Экологический сбор: заплатят импортеры и производители
Принятые 5 июля Законы Украины «Про утилізацію транспортних засобів» и «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо сплати екологічного податку за утилізацію знятих з експлуатації транспортних засобів» предусматривает сбор на экологию за каждый ввозимый в страну автомобиль. Данный утилизационный сбор призван покрыть расходы государства на утилизацию данного транспортного средства после окончания срока его эксплуатации.
Законодательный акт предусматривает базовую ставку утилизационного сбора 5500 грн. (на каждый экземпляр нового авто) с системой коэффициентов (от 0,8 до 5,5), которые могут повысить налог уже до 7370 – 30250 грн. в зависимости от типа и объема двигателя. Платить сбор на экологию должно лицо, осуществляющее ввоз (импорт) автомобиля. Если машина сделана в Украине, утилизационный сбор ложится на плечи производителя.
Однако, если машина производится в Украине по полному циклу (сварка и окраска кузова), автопроизводитель может претендовать на освобождение от уплаты налога. Правда, при этом он должен взять обязательство самостоятельно утилизировать выпущенные им машины по окончании их срока службы. Для этого автозаводу придется построить специальный цех, который, к примеру, обходится западноевропейским автопроизводителям в сумму порядка 7 млн. евро. Данное положение нового законодательства касается и автомобильных заводов, использующих для сборки готовые импортные кузова.
Что касается позиции представителей украинских автозаводов, то почетный президент Украинской Автомобильной Корпорации («УкрАвто») Тариэл Васадзе заявил, что Запорожский автомобилестроительный завод будет строить у себя цех по утилизации выпущенных корпорацией машин. Стоимость данного объекта для ЗАЗа не будет значительно отличаться от вышеупомянутой его цены в Европе, поскольку это будет современное оборудование, которое обеспечит максимально благоприятное для экологии процессы переработки автомобилей и их компонентов, – так заявил представитель Корпорации «УкрАвто». О том, как сооружение ЗАЗом утилизационного комплекса отразится на цене запорожских автомобилей, почетный президент Украинской Автомобильной Корпорации («УкрАвто») Тариэл Васадзе пока не конкретизировал – поскольку Закон о сборе на экологию принят совсем недавно и еще не вступил в силу, а также по причине неясных перспектив на автомобильном рынке страны.
Закон про сбор на экологию касается и ввоза подержанных автомобилей. Так, для неновых легковушек ставка утилизационного сбора будет вдвое выше, чем для новых машин. Платить налог будет лицо, которое импортирует машину в Украину. С завозимых в страну ретро-автомобилей сбор на экологию взиматься не будет – что совершенно логично, поскольку утилизация таких машин в принципе не предусматривается.
На пресс-конференции, посвященной принятию двух вышеупомянутых Законов касательно сбора на экологию, президент Ассоциации автопроизводителей Украины Михаил Резник и президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах отметили положительный эффект, который принесет новое законодательство экологии Украины, а также – развитию ее экономики, в частности – автопрома, машиностроения в целом и сопутствующих отраслей