X

Британия, сэр!

Что мы знаем о дорожном движении в Великобритании? Да практически ничего, кроме того, что руль в машинах там находится справа, а ездить нужно по левой половине дороги. Но, помимо этих очевидных трудностей, лондонские улицы готовят неопытному водителю массу иных испытаний…

Что мы знаем о дорожном движении в Великобритании? Да практически ничего, кроме того, что руль в машинах там находится справа, а ездить нужно по левой половине дороги. Но, помимо этих очевидных трудностей, лондонские улицы готовят неопытному водителю массу иных испытаний…

Что мы знаем о дорожном движении в Великобритании? Да практически ничего, кроме того, что руль в машинах там находится справа, а ездить нужно по левой половине дороги. Но, помимо этих очевидных трудностей, лондонские улицы готовят неопытному водителю массу иных испытаний…

Собственно, левостороннее движение, как ни странно, выглядит даже логичнее правостороннего. Приведем простой пример. В Британии широко распространены круговые развязки (здесь их называют roundabout – перекресток с круговым движением, в том числе и по нарисованному на асфальте кругу). На самом деле это очень хорошая замена обычным перекресткам; учитывая то, что правила такие же – во всех случаях пропусти помеху справа, – эту самую помеху видно не в пример лучше, чем у нас. Непривычно, конечно, въезжая на такой круг, уступать дорогу тем, кто движется по нему; да и объезжать «раундэбаут» по часовой стрелке тоже как-то не с руки. Впрочем, знающие люди говорят, что к этому быстро привыкаешь – так же, как и к переключению передач левой рукой (дескать, треснешься пару раз правой о дверную карту – и научишься). Главное – ехать в потоке, следуя за местными водителями; и, конечно, знать местные ПДД. А лучше всего в первое время просить пассажира, сидящего слева от вас, следить за тем, чтобы вы не держались слишком близко к левому краю дороги или полосы.

Эх, прокачу!

Едва ли большинству наших соотечественников доведется когда-нибудь оказаться в Лондоне на своей машине; гораздо вероятнее, что ее придется брать напрокат. Собственно говоря, процедура эта в большинстве европейских стран практически идентична. Нанять машину можно прямо в аэропорту, однако лучше всего позаботиться об этом заранее и заказать ее через Интернет. Во-первых, гораздо больше выбор как по ценам, так и по типам и размерам автомобилей, а во-вторых, при заказе автомобиля через Интернет предоставляют довольно ощутимую скидку (до 15%). Аренда машины, в зависимости от ее класса, обходится в 20 – 50 фунтов в день, не считая стоимости бензина. Лучше всего расплачиваться кредитной карточкой, иначе залог наличными будет огромным.

Из нюансов британского проката стоит отметить два. Во-первых, у некоторых фирм существует ограничение дневного пробега автомобиля. К примеру, за день вы имеете право проехать 75 миль (за два – 150 и т. д.); в случае же превышения этого лимита придется доплачивать. Во-вторых, машину нужно вернуть буквально в том же состоянии, в котором брали. Это касается не только возможных поломок или царапин (кстати, при аренде авто рекомендуется тщательно его осмотреть именно на предмет повреждений). Машина должна быть чисто вымытой (мойка стоит около восьми фунтов, но, заплатив два фунта на любой заправке, при желании автомобиль можно помыть и самому) и заправленной. Недостающее количество бензина придется оплатить, причем не по 76 – 78 пенсов за литр, как на бензоколонках, а раза в полтора дороже.

Дороги в ад

Лондон – огромный город, и пробки в нем – не редкость. Начинаются они прямо с аэропорта – как известно, именно кольцевой трассе М25 вокруг Лондона посвящена песня Криса Ри «Road To Hell» («Дорога в ад»). Но не бойтесь вызвать недовольство коллег по потоку, если вдруг заблудитесь или забудете вовремя перестроиться – включите «поворотник», и вас тут же пропустят.

Никто не будет гудеть «в спину» и в том случае, если вы едете медленнее, чем все остальные. Стиль вождения в Англии – очень спокойный и неспешный. Нет, на автостраде можно ехать и со скоростью 70 миль в час (112 км/ч), но в городе ограничение куда жестче – 30 миль в час (48 км/ч). Более того, на обычных дорогах, которые, случается, настолько узкие, что кое-где и разъехаться-то со встречной машиной невозможно (на этот случай предусмотрены специальные островки через каждые 50 – 100 метров), обгон – из ряда вон выходящее явление.

Еще один нюанс: практически все дороги в Англии лишены даже самой узкой обочины (сразу либо каменная стена, либо угол дома, либо кустарник высотой метра в полтора), зато с разметкой и всяческими указателями, которые делают вождение простым и приятным. Не забудьте: в Великобритании «просто так» знаки ставят очень редко, и если прямо на асфальте написано «медленно», не стоит изображать из себя Дэвида Култхарда – скорее всего, впереди или действительно крутой поворот, или сильное сужение дороги. А учитывая то, что на обочину уйти в случае чего не удастся, печальный итог практически обеспечен.

И даже скупой платит

Неправильная парковка наряду с несоблюдением скоростного режима – наиболее строго наказуемые нарушения ПДД в Великобритании. Парковка обычно платная, от 20 пенсов до 1 фунта за час (а в фешенебельных районах вроде Челси или Кенсингтона эта сумма достигает и 4 фунтов за час). При этом в будние дни с 8:30 до 18:30 бесплатно припарковаться в Лондоне не удастся категорически – это возможно только в вечернее и ночное время или на выходных. Выбирая место для парковки, руководствоваться нужно разметкой на дороге. Так, одна или две красные линии свидетельствуют о том, что стоянка и остановка здесь ни под каким видом не разрешены; двойная желтая – остановка возможна не более чем на 5 минут (высадить или посадить пассажиров, забросить вещи в багажник); одна желтая – как правило, можно стоять 20 – 30 минут.

Штрафы за неправильную парковку, особенно в Лондоне, впечатляющие – 60 – 80 фунтов. К тому же функции контроля за соблюдением правил парковки отданы в частные руки, поэтому ускользнуть не удастся. Ну а получив штраф, придется раскошелиться – ведь неоплаченная квитанция в дальнейшем может послужить причиной для невыдачи визы. Однако – не удивляйтесь! – при условии оплаты в течение 14 дней виновнику предоставляется скидка в размере 50%.

Впрочем, ездить по Лондону можно и на общественном транспорте, благо он ходит регулярно и переполненным бывает редко. Правда, и тут есть свои «приколы». Так, при покупке билета на метро нужно исходить из того, сколько дней и в каких зонах вы собираетесь перемещаться – впрочем, это уже совсем другая история…

 Точка зрения 

Лоуренс Шервин
Директор по связям с общественностью Европейского банка реконструкции и развития, 50 лет

Я родился и вырос в Лос-Анджелесе, городе, созданном для автомобилистов. Каждый мальчишка здесь желает только одного – отпраздновать 16-летие и получить полноценные водительские права. Не был исключением и я; поэтому мой водительский стаж на сегодня составляет 34 года и пять месяцев. К сожалению (или к счастью?) большую часть этого времени я провел в автомобилях с левым рулем – сначала в США, потом в Германии… Немудрено, что вопрос о переезде в Лондон обсуждался всей семьей, и правостороннее движение было принципиальным аргументом «против».

Но вот мы в Лондоне. Для начала нужно привыкнуть быть пешеходом – ведь, ступая на проезжую часть, так и тянет сначала посмотреть налево… Понятно, что первые несколько (честно говоря, довольно много) раз пересечение мною улицы сопровождалось визгом тормозов и далеко не цензурными возгласами водителей.

Первые самостоятельные поездки за рулем вызывали скорее выброс адреналина, чем восторг. Передвигаться по такому большому городу, как Лондон, тяжело в любом случае. А уж если едешь по непривычной стороне улицы, то и подавно! Вот несколько ситуаций, в которые я попадал наиболее часто:

1. Лишь в последний момент мне удавалось избежать аварии при перестроении – так и хотелось обогнать кого-то по встречной;

2. Не видя левого габарита машины, я частенько наезжал на левую же бровку – вплоть до того, что однажды чуть не проехался по ногам пешехода, готовившегося перейти улицу;

3. Неоднократно, поворачивая направо, я незаметно для себя оказывался на полосе встречного движения – и слава Богу, что успевал разминуться с недоумевающими англичанами…

А сейчас… Сейчас я уже вполне привык. И тем не менее – скажу по секрету! – нет-нет да и случается сесть в машину слева, пристегнуться и с изумлением обнаружить отсутствие руля и педалей…

Юрий Нестеров
Фото автора