X

Топливо: Цены, падайте!

Несмотря на стремительное удешевление нефти в мире и крупнооптовых партий бензина в Украине, цены на отечественных заправках остаются на прежнем уровне либо «сползают» очень неохотно. Но уже есть первые обнадеживающие «ласточки» – замечен А-95 по 3,70 грн./литр!

Несмотря на стремительное удешевление нефти в мире и крупнооптовых партий бензина в Украине, цены на отечественных заправках остаются на прежнем уровне либо «сползают» очень неохотно. Но уже есть первые обнадеживающие «ласточки» – замечен А-95 по 3,70 грн./литр!

Несмотря на стремительное удешевление нефти в мире и крупнооптовых партий бензина в Украине, цены на отечественных заправках остаются на прежнем уровне либо «сползают» очень неохотно. Но уже есть первые обнадеживающие «ласточки» – замечен А-95 по 3,70 грн./литр!

Постоянный рост цен на заправках весной и летом текущего года специалисты объясняли стандартным набором причин. Сырье на мировом рынке дорожает (большой спрос, война на Ближнем Востоке, ураганы); в Украине аграрии проводят посевную или убирают урожай, создавая огромный спрос на топливо, а нефтеперерабатывающие заводы становятся на ремонт и прекращают поставки горючего. Осенью все эти факторы ценообразования понемногу начали терять вес. Ураганы прошли – нефть стремительно дешевеет (стоимость российской марки Urals стабилизировалась на уровне $54 за баррель), земледельцы закончили работы и перестали покупать топливо. Зависимость нефтерынка от графика ремонтов на отечественных НПЗ становится все меньше – теперь в страну можно беспошлинно ввозить импортные нефтепродукты.

Правительство начало следить за ситуацией на нефтерынке. Например, Антимонопольный комитет признал ТД «ТНК-Украина», «ЛиНОС» и «Укртатнафту» монополистами. И хотя никаких мер против них не предпринял, все же оставил за собой право воздействия на этих участников рынка. Кроме того, недавно Антимонопольный комитет оштрафовал сразу семь днепропетровских компаний, владеющих сетью АЗС, на 17 тысяч гривен за «ограничение конкуренции на региональных рынках путем создания системы вертикальных соглашений».

Опт уже подешевел…

В сложившейся ситуации никаких предпосылок для дальнейшего роста цен не оказалось, и они медленно, но уверенно начали снижаться. Как и положено на рынке нефтепродуктов, первыми стали дешеветь крупнооптовые партии бензина. За октябрь, по данным НТЦ «Психея», оптовая стоимость бензина А-95 снизилась на 14,4%, а других видов горючего – на 5,2 – 11,4% (см. график). Также стали меньше отпускные цены у иностранных НПЗ, снабжающих нефтепродуктами наших соотечественников.

Согласно многолетним традициям рынка, через неделю-другую после существенного изменения цен в крупном опте надо ожидать соответствующей динамики в мелком, а еще через неделю – на заправках. Но владельцы розничных сетей на этот раз, похоже, решили повременить с соблюдением традиций. Они упорно держат цены на АЗС, иногда снижая их буквально на копейки. Например, наиболее популярный среди владельцев легковушек бензин А-95 в октябре подешевел на заправках всего на 1%, другие марки топлива – на 0,4 – 1,9%. Не очень пропорционально, не так ли? Даже с учетом «запаздывания» динамики оптового и розничного рынка.

Не дороже четырех!

Впрочем, у владельцев мелких сетей АЗС все-таки возникла идея переманить на свои заправки «чужих» клиентов за счет снижения цен. Особенно это актуально в западных регионах страны, где стоимость бензина является более весомым аргументом при покупке, нежели его качество. Там литр «девяносто пятого» уже дешевле четырех гривен. А литр самого доступного А-76 можно купить и за 3 грн. Средняя цена на топливо по Украине в середине прошлой недели все же была не такой низкой: дизтопливо продавали по 3,77 грн., А-80 – 3,31 грн., А-92 – 3,81 грн., а А-95 – 4,07 грн. за литр.

Кстати, обычным спутником процесса удешевления бензина в нашей стране является снижение его качества. Например, проверка ГП «Харьковстандартметрология» в августе – сентябре показала, что деятельность 74% предприятий, работающих на нефтерынке области, не соответствует тем или иным нормативным требованиям. Да и автовладельцы в последнее время все чаще стали жаловаться на нестабильное качество «горючки».

Таким образом, в ноябре можно прогнозировать медленное, но все же снижение стоимости топлива. Особенно это должно быть заметно в тех регионах, где цены пока стабильно высокие – в Киеве, в Херсонской, Донецкой, Николаевской областях и в Крыму.

Виктор Островский
По материалам журнала «Терминал: нефтяное обозрение»