У Bosch готова система рекуперации для авто с ДВС
Систему оборудования для кратковременного ускорения автомобиля назвали BRS – Boost Recuperation System. Комплект состоит из тяговой аккумуляторной батареи напряжением 48 вольт, электронного блока-преобразователя и приводимого ремнем электрогенератора. Последний монтируется на место стандартного генератора и внешне мало чем отличается от него, но является обратимой электрической машиной переменного тока, то есть может играть роль и генератора, и электродвигателя. Поликлиновый ремень через соответствующие шкивы соединяет этот мотор-генератор с коленвалом ДВС автомобиля.
Работает система следующим образом. Во время движения автомобиля накатом или во время притормаживания мотор-генератор работает в генерирующем режиме, рекуперируя энергию выбега автомобиля: выработанные им киловатты заряжают небольшую литий-ионную батарею. Когда водитель нажимает акселератор, желая разогнаться, BRS переводит мотор-генератор в тяговый режим (отдаваемая мощность 10 кВт) – через тот же ремень он передает крутящий момент на коленвал двигателя, помогая ему разгонять автомобиль. Тест-драйв оснащенного BRS Volkswagen Passat на полигоне компании Bosch в Боксберге показал, что помощь электромотора при разгоне весьма ощутима, особенно в первый момент времени после утапливания акселератора в пол. Предоставленная для журналистских тестов машина при активации BRS ускоряется примерно в 1,5 раза энергичнее, чем при отключенной BRS.
При условии полностью заряженной батареи BRS сможет помогать бензиновому мотору разгонять автомобиль до 10-12 раз подряд. В свою очередь, до 100 % заряжается батарея также после 10 – 12 замедлений. Естественно, приведенные цифры ориентировочные – и представители Bosch особо отмечают это – поскольку многое зависит от того, сколько времени водитель держит акселератор в режиме «в пол», и с другой стороны, каковы по характеру и длительности были замедления. Помимо этого, система BRS экономит топливо (порядка 15 %) и сокращает выбросы двуокиси углерода. Интересно, что электрический мотор-генератор системы BRS помимо прочего служит стартером – он запускает ДВС, когда тот останавливался в результате срабатывания системы экономии топлива Start-Stop.
Запуск бензинового мотора от электрического мотор-генератора получается более комфортным – плавным, без неприятного акустического сопровождения от редуктора и бендикса
Несколько технических нюансов касательно работы BRS. Тяговая аккумуляторная батарея и генератор имеют рабочее напряжение 48 вольт. Это более эффективно для высоких токов потребления, нежели традиционные для легковушек 12 вольт. Однако, вся остальная бортовая сеть машины остается 12-вольтной, и для того, чтобы согласовать ее с мотор-генератором (другого генератора на борту нет), создан преобразователь. Он распределяет выработанную мотор-генератором энергию между тяговой 48-вольтной сетью и традиционной «сервисной» 12-вольтной. Одну из ведущих ролей в работе BRS играет также встроенный в мотор-генератор электронный блок, который определяет момент, когда мотор-генератору работать в режиме генератора, а когда – в режиме двигателя, перераспределяя соответственно потоки энергии.
Представители компании Bosch сообщили, что на серийных автомобилях система BRS (Boost Recuperation System) будет применяться после 2016 г.
Интересно, что год назад журналист «Автоцентра» имел возможность протестировать опытный образец Audi А6 с подобной системой, которая действовала с аналогичной эффективностью. Применяются ли на той опытной Audi компоненты BRS компании Bosch, ее представители подтвердить отказались, но скорее всего, это именно так.