Ночная езда всегда была сложной задачей. Облегчить вождение в темное время суток призваны современные системы головного освещения, которые наделены новыми возможностями.
Ночная езда всегда была сложной задачей. Облегчить вождение в темное время суток призваны современные системы головного освещения, которые наделены новыми возможностями.
| | Ночная езда всегда была сложной задачей. Облегчить вождение в темное время суток призваны современные системы головного освещения, которые наделены новыми возможностями. |
Не успели мы на собственном опыте оценить эффективность ксеноновых фар, как появились новые системы освещения – поворотные, или адаптивные фары, интеллектуальный свет и т. д. Суть их заключается в следующем: в зависимости от условий движения меняется направление, а иногда и сила светового потока, создаваемого приборами головного освещения. Массовое использование сначала галогенных, а затем ксеноновых фар потребовало обязательной установки устройств для регулирования направления светового пучка в вертикальной плоскости, чтобы избежать ослепления водителей встречных машин. Но если можно управлять световым потоком по вертикали, то почему бы не реализовать на новом уровне управление лучом и в горизонтальной плоскости?
Со временем такие системы появились, и в ближайшее время можно ожидать дальнейшего совершенствования систем головного освещения для автоматизации управления режимами освещения в зависимости от наличия встречных автомобилей и уровня освещенности дороги. Используя данные GPS-навигатора, автомобиль будет сам перенастраивать фары для право- или левостороннего движения, учитывать уличное освещение в городах и на скоростных магистралях. Оперативное внесение данных о наличии аварийно опасных участков в системы помощи водителям поможет направить свет в нужном направлении на отдельных участках дорог. Ну а мы постепенно будем превращаться из водителей в операторов, которые контролируют работу автомобиля. Главное – не вмешиваться!
Различные модификации «умных» световых приборов устанавливают уже на большом количестве моделей разных фирм – Mercedes-Benz (E-Klassе, ML), Opel (Astra, Vectra, Signum), Ford Focus, Citroёn (C4, C5), BMW, Audi (A8), Volkswagen (Passat, Touareg) и ряде других.
| Мнение | | Олег Яровый Ездит на Mercedes ML350. Водительский стаж 24 года Мне понравилась боковая подсветка, интегрированная в противотуманные фары. На неосвещенных городских улицах она очень помогает. При повороте пешеходы, идущие по тротуару и переходящие улицу, отлично видны, парковаться в темных дворах намного проще. В сочетании с хорошим основным светом эта функция позволяет избежать осложнений. |
|
|
Изменение направления светового потока |
Поворотные фары нельзя назвать ноу-хау: они существовали еще в 20-е годы прошлого столетия. А серийно их первым начал устанавливать Citroёn на моделях DS-21 (1967–1975 гг.) и SM (1970–1975 гг.). Одним из вариантов адаптивного освещения и стало дальнейшее развитие схемы, использованной на этих автомобилях. При повороте руля фары автоматически поворачиваются в сторону поворота, но современные системы учитывают не только угол поворота рулевого колеса, но и вносят поправку на скорость движения автомобиля. Это улучшает видимость дороги в повороте, позволяя заблаговременно рассмотреть возможные препятствия, которые ранее находились в неосвещенной зоне. Классическим примером таких систем является DBL (Dynamic Bending Light – «динамически изгибающийся свет»), разработанный компанией Valeo. Электронный блок управления, получая сигналы о скорости движения и угле поворота рулевого колеса, при помощи электроприводов поворачивает фары в сторону поворота. В результате, например, в Citroёn C4 это увеличивает видимость дороги в повороте радиусом 130 м на 20 м при скорости 90 км/ч. |
|
|
Поворот фар плюс боковая подсветка |
Свои особенности имеет внедренная компанией Opel на дорогих модификациях моделей Corsa, Astra, Vectra и Signum система AFL (Adaptive Forward Lighting – «технология управляемого переднего освещения»). Электронный блок на основании показаний датчиков поворота рулевого колеса и скорости движения управляет одним из модулей ксеноновой оптики (левым или правым). Регулирование направления светового потока в зависимости от скорости движения и угла поворота рулевого колеса осуществляется только при включенном дальнем свете. При маневрировании на малых (до 50 км/час) скоростях, как только водитель включает указатель поворота, загорается лампа боковой подсветки. Она освещает участок местности сбоку от дороги на расстояние около 30 м. Дальний и ближний свет формируются в одном оптическом элементе при помощи подвижной шторки, изменяющей конфигурацию светового потока. В некоторых аналогичных конструкциях, используемых, например, в Peugeot 407 или Mercedes ML350, функцию боковой подсветки выполняют противотуманные фары. У одних они имеют специальный рефлектор, формирующий световой поток увеличенной ширины, у других – источник света стоит со смещением. |
|
|
Свет с интеллектом |
В более сложных «интеллектуальных» системах приборы освещения изменяют режимы в зависимости от скорости, условий движения и угла поворота. Например, система VARILIS (Variable Intelligent Lighting System – «изменяющаяся разумная система освещения») компании Hella реализует пять режимов освещения вместо привычных двух. В качестве исходного варианта был использован световой блок, аналогичный применяемому в системе AFL. Здесь ближний и дальний свет объединены в одной фаре, а переключение света производится специальной заслонкой. В светоблоке VarioX системы VARILIS вместо заслонки используется вращающийся цилиндр (светопреломляющая призма) с переменным профилем, что и дало возможность реализовать несколько режимов освещения. В городском режиме световой поток фары ближнего света намного шире обычного 1. Это позволяет четко просматривать зоны пешеходных переходов по обе стороны дороги и видеть велосипедистов. При увеличении скорости ближний свет становится обычным с большей интенсивностью освещения правой обочины 2, а при включении правого поворота включается боковая подсветка 3. На проселочных дорогах с частыми поворотами очень кстати изменение направления светового потока за счет поворота оптического элемента в сторону поворота 4. Следующий режим – дальний свет 5. В разных режимах он тоже меняется. Чем выше скорость, тем больше дальность освещения и ширина освещаемого участка. В туман при скорости ниже 70 км/час и включении задних противотуманных фонарей левая ксеноновая фара поворачивается наружу и одновременно наклоняется вниз. Это уменьшает риск ослепления встречных водителей, снижает эффект световой стены и улучшает видимость дороги перед автомобилем. Наконец, при включении указателя поворота на скорости до 50 км/час задействуется соответствующая дополнительная фара, улучшающая видимость в сторону поворота. Управляет режимами освещения электронный блок, который анализирует данные, полученные от датчиков освещенности, температуры, скорости, дождя, состояния дорожного покрытия и направления дороги (прямой участок или поворот). |
|
|
Александр Ландарь
Фото и иллюстрации фирм-производителей