X

Евротопливо будет!

Уже с 1 января 2008 года украинцы будут заправлять свои машины топливом, по качеству не уступающим европейскому, – 3 октября соответствующим приказом Госпотребстандарта утверждены новые государственные стандарты по бензинам и дизтопливу.

Уже с 1 января 2008 года украинцы будут заправлять свои машины топливом, по качеству не уступающим европейскому, – 3 октября соответствующим приказом Госпотребстандарта утверждены новые государственные стандарты по бензинам и дизтопливу.

Уже с 1 января 2008 года украинцы будут заправлять свои машины топливом, по качеству не уступающим европейскому, – 3 октября соответствующим приказом Госпотребстандарта утверждены новые государственные стандарты по бензинам и дизтопливу.

Что изменится? Сегодня весь бензин, продаваемый в Украине, отвечает ДСТУ 4063-2001, а солярка – ДСТУ 3868-99. По ряду характеристик их состав отвечает Евро 2, хотя украинские требования гораздо мягче. Новые стандарты полностью соответствуют европейским нормативам EN 228-2004 (для бензинов) и EN 590-2004 (для дизельного топлива), подразумевающим выполнение экологических норм Евро 4. Как видно из таблиц, по целому ряду характеристик новое топливо будет менее агрессивным как к окружающей среде, так и к топливной системе автомобиля. Содержание серы в бензинах должно уменьшиться в 10–50 раз, свинца в 2,6 раза (не путать с антидетонирующей присадкой тетраэтилсвинцом!), ароматических углеводородов – в 1,5 раза, бензола – в 5 раз. А именно эти компоненты – главные виновники загрязнения форсунок и выхода из строя свечей.

Нынешние украинские стандарты по топливу пока будут действовать параллельно с новыми.

Новое топливо и называться будет по-новому. Бензины получат обозначения А-92 Евро, А-95 Евро, А-98 Евро. По поводу дизтоплива пока окончательное решение не принято. Как варианты обозначения новой солярки – ДТ Евро, или C вид I, или С вид II (в зависимости от содержания серы).

Слово и дело

Введение новых стандартов на бумаге не может моментально повысить качество горючего, производимого в нашей стране и продаваемого на АЗС. В настоящий момент из шести украинских нефтеперерабатывающих заводов только Лисичанский и Одесский способны выпускать топливо, отвечающее новым стандартам. Кременчугский, Херсонский, Дрогобычский и Надворнянский нуждаются в глубокой модернизации. Процесс этот длительный и требует огромных финансовых вливаний – до 1 млрд. долларов. На реконструкцию потребуется около трех лет, а новые стандарты вступают в силу с 2008 года.

«Европейский» бензин и ДТ будут дороже обычных на 20–30 копеек за литр.

Понятно, что государственные чиновники не допустят, чтобы на многолетнюю реконструкцию одновременно остановили большинство нефтеперерабатывающих комбинатов. Анатолий Пирогов, начальник отдела классификации департамента стандартизации и метрологии Госпотребстандарта Украины, заверил «Автоцентр», что нынешние ДСТУ 4063-2001 и 3868-99 будут действовать наряду с новыми стандартами минимум до конца 2008-го. Хотя такой срок вряд ли позволит заводам поочередно провести модернизацию. Поэтому, чтобы защитить отечественных нефтепереработчиков, срок действия старых стандартов придется продлить на несколько лет. Но в таком случае потребителей ждет полная неразбериха – на одной АЗС будут продавать около десятка различных видов топлива разных стандартов – как «Евро», так и старых украинских ДСТУ.

Если на заправке будет обозначение бензина «Евро», то он отвечает новым стандартам.

Сколько это стоит?

Изменение стандартов – не самый важный стимул для нефтепереработчиков в модернизации своих производств. Куда более действенный – денежный. Например, в начале 2007 года для дизтоплива были введены дифференцированные ставки акцизного сбора в зависимости от его «чистоты», то есть наличия серы. Если солярка содержит свыше 0,2% серы, акциз составляет 45 евро за тонну, от 0,035 до 0,2% серы – 35 евро, не более 0,035% – 30 евро. Нефтяники отреагировали немедленно: вскоре мы увидели на заправках дизтопливо с отметкой «Серы – менее 0,2%». Эффект был достигнут. Возможно, подобные меры с дифференциацией налогов по бензину привели бы к такому же результату: «экологически чистым» бензином торговать стало бы выгоднее. Тем более что по расчетам экспертов розничная стоимость бензина, соответствующего новым стандартам, должна быть больше нынешней копеек на 20–30. А снижение налогов могло бы оставить цены на прежнем уровне.

Пока новые требования не вступили в силу, заботливые владельцы заправляют свои автомобили импортным бензином «Премиум», «Плюс» или «Супер». Как утверждают продавцы, такое горючее соответствует Евро 3 или Евро 4. Но пока действуют старые стандарты, никакие контрольные органы этого не проверяют. Покупателям до Нового года остается лишь «экспериментально» выяснять, на самом ли деле этот бензин – европейского качества.

 Основные показатели бензина А­95 до и после введения новых ДСТУ
Показатель
Воздействие на ресурс узлов автомобиля или атмосферу
А­95
А­95 Евро
Концентрация свинца, мг/дм3, не более
Загрязнение атмосферы
13
5
Содержание серы, %, не более: – вид I – вид II
Коррозия деталей двигателя и выхлопной системы, загрязнение атмосферы
0.05 0.05
0.001 0.005
Содержание ароматических углеводородов, %, не более:
Закоксовывание форсунок системы впрыска, смолообразование и нагар на свечах зажигания, загрязнение атмосферы
53
35
Содержание бензола, %, не более
Повышенный износ зеркала цилиндров, смолообразование и нагар на свечах зажигания, загрязнение атмосферы
5.0
1.0

 Основные показатели дизтоплива до и после введения новых ДСТУ
Показатель Воздействие на ресурс узлов автомобиля или атмосферу
ДТ
ДТ Евро
Цетановое число, не менееЖесткость работы двигателя
45
51
Содержание полициклических ароматических углеводородов, %, не болееЗакоксовывание форсунок системы впрыска, смолообразование и нагар на свечах накала, загрязнение атмосферы
не нормируется
11
Содержание серы, %, не более: – вид I – вид II – вид IIIКоррозия деталей двигателя и выхлопной системы, загрязнение атмосферы
0.05 0.1 0.2
0.001 0.005 –
Окислительная стабильность, г/м3, не болееХимическая стабильность топлива, степень прокачиваемости по топливной системе
не нормируется
25
Смазочная способность: диаметр пятна износа при 60°С, мкм, не болееИзнос деталей двигателя и топливной аппаратуры
не нормируется
460
Объемная часть метиловых эфиров жирных кислот, %, не болееИзнос деталей двигателя и топливной аппаратуры, загрязнение атмосферы,
не нормируется
5

Вадим Добровольский
Фото из архива редакции