Удаленный помощник: технологии контроля машин по сети набирают популярность
Так появилась телематика – спектр технологий, позволяющих удаленно собирать данные и управлять своим авто, домом, даже хирургическими роботами. Находясь при этом хоть на другом континенте.
Простейший пример – установка GPS-приемников на автомобили транспортной компании для контроля за их передвижением. Координаты от приемника по мобильной сети передаются в офис – это позволяет убедиться, что водители не тратят время и топливо в личных целях. Можно также проанализировать задержки в пути и затраты на эксплуатацию, прокладывать оптимальные маршруты и т.п.
Впрочем, это лишь базовый функционал – и он имеет значительный резерв для расширения. Ведь в основе телематики лежит технология передачи данных, а в стране с развитой сетью мобильной связи это давно не проблема. Какую именно информацию передавать – совсем другой вопрос и он ограничен только воображением стартаперов. Уже сейчас внедряются технологии контроля за состоянием отдельных узлов автомобиля – информация передается на СТО и в случае чего водителя приглашают на сервис чуть раньше, чем наступит критическая поломка. Если же автомобиль таки остановился, не доехав до cервиса, GPS-трекер определит его местоположение, а датчики – набор запчастей, необходимых для полевого ремонта.
Помимо автомобильной сферы, телематику используют в строительстве – если точнее, при разработке концепции «умного дома». Предполагается, что каждый бытовой прибор в таком доме подключен в единую сеть и управляется владельцем при помощи смартфонов. Например, кофемашина Nespresso сделает кофе, пока вы еще в постели – достаточно нажать на кнопку в приложении. Или подключенный к Сети холодильник Samsung с вмонтированным 21-дюймовым экраном, на котором можно и фильмы смотреть, и управлять массой настроек. То же самое можно делать и удаленно, из офиса, например.
Операторы мобильной связи проявляют неподдельный интерес к теме, ведь т.н. «интернет вещей» только развивается – в 2015 году рост продаж бытовых приборов с удаленным управлением составил 81 процент, а это рост трафика, оплаченного клиентами. Но ничто не сравнится с потенциалом автомобильной отрасли, когда машины начнут интенсивно обмениваться данными. В частности, подразделение Vodafone Automotive уже работает напрямую с автопроизводителями и поставляет компоненты своей системы удаленного контроля. По традиции, все начиналось с премиум-марок – Bentley, Rolls Royce, McLaren. Очевидно, владельцы машин за 200 тысяч долларов внутренне более готовы доплатить за новые технологии в сфере безопасности, тем более, что поначалу они были недешевы. Затем, когда себестоимость компонентов снизилась, праздник наступил уже на улице «обычных» Renault/Nissan и иже с ними.
Прогресс не обходит стороной и Украину. По словам Евгения Булаха, директора по продажам и абонентскому обслуживанию Vodafone Украина, подобные технологии уже переходят из области фантастики в ряд обычных услуг. В нашей стране это особенно касается сервисов, связанных с обеспечением безопасности и контроля за транспортом. Растет интерес и к Smart City, умному страхованию и конечно же, к обмену данными между автомобилями, реализуемыми Vodafone Automotive. Таким образом, инновации и мировые практики, приносимые Vodafone, ставит Украину в один ряд с европейскими странами.
Нужно сказать, что имидж страны Vodafone поднимает не в одиночку. Национальным сервис-провайдером Vodafone Automotive на территории Украины стала компания Benish GPS – уже сейчас организована работа сервисного центра, обрабатывающего поступающую информацию от автомобилей марки Porsche. Выбор марки не случаен – в нашей стране началась настоящая охота на четырехколесный премиум, а дырявая граница и мутные схемы в зоне АТО оставляет призрачные шансы найти свою машину. Разве что, если ее местоположение будет видно на экране вашего смартфона 24/7.
Пока доступен базовый сервис – к примеру, операторы центра могут вызвать полицию при попытке угона – однако в ближайшем будущем в Benish GPS обещают расширить набор услуг.