Краков стал первым городом в нашем небольшом европейском турне протяженностью 6000 км. Чем же запомнилась культурная столица Польши?
Краков стал первым городом в нашем небольшом европейском турне протяженностью 6000 км. Чем же запомнилась культурная столица Польши?
Краков стал первым городом в нашем небольшом европейском турне протяженностью 6000 км. Чем же запомнилась культурная столица Польши?
В отличие от столицы Польши – Варшавы, сильно разрушенной немцами при отступлении во время Второй мировой войны, Краков удалось разминировать и спасти важнейшие памятники города от полного уничтожения. Поэтому здесь есть на что посмотреть, причем обойти все одного дня не хватит.
Ни один европейский город сродни Кракову не находится так близко от Киева, который, кстати, является его побратимом.
Близкий путь
От Киева до Краков 850 км. Но путешественникам с востока и юга Украины мы бы посоветовали разбить дорогу на два дня, остановившись на ночлег во Львове, где тоже есть много интересного. А уже утром следующего дня со свежими силами проехать границу и спокойно добраться до Кракова. От Львова до пограничного пункта Краковец всего 70 км по очень хорошей дороге.
Мы пересекли границу в 11 часов утра и спустя два часа уже колесили дорогами Польши. Очередь на пункте пропуска была небольшой – до 20 автомобилей. Хочется сказать о скорости, с которой нас пропускали. Львиную долю времени мы простояли на украинской стороне, у поляков же все происходило заметно быстрее и очереди как таковые отсутствовали.
Со временем именно от Краковца будет брать начало автобан, который пересекает всю Польшу, но на первых почти двух сотнях километров это пока стройка с участками разной степени готовности.
На территории Кракова находится 39 костелов, 25 монастырей и 7 синагог. А весь его центр занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
На польских автобанах скорость ограничена отметкой 140 км/ч, но большинство машин движется на 10–20 км быстрее. Однако слишком превышать скорость не стоит, ведь в Польше популярны автомобили-«тихони», так их называют поляки. Как правило, это авто ничем не отличается от обычного, но есть и свои особенности. У него обязательно затонировано заднее стекло, и, кроме того, это мощная версия модели. Такая машина пристраивается за автомобилем нарушителя и фиксирует его скорость, после чего обгоняет. В заднем стекле «счастливчик» увидит проблесковый маячок и бегущую строку, где выводится предписание следовать за этим авто. Далее придется платить штраф.
Древняя столица
Краков является знаковым для Польши. Когда-то он не только некоторое время был столицей польского государства, именно здесь в 1473 году напечатана первая польская книга. В этом городе учился Николай Коперник – первооткрыватель гелиоцентрической системы мира. И несмотря на многочисленные войны, в ходе которых Краков то и дело переходил от одного государства к другому, он сохранил множество религиозных сооружений и архитектурных памятников, за которые этот город называют Польским Питером. Одним из старейших храмов Кракова (Х век) является костел святого Войцеха, расположенный в самом сердце города – на площади Рынок.
Сегодня Краков занимает второе место по количеству населения (760 тысяч человек) в Польше после Варшавы.
Здесь действительно есть на что посмотреть. Например, тот же архитектурный комплекс Вавель, включающий в себя королевский замок, кафедральный собор, а также систему фортификационных сооружений. Его история достаточно интересна и берет свое начало с конца Х века! За столетия он пережил многое – пожары, захваты и грабежи. В начале XIX столетия занявшие Польшу австрийцы разобрали часть зданий и построили на територии Вавеля казармы… Реставрация комплекса, которая продолжается и поныне, началась только в начале прошлого века.
Кстати, вход в Вавель абсолютно бесплатный, однако за посещение многочисленных экспозиций в самом архитектурном комплексе уже придется платить.
Не только древностями и храмами известен Краков. Например, в его предместье – в Заблоце находится завод по производству эмалей «Эмалия», более известный как фабрика Оскара Шиндлера. Да-да, именно того, который в годы Второй мировой войны спас от уничтожения более тысячи евреев. О его подвиге Стивен Спилберг снял известный фильм «Список Шиндлера».
«поГАЗуем»
Для европейского турне на четырех колесах мы выбрали Renault Duster. Он привлек нас вместительными салоном и багажником. Ведь нас было четверо и… два чемодана, огромная дорожная сумка, а еще автомобильный холодильник. Кроме того, в планах был шопинг. Поэтому на старте эта машина нас устраивала, тем более что под капотом у нее – 1,6-литровый бензиновый мотор и газобаллонное оборудование для работы на сжиженном газе (пропан-бутане). Это поставило перед нами задачу – узнать, есть ли газ в Европе, насколько экономичнее ездить в Европу с ГБО и т. д.
Электронные попутчики
Многофункциональный планшет Prestigio Multipad 2 в турпоездке способен выполнять многие задачи, которые требуется решать путешественнику на любом виде транспорта. |
Так как в плотном рабочем графике у нас не было времени забронировать отели в 7 городах, где нам пришлось останавливаться в ходе автотура, решили сделать это в дороге, взяв с собой планшет Prestigio Multipad 2 Ultra Duo 8.0 3G, через который мы выходили в интернет. Доступ к 3G-интернету за границей нам обеспечил оператор TravelSiM, у которого GPRS-интернет в странах Европы стоит 1,58 грн. за 1 MВ. Во всемирной электронной библиотеке и справочнике мы не только забронировали отели через сайт booking.com, но и нашли точки интереса в каждом из городов, где планировали побывать. Пришедшие подтверждения брони распечатали в отеле Львова, а потом и в Кракове, где мы ночевали. Кстати, при бронировании отеля, кроме его адреса, стоит записать и GPS-координаты. С их помощью иногда проще задать более точный маршрут до самого входа в отель. Функцию проводника у нас выполнял навигатор Prestigio Grovision 5766HD. Так как в Польше на данный момент идет активное строительство новых автобанов, нам порекомендовали перед поездкой записать в навигатор самую современную карту автодорог. Навигатор точно прокладывал путь вне городов и в них, и только при пеших прогулках по узким улицам иногда терял связь со спутниками. Хотя, думаю, другие в этой ситуации вели бы себя так же. В случае объездов, которые встречались на недостроенных участках польских автобанов, навигатор прокладывал маршрут несколько иначе, чем указывали дорожные знаки. Мы ориентировались именно на дорожные знаки, которые вели по более оптимальному маршруту, в то время как навигатор иногда пытался вести нас назад на еще недостроенный автобан.
Навигатор Prestigio Grovision заранее и несколько раз предупреждалал о необходимых маневрах. |
Зеленая карта
Один из обязательных документов, без которого вас не пустят на автомобиле в Европу, – «Зеленая карта» (англ. – Green Card). Ее мы приобрели у проверенной нами страховой компании PZU. Кроме того, корни этой компании уходят в Польшу, а тур в Европу у нас начинался именно с этой страны. «Зеленая карта» – страховой сертификат единого образца, который используется в странах – членах международной системы автомобильного страхования «Зеленая карта» (которые отмечены и не вычеркнуты в данном сертификате). Проще говоря, «Зеленая карта» – аналог нашей страховки гражданско-правовой ответственности (ОСГПО).
По данному сертификату страховая компания (в нашем случае PZU) обеспечивает покрытие расходов, возникших в случае нанесения автовладельцем ущерба здоровью или имуществу третьих лиц вследствие дорожно-транспортного происшествия. Убытки пострадавшим компенсирует страховая компания, а урегулированием страховых случаев занимается Моторное Бюро страны пребывания. Расходы на ремонт автомобиля и/или восстановление здоровья людей оплачиваются в размерах, установленных законодательством государства, в котором произошло ДТП. Условия страхования, форма сертификата и полиса, страховые тарифы по этому виду утверждены Моторным (Транспортным) Страховым Бюро Украины и являются едиными для всех отечественных страховых компаний.
Для стран центральной и западной Европы мы приобрели «Зеленую карту «Вся Европа» на 15 дней за 263 грн. Есть еще карта (она дешевле), которая «работает» на территории Беларуси, России и Молдовы. При покупке «Зеленой карты» в PZU нам рассказали, что в случае наступления страхового события во всех странах необходимо вызывать полицию. Хотя, если в стране действует система упрощенного урегулирования (европротокол) и в ДТП повреждено только «железо», водители могут, как и в Украине, воспользоваться европротоколом и не вызывать полицию. Если все же полицию вызывать пришлось, именно ее сотрудники направляют протокол в местное страховое бюро, которое после оценки ущерба выставляет соответствующий запрос на компенсацию убытка в украинское страховое бюро (МТСБУ). МТСБУ переводит средства в местное страховое бюро, которое уже компенсирует убыток непосредственно пострадавшему. Более подробную информацию о данной страховке можно узнать на сайте www.cobx.org.
Тарификация страховки «Зеленая карта» для выезда в Европу | ||||||||||||||
Транспортные средства | Буква у ЗК | 15 дн. | 1 мес. | 2 мес. | 3 мес. | 4 мес. | 5 мес. | 6 мес. | 7 мес. | 8 мес. | 9 мес. | 10 мес. | 11 мес. | 1 |
Легковые автомобили пассажировместимостью до 9 человек с водителем включительно и автомобили общей массой до 3500 кг (7700 фунтов) | А | 263 | 419 | 725 | 996 | 1261 | 1583 | 1863 | 2143 | 2195 | 2252 | 2266 | 2286 | 2307 |
Мотоциклы | B | 105 | 145 | 242 | 339 | 437 | 532 | 630 | 726 | 824 | 878 | 917 | 938 | 976 |