X

ТОП-20 автомобильных гаджетов за последние 20 лет

За два десятка лет автомобиль не поменялся принципиально, но на наших глазах произошла революция в мире автомобильных аксессуаров – каждый год рядовому водителю становились доступными все новые и новые электронные гаджеты. Некоторые уже изжили себя, некоторыми мы пользуемся до сих пор.

В честь 20-летия “Автоцентра” мы сделали подборку из двадцати автомобильных гаджетов, которые стали, пожалуй, самыми значимыми.

1. Магнитола с CD-приводом

Головные устройства, воспроизводящие CD-диски, поначалу стоили недешево и часто отказывались воспроизводить музыку, записанную на компьютерных CD-ROM.  Приходилось покупать дорогущие фирменные диски. За пару лет CD-головы устроили на рынке настоящую экспансию: в автоцентровском спецвыпуске «Звук и тюнинг» представлены массовые обзоры головных устройств с CD за год! Но компакт-кассеты не сдавали позиций – еще в 2009-м году можно было встретить в автосалоне машину со штатной кассетной магнитолой.

2. Компонентная акустика

Компонентная акустика – комплект из двух или трех пар динамиков, в котором каждая пара (левый и правый канал) отвечает за воспроизведение определенного диапазона частот: высоких, средних, низких, средних и низких одновременно… Любой уважающий себя меломан инсталлировал в машину как минимум 2-компонентную акустику. Идея совершенно правильная, сегодня она реализовывается во всех штатных аудиосистемах – что, собственно, и погубило  массовые продажи комплектов акустики через торговую сеть.

3. Шумоизоляционные материалы

Шумо- и вибропоглощающие средства дали владельцам возможность исправить недоработки автопроизводителей. Мастики и маты помогли автомеломанам организовать в салоне качественную аудиосистему, а бюджетные модели с громыхающей отделкой  превращать в приемлемый транспорт.  «Шумка» актуальна и сегодня: многие модели авто так и сходят с конвейера с минимальной акустической защитой.

4. MP3-головное устройство

Возможность записать на диск сотни песен перевернула мир автозвука. В «Автобазаре» наряду с опциями типа «кондишина» и ГУРа писали: «Музыка MP3», что поднимало ликвидность старых «копеек» на порядок. Аппараты уважаемых марок не справлялись с MP3, записанными «на компе», зато дешевые «головы» (тогда еще не обязательно китайские) были «всеядными». Потеря в качестве звучания сжатых форматов не занимала потребителя – это, увы, актуально по сей день.

5. Охранная система с двусторонней связью

Возможность получать сигнал тревоги на брелок сразу стали использовать жители городов, в квартиры и офисы которых не всегда доносился звук сработавшей сирены. Одновременно была усовершенствована кодировка сигналов, препятствующая перехвату радиообмена брелок-автомобиль-брелок. Тема получила развитие, сегодня продвинутые «сигналки» умеют отправлять доклады о статусе охраняемого автомобиля как на брелок, так и на мобильный телефон владельца – прямо с картой местоположения авто.

 

6. Корпусной сабвуфер

Низкочастотный динамик в портативном корпусе стал отличным решением для меломанов среднего уровня  фанатичности. Получить качественный звук с сочным басом стало возможным без нарушения целостности интерьера. Производители начали предлагать корпусные «сабы», помещающиеся в угол багажника, в крыло, под сиденья. Сегодня популярность такого аудиокомпонента упала, но по большей мере не по вине самого «саба». Во многих машинах сегодня сабвуферы ставят с завода.

7. Гарнитура Hands free

Автомобильная Bluetooth-гарнитура удобна тем,  что фиксировалась – легко и надежно – к деталям интерьера, а не к уху абонента. Это эффективное решение проблемы занятых рук, но со временем его в основном заменили головные устройства с Bluetooth, в первую очередь штатные.

 

 

 

8. Мультимедийная станция

Многофункциональное головное устройство с 6 – 7-дюймовым экраном и возможностью воспроизведения самых разных аудио- и видеоформатов тогда было уделом самых состоятельных автомобилистов. Практически сразу появились топовые модели станций с GPS-модулями. Одновременно эти дорогие устройства (ценой в тысячу долларов и выше) стали прообразом штатных автомобильных развлекательных систем, которые сегодня можно встретить в заводской комплектации автомобилей даже бюджетного класса.

9. TPMS – Комплекты дистанционного контроля давления в шинах

TPMS могли бы получить широкое распространение, но подвело не самое рациональное конструктивное исполнение. Основной блок устройств с экраном получался довольно громоздким, и место на торпедо ему не всегда находилось. «Автоцентр» тестировал такой гаджет и положительно оценил его. В настоящее время штатные TPMS имеются в доброй половине автомобилей небюджетного класса.

10. GPS-навигатор

Одно из самых полезных устройств, ставших доступными автомобилистам в начале XXI века – даже с учетом того, что к настоящему времени портативные автонавигаторы переродились в часть штатной информационно-развлекательной системы авто. Сегодня GPS и прочие спутниковые системы позиционирования не только прокладывают курс, но и помогают спасателям в ДТП, участвуют в работе автомобилей-беспилотников. Сами портативные GPS-навигаторы, которые мы конце «нулевых» тестировали едва ли не десятками, постепенно уходят со сцены.

11. LED-лампочки

Светодиодные технологии впервые стали доступными на уровне маломощных ламп для сигнальных световых приборов – низкопробные детальки с мутным голубым свечением до сих пор пользуются некоторым спросом. Низкокачественные поделки работали ненормально и недолго, зато сегодня в продаже есть фирменные лампочки с пожизненной гарантией – яркие, экономичные, надежные. Венец LED-освещения в сфере after-market на сегодня – серийные лампы головного освещения Philips в популярнейших типоразмерах.

12. Радар-детектор

Прибор с неоднозначной социальной значимостью: с одной стороны, он хоть как-то защищал водителей от произвола ГАИ  на трассах, с другой – потакал разного рода «гонщикам», подвергавшим угрозе жизнь сограждан. Настоящий бум «антирадаров» был порожден в эпоху печально знаменитого «Визиря», ведь устройство порой «отбивало» свою стоимость за одну поездку к морю. Сегодня, в период затянувшегося реформирования дорожной полиции, в Украине не востребован.

13. Парктроник

Одно из устройств – номинантов на титул «Лучший гаджет 20-летия». Сегодня каждый уважающий себя автопроизводитель комплектует задним (а то и передним!) парктроником модели среднего или даже нижнего ценового сегмента. При этом благодаря относительной ценовой доступности и сегодня остается эффективным средством повысить безопасность езды на автомобилях прежних лет выпуска.

14. Видеорегистратор

В условиях нашей страны данный девайс обречен на долгую популярность. Второе дыхание на рынке регистраторы получили после появления надежных и долговечных моделей от авторитетных мировых производителей. Кроме того, некоторые нынешние модели (Philips, Asus, Kenwood) могут следить за уровнем бодрости водителя, предупреждать его об оставлении полосы и опасности «догнать» впередиидущее транспортное средство.

15. Ксенон

Проклятье наших ночных дорог. Безконтрольное и незаконное применение газоразрядных ламп на автомобилях, совершенно для этого неприспособленных, ухудшает условия видимости не только для самых «новаторов», но и для многих и многих законопослушных автомобилистов. В странах с эффективно работающей дорожной полицией доморощенный «ксенон» быстро вышел из моды. В качестве законной альтернативы ему созданы вышеупомянутые светодиодные лампы головного света, но для нашего потребителя они чрезмерно дороги (порядка $150).

16. Цифровой медиаресивер

Под этим красивым названием производители скрыли головное устройство упрощенного типа – без какого-либо механического привода для носителя информации. Кроме радиопередач, эти аппараты воспроизводят музыку только с твердотельных накопителей – различных карт памяти. Цифровые медиаресиверы получаются более дешевыми и компактными, чем «дисковые» аппараты. Сегодня они стали основным типом головных устройств для послепродажного «озвучивания» недорогих автомобилей и все чаще становятся частью штатных аудиосистем.

17. Охранные системы с GPS и GSM

На новый уровень «сигналки» вышли благодаря оснащению их модулями позиционирования на местности и привязке к мобильным телефонам владельцев. Теперь водитель в случае покушения на его машину может узнать место ее пребывания и прочие подробности, даже если сам пребывает за тысячи километров от места событий. «Общаться» с охранной системой можно посредством экрана смартфона, что часто удобнее, нежели с брелока. Увы, широкому распространению таких систем в наше время препятствует их не самая демократичная цена.

 

18. Android Auto и Apple Carplay

Android Auto и Apple Carplay – протоколы, которые могут наладить полноценную связь смартфона с автомобилем. Иными словами, превращают автомобиль в продолжение вашего карманного ассистента. Похоже, данное направление сегодня только набирает обороты, и о всех его завтрашних возможностях мы можем только догадываться.

19. Беспроводные зарядные устройства для мобильных телефонов

Пока еще малораспространенное оборудование в салоне современного автомобиля, и встречается разве что в качестве штатного оснащения топовых версий в премиум-сегменте. Однако, серьезных технических препятствий для выпуска в качестве послепродажного оборудования не предвидится.

20. Смартфон

Общедоступный многофункциональный телефон заменил собой едва ли не все вышеперечисленное – навигаторы, музыкальные плееры, видеорегистраторы, камеры и системы помощи в  движении. Не зря все ведущие автопроизводители начали оснащать мультимедиа своих детищ фирменными программами-приложениями, облегчающими коммуникацию человек-автомобиль. Обо всех благах, которые автовладелец получит от дружбы машины и смартфона, мы будем знать только к следующему юбилею «Автоцентра».

Фото из архива редакции