X

Бензиновый кризис: будет или не будет?

Несколько месяцев подряд топливо на отечественных АЗС дешевело и вот новый кризис. Правительство обвиняет в дефиците горючего нефтетрейдеров, аналитики считают, что к кризису привела политика регулирования цен, а нефтетрейдеры полагают, что проблема надуманна.

Несколько месяцев подряд топливо на отечественных АЗС дешевело и вот новый кризис. Правительство обвиняет в дефиците горючего нефтетрейдеров, аналитики считают, что к кризису привела политика регулирования цен, а нефтетрейдеры полагают, что проблема надуманна.

Несколько месяцев подряд топливо на отечественных АЗС дешевело и вот новый кризис. Правительство обвиняет в дефиците горючего нефтетрейдеров, аналитики считают, что к кризису привела политика регулирования цен, а нефтетрейдеры полагают, что проблема надуманна.

Так бы там ни было, а на ряде АЗС страны (особенно в столице и Донецкой области) самый популярный 95-й бензин на прошлой неделе отпускали только по «безналу». Правительство отреагировало на ситуацию достаточно быстро. Премьер-министр Виктор Янукович заявил, что в ходе борьбы между нефтетрейдерами нашлись такие, которые искали возможность обойти законодательство. Как сообщил премьер, продавать бензин за наличный расчет перестали далеко не все, а только 180 из 6000 украинских АЗС. С «непокорными» правительство пообещало «разобраться» и в целом навести порядок в отрасли. Премьер не исключает, что одним из шагов на пути к этому станут очередные переговоры с нефтетрейдерами об удержании предельных цен на топливо на нынешнем или чуть более высоком уровне.

Запас будет!

Вместе с тем, правительство активно занялось поиском других, более надежных, чем регулярное увещевание нефтяников, способов решения топливных кризисов. В частности, министр топлива и энергетики Юрий Бойко заявил, что до конца февраля в стране будет сформирован 10-дневный запас горючего (200 тысяч тонн: по 100 тыс. дизтоплива и бензина А-76), что позволит удерживать цены в периоды кризисов или сезонного роста потребления нефтепродуктов. Впрочем, подобное заявление может успокоить только потребителей топлива этих марок. Для глобальной перестраховки министр пообещал в течение ближайших 10 лет создать в стране 3-месячный запас горючего, который позволит исключить понятие кризиса как такового.

А качество?

Обычно при возникновении дефицита топлива на украинском рынке ситуация решалась повышением стоимости нефтепродуктов. Но в условиях моратория на цены, который выдерживается нефтетрейдерами, следующими меморандуму, заключенному с правительством, такой сценарий оказался невозможным. Поэтому некоторые продавцы топлива вместо ограничений продаж решили сэкономить на качестве. Другими словами, на некоторых украинских заправках снова начали «бодяжить». Это привело к массовому выходу из строя топливных систем тех автомобилей, которые чутко реагируют на качество горючего. Ремонт и чистка инжекторов обошлись автовладельцам намного дороже, чем возможная переплата в несколько копеек на литре топлива. Остается надеяться, что преодоление дефицита положительно скажется и на качестве продукта.

 Мнение нефтетрейдера  

Ирина Ковальчук
Заместитель директора департамента по рекламе и PR ООО «ТНК-ВР Украина»

Незначительный дефицит А-95 действительно наблюдался в последние дни. Это связано с технологическими изменениями на Кременчугском НПЗ и ремонтом на Лисичанском НПЗ. Учитывая, что запасов данного топлива у заводов не было, а котировки на внешних рынках пошли вверх, трейдеры начали увеличивать закупки и таким образом дополнительно нагнетать обстановку. Естественно, пробел могли бы восполнить поставки по импорту, но для этого потребуется определенное время – 10–12 дней. Сейчас рынок находится на этапе сезонного спада потребления. С 27 ноября Лисичанский НПЗ вышел на нормальный технологический режим, и в ближайшие дни дефицит будет нивелирован. В случае отсутствия существенных изменений на мировых рынках декабрь и январь для Украины пройдут под знаком стабильности.

 Мнение аналитика  

Сергей Сапегин
Директор НТЦ «Психея»

Причины нынешнего кризиса нужно искать в применяемых правительством способах стабилизации цен на топливном рынке Украины. Опыт ценовых ограничений, опробованный всеми предыдущими правительствами, свидетельствует, что такой подход лишь кратковременно оказывает стабилизирующее воздействие на рынок. В дальнейшем он действует как мощный дестабилизирующий фактор. Если сегодня правительство не откажется от подобного подхода, завтра возможность возникновения кризиса многократно возрастет.

В настоящее время недостающие объемы потребления покрываются за счет импорта. Следует адекватно анализировать ситуацию на государственном уровне, иначе рынок станет непрогнозируемым.

Светлана Скрипка
Фото из архива редакции