X

Лютеж: Плацдарм победы

В истории украинского народа много славных побед. Битва за освобождение столицы от фашистских захватчиков в 1943 году – одна из них. Без малого 70 лет назад с Лютежского плацдарма начался штурм Киева, унесший жизни тридцати тысяч наших дедов и прадедов.

В истории украинского народа много славных побед. Битва за освобождение столицы от фашистских захватчиков в 1943 году – одна из них. Без малого 70 лет назад с Лютежского плацдарма начался штурм Киева, унесший жизни тридцати тысяч наших дедов и прадедов.

В истории украинского народа много славных побед. Битва за освобождение столицы от фашистских захватчиков в 1943 году – одна из них. Без малого 70 лет назад с Лютежского плацдарма начался штурм Киева, унесший жизни тридцати тысяч наших дедов и прадедов.

Важность наступательной операции, в результате которой была освобождена столица Украины, столь велика, что события той поры было решено увековечить до окончания войны. В марте 1945 года, когда в Европе еще гремели пушки, под Лютежем начали создавать музей-заповедник «Битва за Киев». Сегодня он существенно разросся и имеет статус национального. На территории заповедника расположены памятник освободителям, музей с грандиозной диорамой, запечатлевшей фрагменты боя на Лютежском плацдарме, выставка боевой техники времен Второй мировой, полевые блиндажи и наблюдательные пункты командования, часовня Георгия Победоносца.

Как и все национальные украинские музеи, Лютежский плацдарм открыт шесть дней в неделю, выходной – понедельник. Посетить многочисленные залы и прилегающую территорию можно с 9-00 до 17-00. Стоимость полного билета – 15 гривен. Желающим пофотографировать нужно дополнительно заплатить 10 гривен.

 

Прославленная «тридцатьчетверка», одна из активных участниц сражения за столицу Украины в 1943 году, сейчас стоит возле мемориала.

Противостоявшие Ватутину генералы вермахта почтительно называли советского полководца «Гроссмейстер».

Диорама сражения воссоздает наиболее важные моменты захвата и расширения Лютежского плацдарма.

Еще по теме:

Відкрий країну: озеро Синевир
Синевир – крупнейшее озеро Карпат – надежно спрятано за перевалами и путь к нему не легок. Особенно зимой. Домчавшись из столицы до Львова, огибаем город по окружной и устремляемся к Стрию по дороге Киев-Чоп (М06/Е40). А еще через 40 километров съезжаем с центральной магистрали в направлении Моршин/Долина (Н10).

Смотрите видео: Відкрий країну разом зі Skoda Yeti: Лютеж

Реальные солдаты

Пожалуй, наиболее впечатляющей частью экспозиции является диорама сражения. Ее размеры просто поражают – 29 метров в ширину и 7 метров в высоту. Работа над диорамой продолжалась три года. На батальном полотне запечатлены десятки солдат-освободителей, идущих в атаку. Впечатление присутствия на месте событий усиливает натуральный фон, в котором использованы настоящие образцы вооружения и амуниции. Интересно то, что автор – народный художник Николай Присекин создавал образы воинов по реальным фронтовым фотографиям участников боев. За тридцать с лишним лет, прошедших со дня открытия диорамы, многие ветераны, посетившие музей на Лютежском плацдарме, узнали себя на картине!

Одной из правдоподобных историй, создающих атмосферу музея, является рассказ о человеке, узнавшем среди выставочных боевых машин танк Т-34-76, на котором он воевал более года до ранения и отправки в госпиталь. Экскурсоводы и персонал музея не поверили такому стечению обстоятельств, но ветеран указал на неопровержимые доказательства – следы сварки на корпусе танка после подрыва на мине и замененное колесо, вращавшее гусеницу танка.
В пополнении заповедника экспонатами активное участие принимают члены патриотических клубов, которые на месте боев находят оружие, патроны, личные вещи и документы. За стеклами стендов – треугольники писем с фронта, ордена и медали героев.

После посещения музея не торопитесь возвращаться – в двухстах метрах от него, на прилегающей территории, можно осмотреть командные пункты военачальников Красной армии, в частности, командующего Первым Украинским фронтом генерала Ватутина. Здесь, в тишине березовых аллей, рядом с памятником воинам-освободителям просто переполняет чувство гордости за народ, совершивший вечный подвиг.

Маршрутный компьютер

Протяженность маршрута Киев – Н. Петровцы

21 км

Средняя скорость

62 км/ч

Время в пути

20 минут

Расход топлива на Skoda Yeti 1.2 TSI

7,3 л/100 км

Затраты на проезд

18 грн.

Дорога

Поездка из столицы в поселок Новые Петровцы, где расположен музей «Битва за Киев», – просто легкая прогулка. По дороге Р02 через пл. Шевченко – не более 12 километров. Трасса с пологими поворотами окружена лесами, ее состояние, по украинским меркам, оценивается на твердую «пятерку», ведь здесь часто «пролетает» президентский кортеж. Асфальт ровный, разметка прекрасная. В Новых Петровцах не заметить указатель, предлагающий свернуть налево и проехать еще пару километров до музея, весьма сложно – знак виден издалека. Возле музея предусмотрена бесплатная парковка, но зимой она была покрыта полуметровым слоем снега. Пришлось поставить автомобиль вдоль дороги. Впрочем, проблем другим участникам движения это не создало.

Мнение

Вадим Беев Тест-пилот сайта аutocentre.ua

Воспользовавшись отличной погодой и сухой трассой, весь путь до музея я проехал, переведя 7-ступенчатую коробку DSG в положение Sport. Преселективный «робот» и в стандартном режиме удачно выбирает момент переключения передач, но его работа подчинена экономии. DSG переходит на вторую передачу буквально после первого оборота колес, а седьмую подключает уже к 60 км/час. При этом машина идет «в натяг». А живой характер Skoda Yeti 1.2 наилучшим образом раскрывается именно при переводе трансмиссии в спортивный режим. Седьмая ступень отключается в принципе, а переход на повышенную задерживается до красной зоны. Переключения за счет двух сцеплений быстрые – прерывания потока мощности практически нет, машина ускоряется с завидной энергией. А как грамотно DSG держит передачу на сбросе газа! Установив селектор в положение «S», вы словно пересаживаетесь из семейного кроссовера в шустрый и веселый автомобиль, способный доставить огромное удовольствие от управления. С такой коробкой передач в Skoda Yeti сосуществуют два разных характера. И, надо сказать, оба мне очень нравятся.

Вадим Беев
Фото автора и Андрея Яцуляка