Свечи зажигания: потерянная искра
После того, как автовладельцы прощаются с гарантией, в эксплуатации автомобиля начинается новый этап, на котором многие регламентные операции просто не выполняются из-за незнания или в надежде дольше поездить и сэкономить. Однако такая экономия может оказаться совсем не экономной, более того – убыточной. Свечи зажигания – это как раз тот узел-деталь в автомобильном двигателе, о котором часто забывают. А взамен получают целый список неприятностей:
– падение мощности;
– повышенный расход топлива;
– проблемы с запуском холодного двигателя;
– снижение ресурса катализатора;
– выход из строя катушек зажигания;
– ускоренный износ мотора;
– снижение ресурса гасителя крутильных колебаний (в маховике или ведомом диске сцепления);
– пробой высоковольтных проводов.
Вероятность возникновения вышеупомянутых поломок разная, и что именно случится, зависит от особенностей конструкций системы питания, зажигания. При этом выход из строя свечей зажигания сопровождается разными симптомами и приводит к определенным последствиям. Основные признаки неисправности свечей зажигания:
– затрудненный запуск двигателя «на холодную»;
– неустойчивая работа мотора после запуска «на холодную» (народный термин – «двигатель троит»);
– потеря мощности на высоких оборотах;
– повышенный расход топлива.
Что же может произойти с автомобильными системами, когда свеча не работает? Рассмотрим несколько наиболее распространенных ситуаций.
Повышенный расход топлива. Отсутствие воспламенения в цилиндрах ведет к потере мощности, которую приходится компенсировать подачей в другие цилиндры больших порций топлива. Это в конечном результате приводит к перерасходу горючего.
Ускоренный выход из строя катализатора. Если в цилиндрах не происходит воспламенение смеси, значит, несгоревшее топливо попадает в катализатор. Здесь оно «догорает» (окисляется), что способствует его перегреву. А это приводит к выгоранию активного слоя сот катализатора и к их оплавлению. Пострадать в данном случае может и лямбда-зонд (кислородный датчик).
Проблемы с запуском холодного двигателя. Холодные свечи в цилиндрах в момент запуска двигателя являются местом, где происходит конденсация влаги – проводник электричества. А при увеличенном межэлектродном зазоре с необходимостью повышенного напряжения пробоя эта электроэнергия уходит по пути меньшего сопротивления – по увлажненным электродам и керамическому конусу. Свою лепту вносит и то, что в морозы емкость аккумулятора снижается, поэтому на искрообразование остается значительно меньше энергии.
Выход из строя катушек зажигания. Повышенное напряжение пробоя увеличенного межэлектродного зазора может привести к пробою изоляции между слоями катушки зажигания. После этого катушка перестает работать.
Снижение ресурса гасителя крутильных колебаний (в маховике или в ведомом диске сцепления). Неработающие один или два цилиндра приводят к тому, что вращение коленвала происходит очень неравномерно. В любой трансмиссии есть механизм, который гасит возникающие при этом крутильные колебания. В основном это гасители крутильных колебаний (пружины) в ведомых дисках сцепления. В ряде современных машин их сменили двухмассовые маховики с гасителем крутильных колебаний.
Ускоренный износ двигателя. Впрыск топлива в неработающий цилиндр способствует смыванию масляной пленки со стенок цилиндров и попаданию топлива в картер двигателя. В результате этого не только ухудшаются эксплуатационные свойства масла, но также изнашивается цилиндр.
Пробой высоковольтных проводов. Это происходит из-за того, что образующаяся в катушке зажигания энергия ищет путь на «массу». И если она не может реализовать себя в межэлектродном пространстве, то будет искать другой «тонкий» участок, который может оказаться в изоляции высоковольтных проводов. В такой ситуации даже после замены свечей при наличии влаги высоковольтные провода станут виновником «ухода» искры на «массу», а это отсутствие искрообразования.
Особого внимания требуют свечи в двигателях с газобаллонным оборудованием, так как служат они здесь почти в два раза меньше, причем это не зависит от их конструкции и стоимости. Температура в камере сгорания при работе на «газе» в некоторых режимах может быть большей, нежели на нее рассчитаны «бензиновые» свечи. Ввиду этого усиливается электрохимическая эрозия, которая увеличивает межэлектродный зазор.
Газо-воздушная смесь обладает большим электрическим сопротивлением (а значит, и напряжением пробоя), поэтому вероятность отсутствия искры при увеличении межэлектродного зазора (из-за электрохимической эрозии) значительно выше. Соответственно, при высоких оборотах, когда давление в цилиндрах большое, из-за повышенного двумя факторами (давление и зазор) пробойного напряжения процесс искрообразования может отсутствовать. Двигатели с ГБО следует оснащать либо специальными свечами зажигания для воспламенения газо-воздушной смеси (имеют уменьшенный межэлектродный зазор, иные тепловые характеристики и центральный элетрод из более жаростойкого сплава), либо дорогими платиновыми и иридиевыми с более тонкими электродами, обеспечивающими более низкое пробойное напряжение межэлектродного зазора. Последний тип рекомендуется устанавливать в моторы, где замена свечей – трудоемкий, а соответственно, и дорогостоящий процесс.
Если свечи зажигания имеют малый ресурс из-за износа деталей цилиндро-поршневой группы (симптомы – толстый слой черного нагара на старых свечах, повышенный расход масла на угар, сизый дым из трубы выпускной системы), устанавливать дорогие свечи с платиновыми или иридиевыми вставками нецелесообразно, так как они все равно очень быстро выйдут из строя. Если простых одноэлектродных свечей для изношенных двигателей (в том числе и с ГБО) найти не удалось, можно установить простые многоэлектродные – с двумя, тремя, четырьмя боковыми электродами.