Автогаз подорожал. На чем теперь выгодно ездить?
Снижение курса гривны и подорожание сырой нефти на мировых рынках в очередной раз сыграло злую шутку с отечественными автомобилистами. После достаточно длительного периода стабильности на рынке нефтепродуктов наступили времена подорожания. Причем увеличение цен происходит не синхронно.
Автогаз – не самый выгодный
Самый ходовой бензин А-95 и дизтопливо, согласно информации НТЦ «Психея», за последние два месяца в среднем подорожали менее чем на 1% – всего на 5–10 копеек за литр. А вот стоимость автогаза (пропан-бутана) с начала июля по начало сентября выросла на 33% – с 8,68 до 12 и более грн. за литр. Такие скачки цен на газ происходят регулярно осенью. В Украине все больше электромобилей, но и их топливо – электроэнергия – тоже выросла в цене. Если летом средний тариф для домохозяйств составлял 0,99 грн., то с сентября – 1,29 грн. за киловатт.
Чтобы определить, насколько за три прошедших месяца изменилась выгода при езде на различных видах топлива в связи с подорожанием некоторых их видов, мы рассчитали годовые затраты автомобилей, которые заправляются разными видами энергии. При этом взяли за основу, что все авто проезжают по 20 тыс. км в год, а за расход топлива приняли показатели в городском цикле.
Как оказалось, в связи с резким подорожанием автогаза затраты на эксплуатацию автомобилей с ГБО резко возросли. Если три месяца назад годовые затраты владельца легковушки С-класса с ГБО составляли 19,1 тыс. гривен, то в сентябре – 25,4 тыс. По этому показателю затраты уже превысили расходы владельца дизельной машины аналогичного класса (за счет меньшего расхода топлива современных дизелей). А у владельцев дизельных легковушек из-за незначительно подорожания дизтоплива за прошедший период затраты на эксплуатацию изменились мало.
Пришел черед гибридов
Интересно, что к показателям экономической эффективности дизельных машин и автомобилей с ГБО стали приближаться гибриды. Годовые затраты этого типа авто, преимущества которых за счет использования двух двигателей (бензинового и электрического) больше всего проявляются в городских условиях езды, составляют 27,5 тыс. грн. То есть не намного больше, чем для дизелей и моделей с ГБО.
Конечно, до уровня экономичности электромобилей (без учета их более высокой стоимости и затрат на замену батарей) пока не приблизился ни один автомобиль, использующий углеводородные источники топлива. Чтобы это произошло, киловатт электроэнергии должен стоит около пяти грн. (при нынешней цене нефтепродуктов). Надеемся, этого не произойдет.
Европейская тенденция
Интересно, что в Европе прослеживается тенденция постепенной смены приоритетов при покупке автомобилей на альтернативном топливе.
Согласно данным Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), во втором квартале 2016 году в ЕС купили 147 784 авто на альтернативном топливе. Это всего на 0,6% больше, чем во втором квартале 2015 года. То есть общее количество сторонников езды на альтернативных видах топлива увеличивается незначительно.
А вот динамика продаж в зависимости от типа топлива отличается серьезно. Так, жители Старого Света купили на 20,8% меньше легковушек с ГБО (всего 50211 штук). В то же время число регистраций гибридов и электромобилей выросло: гибридных машин было продано на 22,6% больше, электрических – на 7,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Особенно сильно прониклись транспортными средствами на альтернативном топливе в Испании (позитивная динамика во втором квартале 2016 года по сравнению с этим же периодом прошлого года в 84,4%) и Великобритании (+18%). Причем чаще всего там брали именно гибриды и электромобили.
А вот на родине газобаллонного оборудования – Италии, откуда поставляются многие комплекты ГБО в Украину, произошло снижение регистраций новых автомобилей на пропан-бутане (-14,7%). Одновременно на 46% выросли продажи гибридов.
Этот факт демонстрирует, что если ранее итальянцы и жители других стран Европы заботились об экологии и уменьшении расхода топлива, покупая автомобили с ГБО, то теперь они переходят на гибриды.
А пример Украины показывает, что затраты на эксплуатацию гибридов в конце осени стали практически такими же, как при использовании автомобилей с ГБО и дизелями.
Фото из архива редакции