Сканируя взглядом карту близлежащих территорий, во время планирования съемок очередного выпуска телепрограммы, наш взор невольно упал на восточное побережье Черного моря.
Здесь уютно расположилась красивая и старинная Грузия. На дворе была вторая половина лета, и идея продлить его на пляже в Батуми понравилась всем и сразу. Проложив с помощью Google вначале сугубо сухопутный маршрут, мы решили проверить и альтернативные варианты попадания в Грузию на авто. Таковыми являлись паромные переправы, коих мы насчитали целых три!
Но, после нескольких часов поиска в Сети, мы поняли, что переправа из Ильичевска в Батуми неоправданно дорога – 450 евро с авто и 110 евро с человека. Паромное сообщение между Керчью и Поти оказалось приостановлено на неопределенный срок. А паром из Керчи в Новороссийск особого удобства и сокращения времени пути нам не сулил.
Посему было принято вполне автомобильное решение ехать в Грузию самым простым и понятным маршрутом: с Киева на Харьков, затем на Краматорск, а дальше на переход границы в Новошахтинске. После границы до Ростова на Дону, а дальше мимо Пятигорска через Беслан и Владикавказ до российского пограничного перехода Верхний Ларс.
Ну а там, до Тбилиси каких-то 150 километров. Общий километраж в одну сторону по этой дороге по нашим расчетам составлял около 1900 км. А так как Ростов на Дону оказывался в аккурат на полпути – решено было останавливаться на ночлег именно там. С такими расчетами мы и отправились в путь.
Бюджетный вариант
Планов потратить на это путешествие много денег у нас не было, поэтому мы остановили свой выбор на бюджетном седанчике Peugeot 301, давно прописавшемся в тестовом парке АЦ. В нем сочетались все те необходимые качества, которые были важны нам для такого дальнего путешествия – по крайней мере, так утверждали его создатели.
Нам импонировали в нем его простота, неприхотливость, простор, вместительность и, естественно, экономичность. Его паспортный расход обещал нам пробег от Киева до Тбилиси с всего лишь с одной дозаправкой. Для нас это было очень важным условием. И мы, с надеждой в сердце, отправились в путь.
Выехав в 9 утра из Киева, уже около шести вечера мы без особых проблем пересекли украино-российскую границу. Вся эта безрадостная процедура заняла у нас не больше часа. Главное не забыть оформить так называемую «гринкарту» – международную страховку для авто, так как без нее в Россию машину не впустят. Купить ее можно и на месте, но в Киеве она нам стоила на 150 гривен дешевле.
Далее по вполне сносной дороге мы меньше чем за час добрались до Ростова на Дону, где собственно и заночевали в небольшом частном отеле. В целом, нужно сказать, российские дороги нас приятно удивили и радовали своим приличным качеством до самой Грузии. Чего нельзя сказать о дорогах отечественных.
Если еще до Харькова дорога достаточно ровная и качественная, особенно на участке от Киева до Полтавы, то дальше, по территории Донецкой и Луганской областей, мы с оператором иногда позволяли себе употреблять в адрес местных автодоров всевозможные нелицеприятные эпитеты и словосочетания.
Причем, чем сильнее мы приближались к границе, тем грустнее становилось дорожное покрытие. А еще километров 100 до границы с Россией мы не встретили ни одной АЗС. И только позже пересчитав на гривны стоимость солярки в России, мы поняли причину такого положения вещей.
Дело в том, что топливо в России практически на четверть дешевле, чем у нас. Логично, что все авто, попадающие из России в Украину, залиты под самую горловину более дешевым горючим. Да еще и местные не гнушаются потратить лишний час, для того чтобы съездить на заправку в соседнюю страну.
Так же поступили и мы. Добравшись до Ростова всего на одном баке, утром мы залились более дешевым российским дизелем и отправились в Тбилиси. Не скрою, что дорога по России через такие города как Беслан и Владикавказ казалась нам немного… тревожной. На поверку же она оказалась абсолютно спокойной и безопасной.
Правда, немного настораживали посты дорожной полиции с противотанковыми ежами и автоматчиками в бронежилетах уже ближе к Северной Осетии, но зато приятно удивили сотрудники ГИБДД и пограничники на таможне. Первые приветствовали нас фразой «Здоровеньки були», а вторые больше интересовались нашим 301-м, нежели нашими документами.
И, как бы это странно ни звучало, но именно на российской таможне, мы почувствовали, что мы уже в Грузии. Хотя до нее еще оставалось три тоннеля и пара километров пути, по весьма убитой дороге.
Пройдя грузинскую таможню за 15 минут, мы отправились дальше по дороге, которая повергла нас в шок! Первые 20 километров после границы она, можно сказать, полностью отсутствовала. Это была обычная грунтовка, да еще и с отвесными скалами по обеим сторонам. Если учесть, что практически сразу, как мы въехали на территорию Грузии стемнело, то нетрудно себе представить как нам было жутко и страшно.
И не только нам. Наш 301 кряхтел и подрагивал всем своим «телом». Его подвеска боролась с этой дорогой как могла и иногда даже пасовала, срабатывая на пробой. А затем начался дождь. Правда, к тому времени мы уже добрались до горнолыжного курорта Гудаури, и выехали на дорогу с вполне приличным покрытием.
Как оказалось дальше такие качественные дороги в Грузии нас ждали везде! Найти дороги с плохим покрытием за более чем полутора тысячный пробег по стране, нам удалось только в отдаленных горных районах на севере страны. В остальном дороги в стране можно считать вполне европейскими.
Страна контрастов
Начав свое путешествие в Тбилиси с его легендарных серных бань и чарующей старой части города, затем мы отправились в древнюю столицу Иберии город Мцхета. Город оказался настолько сказочным, что нас даже заинтересовал вопрос стоимости недвижимости в нем. Ну а если серьезно, то Мцхета – это образец любви грузин к своей истории и заботы о ее памятниках.
Насладившись историческим экскурсом, мы отправились на нашем 301-м на гоночный трек Рустави, что недалеко от Тбилиси. Зачем, спросите вы. А затем чтобы отдать его в умелые руки известного грузинского гонщика и по совместительству Президента Автомобильной федерации Грузии Мевлуда Меладзе. И уже на первом круге поняли, что можем пожалеть о своем решении.
Дело в том, что скорость, с которой грузинский гонщик проходил повороты на треке с лихим заскакиванием на поребрик, чисто визуально составляла полторы сотни километров в час. И как оказалось впоследствии – именно таковой она и была.
Где-то после четвертого круга, мы уже готовы были искать билеты на самолет в какой-нибудь бюджетной авиакомпании. Так как очень сомневались в целостности подвески и тормозов нашего «болида».
Но, как оказалось, 301-й очень достойно перенес все тяготы гоночной жизни и ни в чем не высказывал усталости и не проявлял «отдышки». Более того, по словам Мевлуда, он очень приятно удивил его. Причем не только своей стойкостью к достаточно серьезным нагрузкам на протяжении всех четырех кругов.
А больше даже своим адекватным поведением на треке. Грузинский гонщик отметил, как отлично настроенную подвеску, так и очень бодрый двигатель авто. А касательно тормозов, он и вовсе признался, что в таком темпе они закипали у куда более серьезно подготовленных авто. Другими словами, сами того не подозревая, мы узнали скрытые гоночные таланты у нашего экономичного бюджетного седанчика.
Привет Кахетия
Дальше наша дорога лежала в Кахетию – в город Сигнахи, живописно расположившийся над Алазанской долиной с прекрасным видом на Кавказский хребет. Там нас ждала встреча с американцем Джоном, который приехал в Грузию 15 лет назад и с тех пор живет в этом сказочном городке – производит вино по старинной грузинской технологии и собирает грузинский фольклор.
Честно говоря, Сигнаги стал вторым городом, где нас заинтересовал вопрос стоимости недвижимости. Узнав все о технологии производства вина в квеврах и продегустировав более десятка различных сортов настоящих грузинских вин, мы отправились отдыхать. Впереди нас ждал самый большой марш-бросок по Грузии. Нам предстояло проехать почти всю страну с востока на запад от Сигнахи до Батуми. А это почти 500 километров.
На следующий день, по дороге в Батуми мы заехали к одному старому мастеру, который более 50-ти лет делает квеври – огромные сосуды, в которых бродит вино. У него мы не только увидели как, собственно, изготавливаются эти, неимоверно большие кувшины, а и узнали, что сейчас технология производства вина этим старинным способом стала очень популярной и получила распространение во всем мире.
Свидетельством этого являются заказы на изготовление квевр, которые поступают мастер со всего мира: из Франции, Италии, Испании, Аргентины и расписаны уже не три года вперед. Также мы узнали, что сама эта технология производства вина в квеврах признана древнейшей в мире, существуя уже более 6000 лет.
Georgian style
В отличие от качества дорог в Грузии, которое заслуживает много лестных слов, в адрес грузинских водителей эти слова как-то не произносятся. А все потому, что подавляющее большинство из них ездят в стиле «Ай-на-на!».
Этот стиль подразумевает неоправданно высокую скорость на всех дорогах, абсолютно хаотичное перестроение из полосы в полосу, естественно с полным игнорированием включения поворотников. Но главным откровением для нас стал их фирменный трюк – выезд на «встречку» с морганием дальним светом!
Когда мы спросили у местных, что это значит, они без доли смущения ответили: «Это человек спешит очень и просит пропустить его»! И не важно, что нам приходилось практически съезжать в кювет для того, что бы пропускать таких спешащих джигитов. При этом грузины признаются, что за последние несколько лет ситуация очень улучшилась, благодаря штрафам и неподкупной полиции.
А еще грузины охотно сигналят всегда и везде. При этом сами они выделяют два вида сигналов. Первый, короткий и прерывистый, означает незлобное общение и может выражать все – от приветствия, до удивления и даже восхищения. А вот длинный гудок более секунды – это уже однозначно возмущение. Ну, а если вы услышали два длинных гудка – так и знайте, вас уже точно обматерили!
Солнечная Аджария
А дальше нас ждал солнечный Батуми, в который мы попали уже поздно вечером. Но, даже несмотря на усталость, мы отправились на набережную, где стали свидетелями восхитительного шоу танцующих фонтанов. Это действительно грандиозное и в то же время романтичное зрелище. Особенно оно приводит в восторг детей, хоть и начинается в половине десятого вечера.
А так как фонтаны танцевали практически у моря, мы решили не откладывать купание на завтра и отправились на пляж. Батумский пляж это нечто особенное! Двенадцать километров набережной вдоль всего города. Ни одного огороженного участка. Велосипедная дорожка и променада по всей длине. Ну и подсветка всего этого на протяжении всей ночи!
Сам Батуми оставил очень приятное впечатление. Очень чистый и красивый город, где современная архитектура органично соседствует со старыми узкими улочками. Другими словами – город, в который хочется вернуться еще и еще. А кроме этого – уже третий город в Грузии, где нам захотелось узнать цены на недвижимость.
А еще Батуми – это столица Аджарии. И если вы побывали здесь и не попробовали хачапури по-аджарски, то считайте вы зря ехали две тысячи километров. Вообще в Грузии есть можно практически везде. При этом абсолютно не важны интерьер заведения и красота его вывески. Более того – как правило, вкуснее всего будет именно в небольших домашних заведениях, находящихся вдалеке от основных туристических маршрутов.
Грузинская Швейцария
Последним пунктом нашего путешествия, совершенно неожиданно для нас, стала сказочная часть Грузии, которая, к сожалению, находится немного в стороне от основных туристических маршрутов. Из Батуми мы отправились в регион Рача-Лечхуми, что на севере Грузии между Абхазией и Цхинвалом.
Рачу абсолютно справедливо называют грузинской Швейцарией – здесь полно восхитительных пейзажей, которые очень сильно напоминают альпийские. Особенно горные вершины вокруг красивых озер. Все это создает очень волшебную атмосферу некой нетронутой природы и сказки.
Славится Рача не только изумительной природой, но и своим неимоверным гостеприимством. Нам повезло, и мы попали в гости в семью настоящих сельских жителей из Амбролаури – родины легендарной Хванчкары. То как встречают гостей в Раче – я даже не могу сравнить это с чем либо еще! Гости там – это самые уважаемые и люди.
Плюс ко всему мы попали в Рачу в очень важный для всех грузин праздник Мариамоба – День Пресвятой Богородицы. В этот день здесь все обязательно идут в церковь, а затем накрывают на стол, после чего начинается традиционное многочасовое грузинское застолье – с тамадой, нескончаемыми тостами, многоголосыми песнями и зажигательными танцами.
Нам очень повезло – мы увидели весь этот праздник в таком виде, в каком его здесь отмечают уже много веков. Но самое главное, мы смогли с головой окунуться в атмосферу традиционного грузинского застолья со всеми его неизменными атрибутами, такими как изумительные блюда грузинской кухни, полностью состоящие из вкуснейших домашних продуктов, а также философские тосты и чарующие песни о истории Грузии, ее людях и надежде на прекрасное будущее.
У грузинского застолья есть несколько незыблемых правил. Прежде всего, нужно запомнить, что главный за столом тамада. Его нельзя перебивать. И вообще – его слово закон! Только он решает, кому дать слово. И только он дает разрешение уйти из-за стола. Прощание после грузинского застолья длиться не меньше часа – будьте готовы к еще нескольким тостам и длительным объятьям со всеми гостями и хозяевами дома.
Стоит ли говорить о том, что посетив настоящее грузинское застолье в самом сердце Грузии, покидать эту страну нам не хотелось. Даже не смотря на то, что мы намотали по ней за десять дней более 1 700 километров, она осталась для нас во многом загадочной и не до конца раскрытой. Но одно мы поняли наверняка – мы сюда обязательно еще вернемся. Тем более, что с Peugeot 301, «билет» до Грузии и назад обошелся нам в каких то 2 000 гривен.
Видеоверсию путешествия в Грузию смотрите на «Первом автомобильном канале» в октябре.
Общий пробег за две недели: 5 700 км.
Средний расход: 5,2 литра.
Общая стоимость поездки на двоих: 12 000 гривен.
Маршрут Киев – Тбилиси:
Маршрут по Грузии: