X

Стоимость бензина: Цены «замерзли». Впереди – оттепель

Несмотря на мрачные прогнозы аналитиков, в марте стоимость бензина в Украине так и не выросла. Впрочем, апрель, скорее всего, принесет нам вместе с весенними оттепелями «повышение градуса» на ценовом термометре.

Несмотря на мрачные прогнозы аналитиков, в марте стоимость бензина в Украине так и не выросла. Впрочем, апрель, скорее всего, принесет нам вместе с весенними оттепелями «повышение градуса» на ценовом термометре.

Несмотря на мрачные прогнозы аналитиков, в марте стоимость бензина в Украине так и не выросла. Впрочем, апрель, скорее всего, принесет нам вместе с весенними оттепелями «повышение градуса» на ценовом термометре.

В мире, в отличие от Украины, прошедший март был далеко не таким стабильным. Этот месяц ознаменовался очередными рекордами. В частности, цена нефти из так называемой корзины ОПЕК* выросла до $51,76 за баррель**. Естественно, мировые биржи реагировали вполне адекватно. Так, стоимость нефти на торгах в Лондоне 17 марта достигла самого высокого уровня за всю историю биржи – $55,3 за баррель.

Интересно, что цены продолжали расти, несмотря на принятое 16 марта решение ОПЕК о повышении квоты добычи нефти на 500 тыс. (до 27,5 млн.) баррелей в сутки.

Россия повышает пошлину

Параллельно с другими марками на мировых торгах растет цена российской нефти марки Urals. В портах Италии на конец марта она составляла $351,9 за тонну, тогда как месяц назад – $289,9. Учитывая это, премьер-министр РФ Михаил Фрадков подписал постановление об утверждении с 1 апреля более высокой экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты – в размере $102,6 за тонну. Напомним, что 1 февраля 2005 года этот налог был снижен до $83 за тонну в связи с падением цен на мировом рынке. Экспортная пошлина на нефть пересматривается раз в два месяца на основании двухмесячного мониторинга цен российского сырья на мировых рынках.

Холода «остудили» спрос

В Украине, несмотря на мировые ценовые баталии, стоимость бензина в марте оставалась стабильной, с тенденциями к снижению. Причиной подобного «замораживания», очевидно, стали холода, которые не позволяют начать полевые работы. Сдерживало цены и отсутствие сезонного роста спроса на топливо, связанного с выездом из гаражей зимующих там автомобилей. По мнению аналитиков научно-технического центра «Психея», ситуация на рынке может быть стабильной по крайней мере до весенних полевых работ, намеченного на начало – середину апреля. Кстати, об аграриях. Напомним, что 11 февраля руководители украинских нефтяных компаний подписали соглашение с Всеукраинским союзом сельскохозяйственных предприятий и с Ассоциацией фермеров и землевладельцев Украины о поставках аграриям в феврале – мае 2005 года до 600 тыс. тонн дизельного топлива по льготной цене в 2400 грн. за тонну, что более чем на 15% ниже рыночной стоимости.

Нефтетрейдеры сообщают, что уже начали выполнять условия февральского соглашения.

Что готовит нам апрель?

Кроме сезонного роста спроса на бензин, на повышение его стоимости может повлиять еще ряд факторов. В первую очередь, это ситуация на мировых рынках и выросшая с 1 апреля экспортная пошлина на российский сырец.

Из «местных» факторов нужно, прежде всего, отметить, что, по оценкам экспертов, в топливном балансе Украины уже сейчас имеется стотысячная «дыра». Ее относительно небольшой размер – вовсе не повод для спокойствия: год назад именно нехватка порядка 100 тыс. т светлых нефтепродуктов стала причиной роста цен на топливо.

Еще одна причина для беспокойства – ситуация вокруг Кременчугского НПЗ. Сомнения членов парламентского комитета по ТЭК относительно законности отчуждения у государства 18% акций «Укртатнафты» могут обернуться перебоями в работе топливного гиганта.

К негативным факторам относится и запланированная на середину апреля остановка на ремонт крупнейшего в Украине Лисичанского НПЗ. Правда, компания «ТНК-Украина» заверяет, что накоплены достаточные резервы для обеспечения джобберских сетей и перебоев в снабжении розничных операторов крупнейшей в Украине сети не будет.

Итак, все вышеперечисленное с наступлением тепла может привести к росту цен в апреле. По прогнозам аналитиков, уровень внутренних цен в Украине поднимется на 20 – 25% на бензин, а на дизтопливо вполне возможен их рост до 40%. Впрочем, после того, как предсказания на февраль и март не оправдались, в новые уже как-то не верится. Может, и в апреле на топливном рынке Украины продолжится штиль?

* Термин «корзина ОПЕК» (OPEC oil basket) официально введен 1 января 1987 года. Его ценовое значение является средним арифметическим показателем стоимости семи сортов нефти, представленных на мировом рынке: Saharan Blend (Алжир); Minas (Индонезия); Bonny Light (Нигерия); Arabian Light (Саудовская Аравия); Fateh (Дубай, ОАЭ); Tia Juana (Венесуэла) и Isthmus (Мексика).
** 1 баррель = 159 л.

Светлана Скрипка

По данным НТЦ «Психея», УНИАН, «Интерфакс-Украина», РБК