Украинский дифференциал
Конструкторская мысль не стоит на месте. Одна из последних идей украинских инженеров-изобретателей – новый тип самоблокирующегося дифференциала.
Конструкторская мысль не стоит на месте. Одна из последних идей украинских инженеров-изобретателей – новый тип самоблокирующегося дифференциала.
Изобретение получило название «дифференциал ограниченного рассогласования» (ДОР). Запатентовал новую конструкцию (патент «Полезная модель RU 949160») Алексей Кувалдин. Новинка включает в себя дифференциал с вмонтированным в него шестеренчатым гидронасосом повышенного сопротивления. Шестерни последнего посажены на двух параллельных валах шестеренсателлитов. Имеется также система принудительной подачи жидкости – трансмиссионного масла, используемого для смазки элементов главной передачи и дифференциала.
ДОР функционирует следующим образом. На прямике на твердом грунте ведущие колеса вращаются синхронно, шестерни дифференциала не вращаются относительно друг друга, и весь крутящий момент через шестерни-сателлиты передается поровну на обе шестерни выходных валов. На скользком грунте при буксовании одного из колес в момент, когда другое колесо не вращается, приходят во взаимное вращательное движение шестерни-сателлиты дифференциала, а соответственно, и шестерни гидронасоса повышенного сопротивления. Такое название насоса обусловлено тем, что шестерни находятся в закрытом объеме, поэтому масло создает сопротивление их перемещению, стремясь выравнять угловые скорости обоих выходных валов (полуосей). В поворотах при несинхронном вращении колес гидронагрузки нормируют клапаны ограничения давления.
Рабочая жидкость в дифференциал подается внешним насосом (прямолопастной турбиной с приводом от ведущего вала главной передачи) по трубопроводам и кольцевому каналу через впускные клапаны каждой камеры гидронасоса. В ДОРе нет 100-процентной жесткой блокировки шестерен дифференциала. За счет утечек всегда остается небольшая допустимая рассогласованность вращения колес, достаточная для ликвидации межколесных нагрузок в поворотах с небольшой кривизной и мягкого включения во вращение колеса с лучшим зацеплением с грунтом – а это и есть главная цель устройства. В ДОРе нет систем контроля и управления, он не требует внимания водителя и внешнего воздействия, система постоянно в работе.
Данный проект хотя и сложный, но его внедрение позволило бы улучшить устойчивость моноприводных автомобилей на скользких покрытиях.
Недостатком ДОРа является более габаритная конструкция, что не позволяет заменить им традиционный дифференциал. Она требует увеличения внутреннего объема конструктива или увеличения передаточного числа главной передачи.
В полноприводном автомобиле ДОР может применяться в качестве межосевого и двух межколесных дифференциалов. Целесообразно также его применение в моноприводных автомобилях, что позволит улучшить устойчивость этих машин на скользких покрытиях.