За два десятка лет автомобиль не поменялся принципиально, но на наших глазах произошла революция в мире автомобильных аксессуаров – каждый год рядовому водителю становились доступными все новые и новые электронные гаджеты. Некоторые уже изжили себя, некоторыми мы пользуемся до сих пор.
1. Магнитола с CD-приводом
Головные устройства, воспроизводящие CD-диски, поначалу стоили недешево и часто отказывались воспроизводить музыку, записанную на компьютерных CD-ROM. Приходилось покупать дорогущие фирменные диски. За пару лет CD-головы устроили на рынке настоящую экспансию: в автоцентровском спецвыпуске «Звук и тюнинг» представлены массовые обзоры головных устройств с CD за год! Но компакт-кассеты не сдавали позиций – еще в 2009-м году можно было встретить в автосалоне машину со штатной кассетной магнитолой.
2. Компонентная акустика
Компонентная акустика – комплект из двух или трех пар динамиков, в котором каждая пара (левый и правый канал) отвечает за воспроизведение определенного диапазона частот: высоких, средних, низких, средних и низких одновременно… Любой уважающий себя меломан инсталлировал в машину как минимум 2-компонентную акустику. Идея совершенно правильная, сегодня она реализовывается во всех штатных аудиосистемах – что, собственно, и погубило массовые продажи комплектов акустики через торговую сеть.
3. Шумоизоляционные материалы
Шумо- и вибропоглощающие средства дали владельцам возможность исправить недоработки автопроизводителей. Мастики и маты помогли автомеломанам организовать в салоне качественную аудиосистему, а бюджетные модели с громыхающей отделкой превращать в приемлемый транспорт. «Шумка» актуальна и сегодня: многие модели авто так и сходят с конвейера с минимальной акустической защитой.
4. MP3-головное устройство
Возможность записать на диск сотни песен перевернула мир автозвука. В «Автобазаре» наряду с опциями типа «кондишина» и ГУРа писали: «Музыка MP3», что поднимало ликвидность старых «копеек» на порядок. Аппараты уважаемых марок не справлялись с MP3, записанными «на компе», зато дешевые «головы» (тогда еще не обязательно китайские) были «всеядными». Потеря в качестве звучания сжатых форматов не занимала потребителя – это, увы, актуально по сей день.
5. Охранная система с двусторонней связью
6. Корпусной сабвуфер
Низкочастотный динамик в портативном корпусе стал отличным решением для меломанов среднего уровня фанатичности. Получить качественный звук с сочным басом стало возможным без нарушения целостности интерьера. Производители начали предлагать корпусные «сабы», помещающиеся в угол багажника, в крыло, под сиденья. Сегодня популярность такого аудиокомпонента упала, но по большей мере не по вине самого «саба». Во многих машинах сегодня сабвуферы ставят с завода.
7. Гарнитура Hands free
8. Мультимедийная станция
Многофункциональное головное устройство с 6 – 7-дюймовым экраном и возможностью воспроизведения самых разных аудио- и видеоформатов тогда было уделом самых состоятельных автомобилистов. Практически сразу появились топовые модели станций с GPS-модулями. Одновременно эти дорогие устройства (ценой в тысячу долларов и выше) стали прообразом штатных автомобильных развлекательных систем, которые сегодня можно встретить в заводской комплектации автомобилей даже бюджетного класса.
9. TPMS – Комплекты дистанционного контроля давления в шинах
10. GPS-навигатор
11. LED-лампочки
12. Радар-детектор
Прибор с неоднозначной социальной значимостью: с одной стороны, он хоть как-то защищал водителей от произвола ГАИ на трассах, с другой – потакал разного рода «гонщикам», подвергавшим угрозе жизнь сограждан. Настоящий бум «антирадаров» был порожден в эпоху печально знаменитого «Визиря», ведь устройство порой «отбивало» свою стоимость за одну поездку к морю. Сегодня, в период затянувшегося реформирования дорожной полиции, в Украине не востребован.
13. Парктроник
Одно из устройств – номинантов на титул «Лучший гаджет 20-летия». Сегодня каждый уважающий себя автопроизводитель комплектует задним (а то и передним!) парктроником модели среднего или даже нижнего ценового сегмента. При этом благодаря относительной ценовой доступности и сегодня остается эффективным средством повысить безопасность езды на автомобилях прежних лет выпуска.
14. Видеорегистратор
В условиях нашей страны данный девайс обречен на долгую популярность. Второе дыхание на рынке регистраторы получили после появления надежных и долговечных моделей от авторитетных мировых производителей. Кроме того, некоторые нынешние модели (Philips, Asus, Kenwood) могут следить за уровнем бодрости водителя, предупреждать его об оставлении полосы и опасности «догнать» впередиидущее транспортное средство.
15. Ксенон
16. Цифровой медиаресивер
Под этим красивым названием производители скрыли головное устройство упрощенного типа – без какого-либо механического привода для носителя информации. Кроме радиопередач, эти аппараты воспроизводят музыку только с твердотельных накопителей – различных карт памяти. Цифровые медиаресиверы получаются более дешевыми и компактными, чем «дисковые» аппараты. Сегодня они стали основным типом головных устройств для послепродажного «озвучивания» недорогих автомобилей и все чаще становятся частью штатных аудиосистем.
17. Охранные системы с GPS и GSM
18. Android Auto и Apple Carplay
Android Auto и Apple Carplay – протоколы, которые могут наладить полноценную связь смартфона с автомобилем. Иными словами, превращают автомобиль в продолжение вашего карманного ассистента. Похоже, данное направление сегодня только набирает обороты, и о всех его завтрашних возможностях мы можем только догадываться.
19. Беспроводные зарядные устройства для мобильных телефонов
Пока еще малораспространенное оборудование в салоне современного автомобиля, и встречается разве что в качестве штатного оснащения топовых версий в премиум-сегменте. Однако, серьезных технических препятствий для выпуска в качестве послепродажного оборудования не предвидится.
20. Смартфон
Общедоступный многофункциональный телефон заменил собой едва ли не все вышеперечисленное – навигаторы, музыкальные плееры, видеорегистраторы, камеры и системы помощи в движении. Не зря все ведущие автопроизводители начали оснащать мультимедиа своих детищ фирменными программами-приложениями, облегчающими коммуникацию человек-автомобиль. Обо всех благах, которые автовладелец получит от дружбы машины и смартфона, мы будем знать только к следующему юбилею «Автоцентра».
Фото из архива редакции