты,
то в Корее она резко дифференцирована по половому признаку. За одну и
ту же работу мужчины получают в полтора-два раза больше, чем женщины.
В денежном выражении это составляет 800-1000 долларов в месяц у мужчин
против 400-600 у женщин (разумеется, речь идет о тех заводах, на которых
довелось побывать).


Националист: Зато у нас пока наблюдается
обратный эффект: максимальное количество людей на улице и минимальное
на производстве, а остальные заняты на своих приусадебных участках. И,
скажу я вам, неплохо мы живем по сравнению с ними.


Идеалист: Едят корейцы очень скромно.
То ли потому, что маленькие, то ли маленькие потому, что мало едят. Кусочек
капусты с перцем, немного водорослей, чеснок, немного свинины или говядины
и, конечно, рис. А на закуску ломтик арбуза или дыни или чашечка чая.
Хлеб или картошка – деликатесы и подаются (если подаются) в чисто символическом
количестве.


Прагматик: А той корейской кухни, о
которой я много сл шал и хотел попробовать, отведать не удалось. Ни водки
змеей, ни собаки, запеченной в кузнечиках… Собаку, как сказал наш корейский
гид Сон, нужно было привозить с собой. В Корее собаки дефицит и одна порция
собачатины стоит около 100 долларов. Вот они где, бизнес-перспективы для
Киевской горадминистрации, озабоченной проблемой борьбы с бездомными собаками.


Националист: Проблема не в том, сколько
они едят, а в том, что они едят. Как говорит мой сосед Петро, «вся сила
в сале, а все развитие в «кількості шматочків сала». Вот что нужно экспортировать
в Корею.

Автомобили

Идеалист: Улицы и дороги Кореи, не в
пример нашим, находятся в отличном состоянии. Понятно, что у корейских
автомобилей нет проблем с ходовой частью. Кстати, движение в Корее достаточно
интенсивное, но по дорогам этой страны (еще одно сравнение с социализмом)
бегают только отечественные автомобили.


Прагматик: Которые в массе своей достаточно
безлики и удивительно похожи друг на друга как близнецы-братья. И если
бы с них снять эмблемы, не всякий сразу отличил бы одну марку от другой.
А особенно это касается автобусов и грузовиков (почему-то на дорогах встречались
только очень большие, с низкими бортами, огромной базой и тремя – четырьмя
– пятью мостами). И только в Корее мне стало ясно, зачем на бортах машин
огромными буквами пишут DAEWOO, HYUNDAI или KIA. Иначе их просто не отличишь.


Националист: А наши машины не хуже.
И голову относительно названий не стоит ломать: «КрАЗ», «ГАЗ», «ЗАЗ»,
«ЛуАЗ»… Дороги у нас намного практичней корейских, своего рода проводники,
к примеру, заехал в нужного направления колею – и эта колея проводит тебя
без карты до любого населенного пункта.


Идеалист: Едва мы ступили на корейскую
землю, нас окружили обрусевшие корейцы и сразу же, без обиняков, начали
предлагать нам новые и подержанные автомобили (естественно, корейские)
на очень выгодных условиях. Недорого и с доставкой. Доставка, конечно,
стоит около полутора тысяч «зеленых», но цены… Перечислить все, конечно,
невозможно, но для примера пятилетний KIA Sportage и трехлетнюю Senate
предлагают за 3 тысячи долларов; четырехлетнюю Sephia за две тысячи, четырехлетнюю
Elantra за полторы. А новые машины со скидкой в 20% от заводской цены!


Прагматик: За неделю удалось увидеть
автомагазин Chrysler да лишь три иномарки и в Сеуле раз мимо прошмыгнул
911-й «Порш», как-то по дороге наш автобус обогнал колонну военных «Хаммеров»
из американского ограниченного контингента да в дизайн-центре DAEWOO увидели
модернизированную корейскими дизайнерами новую «Таврию» (очень напоминавшую
спереди и сзади уменьшенный «Ланос»). Да это и неудивительно, если учесть,
что своих автомобилей в Корее и так девать некуда (на площадках их скопилось
90 000 не проданных, заводы загружены на 44%), а ввозная пошлина на машины
там составляет 100%.


Кстати, Корея защищает себя от импорта не только автомобилей.
И нетарифными мерами тоже. Японских товаров там практически нет. При въезде
мне попался список разрешенных накануне к ввозу японских товаров из 44-х
позиций. Да и на телевидении идут только корейские фильмы. А как сказал
нам наш гид Сон, за прокат японского фильма грозит тюрьма. (Прямо как
за прокат порно при социализме).


Националист: А я бы никогда не покупал
импортный автомобиль. И запчасти на него дорогие, и ремонт недешево обходится.
Лучше иметь наш, отечественный, хотя он и малокомфортен, но ведь наши
деды ездили на телегах, а некоторые и сейчас ездят. Так что комфорт –
это не самое главное.


Что было дальше – читайте в следующем номере.


Делились впечатлениями Игорь ДИДЕНКО, Андрей ЛАЗАРЕНКО, Владимир ШЛЯХОВОЙ,
«Международная лига журналистов»