Центр Audi AG. Экологически чистое завтра: Решения будущего
Ответ на многие вопросы относительно завтрашнего дня знают не только ученые-футурологи, но и конструкторы ведущих автомобильных марок: сегодня они проектируют не только машины, но и целые города. Чтобы увидеть их, мы заглянули в святая святых Audi AG.
Ответ на многие вопросы относительно завтрашнего дня знают не только ученые-футурологи, но и конструкторы ведущих автомобильных марок: сегодня они проектируют не только машины, но и целые города. Чтобы увидеть их, мы заглянули в святая святых Audi AG.
Думаете, автомобили будущего представлены на том или ином автошоу? Отнюдь – там всего лишь машины завтрашнего дня. А транспорт более отдаленных времен до поры до времени скрыт в конструкторских бюро и лабораториях автопроизводителей. Причем сегодня здесь разрабатываются не просто транспортные средства, а целые системы, новые силовые агрегаты, топливо и даже – города… Специалисты из исследовательского центра Audi AG в городе Изманинге (Германия), «отвечающие» за будущее автомобильной отрасли, разрабатывают эту тему в нескольких направлениях.
Города
Только на первый взгляд удивительным кажется то, что в исследовательском центре автопроизводителя работает группа… планирования развития городов. Но ничего странного в этом нет. В 1800 году в мире было только три города с населением более 1 млн. человек, сегодня таких 442. А к 2030 году около 80% населения Земли будет жить в мегаполисах с населением более 8 млн. И уж так повелось в человеческой цивилизации, что абсолютное большинство городов развивалось в плане транспортного сообщения стихийно. То есть транспорт всегда пытался успеть за бурным ростом кварталов, районов и целых городов с населением до 50 млн. жителей. В штаб-квартире Audi AG работает Insight team – группа из девяти человек, которые пытаются передать транспорту инициативу в развитии мегаполисов. Интересно, что одно из решений проблем пробок – так называемый транспорт последней мили. Это легкие транспортные средства, на которых горожанин подъезжает от оставленного на парковке авто к месту назначения – офису или своей квартире…
В завтра – на своем топливе
Стремясь обеспечить независимость от исчерпаемых природных источников сырья, в Audi совместно с американской компанией Joule создали новое горючее для ДВС. Пять лет микробиологи «учили» бактерии вырабатывать этанол и биодизель. При этом «укротители микроорганизмов» особо гордятся отсутствием необходимости занимать под производство топлива плодородные сельхозугодия: нужны лишь солнце, соленая вода и любая плюсовая температура. Генетически модифицированные одноклеточные (размер – около 0,003 мм) селят в прозрачных шлангах-трубках с морской водой, размещаемых под солнцем. Цианистые бактерии, питаясь водой и солнечной энергией, при участии двуокиси углерода выделяют в воду вещество, аналогичное дизельному топливу или этанолу. Человеку остается только сепарировать (отделить) горючее от воды. Переделка дизельного мотора не требуется, потерь мощности и сокращения пробега по сравнению с обычной, «нефтяной» соляркой нет. Бензиновые же смогут потреблять биоэтанол в смеси с обычным бензином – аналогично современному топливу Е85. Сегодня на заводе (общая площадь 8 га) в г. Хоббс (Нью- Мексико, США) достигнута производительность 75000 литров «бактериального» биоэтанола с гектара в год. Дизтоплива бактерии будут производить около 50000 литров с гектара. Еще один вид горючего будущего известен уже сегодня – это природный газ метан. Однако его запасы не бесконечны, поэтому в Audi AG разработали проект целой промышленной системы по синтезу метана. Причем не из какого-то дорогого сырья, а из двуокиси углерода – того самого СО2, с выбросами которого борются экологи. Топливо, которое немцы назвали е-gas, вырабатывается на относительно несложном оборудовании. Сначала путем электролиза (расщепления воды) получают кислород и водород, а затем в метанизаторе их соединяют с CO2, получая СН4 – метан. Глобальный проект предусматривает «слив» полученного таким образом метана в существующую общегосударственную сеть для последующего его отбора для отопления домов, промышленного применения, в т. ч. для заправки ТС. В Германии работает 900 АГНКС – метановых газовых заправок. Глобальный е-gas project предусматривает использование для электролиза энергии ветра, которую можно будет аккумулировать, закачивая газ в хранилища и по мере необходимости снова превращая в электричество на теплоэлектростанциях. СО2 для производства синтетического метана будут брать из установок по производству биогаза (в Германии их сегодня около 7000) – т. е. последние перестанут загрязнять окружающую среду. Для производства 1 кг газа из атмосферы отбирается 0,067 кг двуокиси углерода. Завод по производству е-gas уже строится на побережье Северного моря. Серийный образец двутопливного Audi A3 Sportback TCNG, работающего как на бензине, так и на сжатом метане (природный и синтетический метан идентичны по составу), презентован журналистам в лаборатории Audi future lab mobility одновременно с премьерой новой модели Audi A3 на Парижском автосалоне.
Топливо, произведенное бактериями, будет стоить не дороже обычного.
ДВС возьмут с собой
В счастливое и экологически чистое автомобильное завтра конструкторы собираются въехать на… старых добрых двигателях внутреннего сгорания! Их потенциал далеко не исчерпан. Кардинально не меняя сути работы дизелей TDI и бензиновых моторов непосредственного впрыска TFSI, а повышая их эффективность, конструкторы планируют к 2020 г. снизить расход горючего еще на 15–20%. Среди реализованных мер – дополнительная электрическая турбина для V6 3,0 TDI biturbo (вдвое улучшает динамику без особых затрат энергии), интеллектуальная система PEA – «старт-стоп» с GPS, которая использует рельеф местности для экономии топлива, гибридный стартер-генератор iHEV для рекуперации энергии, системы отключения цилиндров при частичных нагрузках ACT, наконец, оптимизация объема двигателя в зависимости от потребностей владельца.