Технология из 70-х совершила прорыв в производстве двигателей
Немецкая компания Mahle занимается разработкой и производством двигателей уже более 100 лет. Совсем недавно они начали работу над новой системой впрыска, которая, изначально, предназначалась для двигателей болидов Формулы-1. Однако позже выяснилось, что придуманный инженерами принцип можно свободно использовать и в обычных автомобилях и компания сразу начала предлагать технологию ведущим автопроизводителям.
Новую систему они прозвали Mahle Jet Ignition (MJI) и она уже активно используется на болидах. Производитель утверждает, что она с легкостью может занять свое место в автомобилях с бензиновыми моторами, а также легко применяется и к гибридным двигателям.
Принцип работы MJI заключается в следующем. В традиционном бензиновом двигателе топливо поступает в камеру сгорания из специальных впускных отверстий вместе с воздухом или же напрямую в цилиндр. MJI же, в свою очередь, бывает двух типов и, если в первом, он кардинально отличается от привычной нам системы, то во втором – он лишь немного ее дополняет, тем самым давая двигателю ряд определенных преимуществ.
Первый тип называют “активным” и работает он следующим образом. 95% топлива поступает в камеру сгорания обычным способом, вместе с воздухом. Однако оставшиеся 5% впрыскиваются дополнительной форсункой, которая расположена в небольшом углублении, которое в компании именуют предварительной камерой сгорания. В ней, рядом с дополнительной форсункой, расположена и сама свеча зажигания. Механика этого принципа заключается в том, что при подаче искры, в предварительной камере происходит детонация тех самых 5% топлива, которые уже и поджигают всю остальную смесь в “котле”. Все дело в том, что мощность этого взрыва в разы превосходит силу обычной искры от свечи, а соответственно готовая смесь в цилиндре выгорит значительно быстрее и эффективнее. В дополнение ко всему, эта маленькая камера не имеет прямого прохода к камере сгорания, а накрыта своеобразным куполом с многочисленными отверстиями. Они служат направляющими элементами для взорвавшегося в предварительной камере топлива, которые равномерно распределяют ударную волну по всему цилиндру, дополняя и без того шикарный эффект.
Производитель заявляет, что данный способ позволит значительно увеличить степень сжатия, а его потенциал с таким впрыском значительно возрастет, сохранив при этом количество вредных выбросов в тех же пределах.
Говоря же о «пассивном» типе, который, собственно, и используется в Формуле-1, здесь все намного проще, нежели в предыдущем. В нем также присутствует предварительная камера сгорания, но в ней уже нет той самой дополнительной форсунки. Как раз эта идея и пришла к нам из 1970-х годов, когда компания Honda применила данную систему в Civic первого поколения, назвав ее Compound Vortex Controlled Combustion. Хоть она и имела общий принцип работы с сегодняшней системой Mahle MJI, она была значительно сложнее и не сыскала спроса в то время.
Работает же она так: когда топливно-воздушная смесь поступает через впускные отверстия в камеру сгорания и сжимается, небольшое количество основного объема проталкивается через специальные каналы в предварительную камеру. Там он зажигается свечой, и струи горящего топлива и воздуха под высоким давлением возвращаются через направляющие отверстия в основной цилиндр, воспламеняя его, как и в предыдущем случае.
Обе версии MJI могут быть установлены практически на любой бензиновый двигатель. Mahle ведет переговоры с рядом производителей автомобилей, так что вполне возможно, что в скором времени эту технологию запустят в серийное производство.