X

Бензин: Возвращается 2,90 гривни за литр?

Несмотря на рекордный рост стоимости нефти на мировом рынке и увеличение экспортных пошлин на российское сырье, украинское правительство обещает низкие и стабильные цены. Насколько эти обещания обоснованны?

Несмотря на рекордный рост стоимости нефти на мировом рынке и увеличение экспортных пошлин на российское сырье, украинское правительство обещает низкие и стабильные цены. Насколько эти обещания обоснованны?

Несмотря на рекордный рост стоимости нефти на мировом рынке и увеличение экспортных пошлин на российское сырье, украинское правительство обещает низкие и стабильные цены. Насколько эти обещания обоснованны?

На мировом рынке паника: 28 сентября цены на нефть превысили отметку $50 за баррель. Президент ОПЕК заявил, что дальнейшее подорожание нефти угрожает мировой экономике.

Сырье дорожает…

Украина покупает российскую нефть по более низким ценам, чем ее продают на бирже в Нью-Йорке. Но тенденция к подорожанию наблюдается и у нас. Так, с 1 октября экспортная пошлина на российскую нефть повышается на $18 за тонну. Дорожать сырье начало еще летом: уже в конце августа украинские нефтеперерабатывающие заводы были вынуждены платить за тонну российской нефти на $15 – 20 больше, чем в июле (около $300). Кроме того, некоторые события в Украине негативно влияют на наполнение отечественного рынка нефтепродуктами. Так, на Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе, обеспечивающем около трети рынка нефтепродуктов, конфликт между смещенным руководством и наблюдательным советом «Укртатнафты» стал причиной сокращения объемов производства с 19,6 тыс. до 7 тыс. тонн в сутки. Эксперты не уверены, что в октябре положение на заводе стабилизируется. Подобная ситуация может вызвать дефицит топлива и, как следствие, его подорожание. На другом крупном нефтеперерабатывающем заводе – НПК «Галичина» – также проблемы. Налоговая администрация обвинила предприятие в неуплате налогов и более недели блокировала отгрузку готовой продукции. При огромной роли этого НПК на западе страны в этом регионе также ощущалась нехватка нефтепродуктов.

Выполняя договоренности с правительством о стабилизации рынка, нефтетрейдеры и НПЗ работали с минимальной рентабельностью. Поэтому дефицит нефтепродуктов, рост цен на сырье, а также окончание срока действия меморандума между правительством и нефтетрейдерами о сдерживании цен на топливо стали причиной повышения цен на заправках в сентябре. В итоге цены на АЗС увеличились в среднем на 5 – 10%.

… а цены – падают

27 сентября правительство убедило крупнейших нефтетрейдеров подписать очередной меморандум. Свои подписи под документом поставили компании «Лукойл-Украина», ТД «ТНК-Украина», «Альянс-Украина», «Укртатнафта», а также «Нафтогаз Украины» и «Укрнафта».

Согласно этому документу операторы украинского нефтерынка пообещали удерживать цену ДТ в октябре на уровне 2,50 грн./л, бензина А-76/80 – 2,65 грн./л, А-92 – 2,75 грн./л и А-95 – 2,90 грн./л. Таким образом, в октябре цены должны вернуться на уровень июля-августа.

Впрочем, на фоне всеобщего подорожания сырья перспектива снижения розничных цен на нефтепродукты выглядит не очень реальной. Конечно, правительство предпринимает попытки повлиять на ситуацию. Так, Президент Украины поручил Кабинету министров рассмотреть вопрос о временном уменьшении акцизной ставки и других платежей при ввозе в Украину нефти и нефтепродуктов. Кроме того, государство прилагает усилия к созданию национальной вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК) на базе «Нафтогаза Украины». Новая компания будет заниматься переработкой украинской нефти и продажей нефтепродуктов через собственную сеть АЗС. Но успех этого проекта напрямую зависит от оперативности и координации действий всех его участников и противников. Ведь конфликт в Кременчуге возник именно из-за попыток создания ВИНК.

Передышка перед шоком?

Если правительство не будет оказывать содействие нефтетрейдерам, снизить цены в период нестабильности вряд ли удастся. Себе в убыток никто не станет работать. Эксперты полагают, что случаи нарушения меморандума в октябре будут более массовыми, чем это наблюдалось летом.

Еще одно негативное последствие административного регулирования цен на топливо – широкое распространение некачественного бензина, что украинские автомобилисты уже испытали на себе. Поэтому растет число желающих заправляться более дорогим, но качественным топливом. А раз есть спрос, то и заправок с горючим подороже прибавится. Обиднее всего, что даже такое хлипкое равновесие может продержаться лишь до президентских выборов. А после… Пессимистически настроенные эксперты предлагают автовладельцам психологически готовиться к цене в 4 гривни за литр!

Россия

В Москве литр АИ-95 стоит 2,82 грн.

В России стоимость нефтепродуктов также растет. Только с начала сентября цены на бензин марки А-76 выросли на 5%, на АИ-92 и на дизельное топливо – на 2%. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, с конца декабря 2003 года по настоящее время оптовые цены на АИ-92 увеличились на 38%, АИ-76 – на 45%, на дизельное топливо – на 44%. Если в январе литр 95-го можно было купить на заправке за 12,4 рубля (2,32 грн.), то сегодня он уже стоит 15,5 рубля (2,82 грн.).

Эксперты полагают, что в ноябре объемы экспорта нефти сократятся и рост цен, вызванный дефицитом нефти на внутреннем рынке, временно приостановится. Однако к началу следующего летнего сезона за литр АИ-95 будут просить 20 рублей, то есть 3,63 грн., сообщает «Аккумулятор Новостей». Председатель Российского топливного союза Евгений Аркуша сообщил газете «Газета», что «основная причина роста оптовых цен заключается в высокой стоимости нефти на мировых рынках и высоких доходах, которые получают российские нефтяные компании и государство от поставок сырья за рубеж». Даже незначительное увеличение экспорта и сокращение поставок на внутренний рынок приводит к повышению стоимости нефти, что в итоге оборачивается увеличением себестоимости продуктов ее переработки и, соответственно, ростом оптовых цен на них.

Крым

Цены остановили

Крымские власти решили возобновить государственное регулирование цен на отдельные марки бензина и дизельное топливо. Согласно постановлению Совета министров Автономной Республики Крым, принятому 28 сентября на заседании правительства автономии, розничная цена на бензин марки А-76 (А-80) не должна превышать 2,65 грн./л; А-92 – 2,75 грн./л; А-95 – 2,90 грн./л; дизельное топливо – 2,50 грн./л. По словам первого заместителя министра экономики АРК Виктора Павлюка, за счет госрегулирования цен на нефтепродукты, которое вводится до 31 октября текущего года, крымские власти пытаются предотвратить неконтролируемый рост цен на топливо, а также на продовольственные и непродовольственные товары.

Олег Витинский
Фото Сергея Кузьмича