Где мы можем увидеть светлое автомобильное будущее? Думаете, в Японии? Возможно. Но в мире есть другая страна, по городам которой уже сегодня колесят тысячи электровелосипедов, электроскутеров, электромобилей, электроавтобусов и гибридов...
Где мы можем увидеть светлое автомобильное будущее? Думаете, в Японии? Возможно. Но в мире есть другая страна, по городам которой уже сегодня колесят тысячи электровелосипедов, электроскутеров, электромобилей, электроавтобусов и гибридов…
Где мы можем увидеть светлое автомобильное будущее? Думаете, в Японии? Возможно. Но в мире есть другая страна, по городам которой уже сегодня колесят тысячи электровелосипедов, электроскутеров, электромобилей, электроавтобусов и гибридов…
В Японии нам довелось побывать пару месяцев назад: действительно, успехи тамошнего автопрома впечатляют. Но полученные в Стране восходящего солнца впечатления напрочь затмил шок от состоявшейся в феврале поездки в Китай…
Компания BYD, базирующаяся в городе Шеньжень и разместившая свои одиннадцать заводов по всей стране, занялась выпуском автомобилей лишь шесть лет назад. А предыдущие десять лет со дня своего основания она производила аккумуляторные батареи для электронных устройств и мощные автономные накопители энергии. В 2009-м в BYD решили объединить эти две специализации в одну, приступив к выпуску экологически чистых транспортных средств. В серийное производство и повседневную эксплуатацию были запущены электромобили-такси, гибридные седаны и даже электрические городские автобусы. Причем в Европе о них долгое время просто ничего не знали, поскольку, как и большинство представителей китайского автопрома, компания BYD работает в первую очередь для огромного внутреннего рынка, удовлетворяя его безостановочно растущие потребности.
В одном только Шеньжене (население 12–13 млн. человек) курсирует почти 3000 гибридных и электрических автобусов, а кроме того, 500 электрических такси. И это не считая частных электромобилей и гибридных легковушек. Для обеспечения эксплуатации электромобилей в различных районах города построены 62 зарядные станции. Они принадлежат разным компаниям, и эта сеть непрерывно расширяется. Согласно планам городской мэрии к 2015 году в коммунальных автопарках Шеньженя останется не более 40–50% автобусов с двигателями внутреннего сгорания. Подобным образом устроена автомобильная жизнь еще четырех мегаполисов, а в скором будущем таких городов станет двенадцать.
Электромобиль: гибридный вариант
Превратившись из обычного седана в гибрид, F3 не утратил практичности – батареи разместили под полом в базе, а электрооборудование заняло немного места в багажном отсеке. |
Макс. скорость | 150 км/ч |
Время зарядки | 7 ч |
Запас хода на АКБ | 100 км |
Запас хода для гибрида | 500 км |
Чистая электрика
Электромобиль BYD Е6 выделяется значительным пробегом от одной зарядки – до 300 км, и коротким временем полной зарядки батарей – 40 минут. Паспортные данные подтверждаются реальностью: большинство этих автомобилей как такси эксплуатируются в крупных городах Китая. Сегодня выпускается Е6 уже второго поколения. Это просторный автомобиль с большой колесной базой (2830 мм), высокой посадкой, удобным салоном и полноценным багажником. Предусмотрено два режима движения: динамичный Sport и экономичный Eco. Впрочем, в режиме Sport машина не отличается резвой динамикой (субъективно, разгон до 100 км/ч – 14–16 с). Но максимальную скорость в ходе тест-драйва электромашинка показала приличную – 140 км/ч. Хотя на 30-градусном подъеме старт с места оказался довольно медленным. Рулится BYD Е6 не ахти – при активном вождении кренится и пытается скользить. Однако на «спортивный» стиль езды данный электромобиль и не рассчитан – он создавался в первую очередь как такси, и его «гражданская», семейная версия без счетчика и «таксишной» раскраски лишь недавно поставлена на конвейер. В отличие от многих других современных автомобилей BYD Е6 внутри можно считать действительно тихим. Не прослушиваются ни шумы тягового двигателя, ни работа вентилятора радиатора, ни свист тиристоров блока управления. Только при утапливании акселератора в пол появляется заметный высокий звук. Во время замедления энергия рекуперируется, батарея подзаряжается. При этом накат автомобиля неплох – опять же по сравнению с некоторыми другими электрокарами, резко замедляющимися при отпускании педали газа. «Феррумные» аккумуляторы обеспечивают пробег 300–320 км в городе, в то время как для европейских аналогов типичной считается цифра 150 км. Ресурс батареи определен в 2000 циклов. К источнику питания авто подключается через один из двух разъемов, соответствующих единому для Китая стандарту. Меньшая из «розеток» – для простейших устройств-адапторов, работающих от обычной домашней сети. Время полной зарядки батарей от них – 6 часов. Второе гнездо – для «быстрых» зарядных станций, дающих высокий ток (до 200 ампер) и использующих промышленное трехфазное электропитание 380 Вольт. Они и обеспечивают минимальное время зарядки – до 100% за 40 минут. Именно с этой моделью компания BYD планирует всерьез выступить на рынке Западной Европы в конце 2012 года. На тот же период запланированы первые поставки автомобилей под лизинговые программы в Испанию и Голландию. По словам конструкторов компании, аккумуляторные батареи сохраняют свои параметры при температурах до минус 35 градусов.
Батарейки для автобуса
Автобус BYD К9 внешне не отличить от обычного городского 12-метрового «низкопольника». Но он работает исключительно от электричества, накопленного во время зарядки. «Феррумные» аккумуляторы полностью заряжаются всего за 3 часа, обеспечивая пробег до 300 км в городском режиме. Летом расстояние меньше – 200–250 километров, поскольку часть энергии отбирается кондиционером. Зимой печка не требуется, так как в регионах, где эксплуатируются эти ТС, не бывает холодов. Автобус приводится в движение двумя электромоторами мощностью по 90 кВт, по одному на каждое заднее колесо. Они позволяют развивать максимальную скорость 90 км/ч. Подзарядка происходит прямо в местном АТП от устройств, дающих высокий ток (до 200 ампер) при напряжении 540 вольт. В Гонконге и Шеньжене электроавтобусы BYD работают на маршрутах разной протяженности. Мы покатались на одном в качестве пассажиров – вместе с жителями Шеньженя. Маршрут № 28 очень длинный, не менее трех часов в один конец, и зарядной станции на другой конечной остановке нет. Над задними колесными арками дорестайлинговой версии размещены шкафы с электрооборудованием. У новой версии аккумуляторы и силовое электрооборудование спрятаны под полом и на крыше. Звук в салоне не очень отличается от звукового сопровождения дизельной машины – слышны шумы редукторов, электромоторов и системы их охлаждения. Согласно информации транспортной компании, которая эксплуатирует несколько сот таких электроавтобусов с 2009 года, после 2000 циклов «заряд-разряд» батарея сохраняет 85% своего ресурса. По расчетам украинских экспертов, в Киеве данные автобусы могли бы окупиться в течение 3 лет – при сроке службы до 10 лет.
В принципе, специалисты BYD могут превратить в электрический любой современный автобус. |
Макс. скорость | 90 км/ч |
Время зарядки | 3 ч |
Запас хода на АКБ | 250 км |
Совместный проект
Экономический эффект
Литр 93-го бензина в Китае стоит 7,5 юаня ($1,2). Киловатт электроэнергии – 0,025 юаня ночью (23.00–08.00) и 0,7 юаня днем (для расчетов, как правило, берется средняя цифра – 0,5 юаня). Таким образом, цена пробега 100 км на BYD Е6 – 12–13 юаней. А 100 км на городском 12-метровом автобусе BYD K9 обходятся владельцу в 60–70 юаней. Для сравнения: зарплата неквалифицированного рабочего в стране составляет 1500–1800 юаней в месяц, а «бюджетника» – учителя, врача, милиционера и др. – от 6000 юаней. Покупка электромобилей как коммерческого, так и семейного назначения в Китае дотируется: из 318 тысяч юаней, которые стоит в автосалоне хэтчбек BYD Е6, 120 тысяч за покупателя платит государство.
«Экономика» электромобилей BYD в Китае | ||||
| BYD F3 (бензин) | BYD F3 DM (гибрид) | BYD Е6 | BYD K9 |
Цена в автосалоне, $ | 7 900 | 25 000 | 51 300 | 483 800 |
Дотация государства, $ | – | 3 300 | 20 000 | 161 300 |
Стоим. 100 км пробега, $ | 9,36 | 2 | 2 | 10 |