X

Слепое доверие

Эксперты «Автоцентра» тестируют и сравнивают навигационные системы.

Эксперты «Автоцентра» тестируют и сравнивают навигационные системы.

Нет проблемы сложнее, чем выбор из нескольких неизвестных. Навигационные системы – как раз тот случай. В продаже их уже немало, а многие автомобилисты все еще имеют об этих приборах самое смутное представление. Эксперты «Автоцентра» взвалили на себя нелегкое бремя прояснить вопрос.

Чтобы получше разобраться с возможностями современных GPS-навигаторов и особенностями их использования в Украине, мы решили провести одновременное тестирование сразу нескольких систем. Для проверки в «боевых» условиях выбрали три автомобильных навигатора: EasyGo 300, Garmin Nuvi 200, LG LN550. Эти марки официально представлены на отечественном рынке, поэтому заложенные в них программы включают в себя подробные карты автотрасс нашей родины и нескольких cамых крупных ее городов. Все выбранные для испытаний модели – среднего уровня как по цене ($400–550), так и по функциональным возможностям. Тестировали мы их на протяжении десяти дней в Киеве и его окрестностях. А также на пути в Крым и обратно, с проездом через Переяслав-Хмельницкий, Светловодск, Желтые Воды, Кривой Рог, Новую Каховку, Симферополь и Алушту.

Город

При движении в городе самым наглядным представляется режим псевдо-ЗD.

В настоящее время дистрибьюторы автонавигаторов соревнуются – кто предложит украинскому потребителю больше карт городов. На момент теста Garmin предлагал 7 городов, LG – 8, EasyGo – 7, причем представители последней марки честно заявили, что три карты пока считают недоработанными. Но не менее количества важно качество – знание организации движения по каждой улице, схем проезда перекрестков и транспортных развязок.

Все испытанные нами системы хорошо знают столицу, но по-разному это знание используют. Так, LG откровенно тяготеет к широким проспектам, а Garmin и EasyGo каждый раз прокладывают маршрут на свое усмотрение – и по магистралям, и по второстепенным проездам.

Заданная точка прибытия одна – маршруты разные (схема 1). В другой поездке маршрут, созданный тремя навигаторами, почти не отличался, поэтому мы «попросили» Garmin избегать магистральных путей, и он повел нас по второстепенным улицам (схема 2).

Чему отдать предпочтение – вопрос непростой. Ведь важна не только ширина улиц, но и их загруженность транспортом, однако учитывать наличие пробок в Украине системы навигации пока не могут. Причина проста и банальна: в нашей стране отсутствует система оперативного мониторинга транспортных потоков.

Пожалуй, человеку, не знающему Киев, проще ехать с с навигатором, ведущим по прямым улицам с минимальным количеством поворотов и перестроений по полосам движения. Впрочем, любая из систем допускает принудительную коррекцию маршрута путем внесения в него обязательных точек, и при минимальном знании города это поможет составить наиболее приемлемый маршрут поездки.

EasyGo просто поразил своими возможностями ориентироваться в столице: система показывает не только дома вдоль улиц, но и расположенные в глубине кварталов, более того – рисует дворовые проезды к ним! В Киеве ни одна из систем не «прокололась» на знании ПДД – предложений поехать «под знак», «против течения» и т. п. со стороны наших электронных помощников не поступало.

 Мнение  

Владимир Долбенко
Руководитель департамента автонавигаций компании «Марк», разработчика EasyGo.

Точность карт остается камнем преткновения для всех навигаторов независимо от марки, производителя и страны, где система эксплуатируется. EasyGo сама является производителем карт, поэтому поправки вносятся буквально ежедневно: у нас работают программисты, постоянно прописывающие изменения. Информация к ним поступает от экипажей трех автомобилей, которые специально ездят по Украине и мониторят дороги. Принимаются во внимание и замечания клиентов, уже пользующихся нашими устройствами.

 
Модель
Операционная система
Обновление карт
Время работы от батареи, ч
Карта памяти
Цена, грн.
EasyGo 300
Windows CE 5.0
Ежемесячно, через сайт, бесплатно
До 8
MMC/SD 4 Gb
2659
Garmin Nuvi 200
Garmin
Ежеквартально, через сайт, бесплатно
До 5
MMC/SD 2 Gb
2450
LG LN 550
Windows CE 5.0
Ежеквартально, через сервисный центр (72 по Украине), бесплатно
До 3,5
SD 1 Gb
1999

Трасса

На дисплее Garmin наиболее наглядно отображаются сложные загородные развязки.

Ехать по загородной трассе с электронным штурманом – одно удовольствие. На изгибах шоссе EasyGo и LG заранее советуют держаться правее (левее) или принять вправо (влево). Первая, кроме того, на пересечениях с каждой второстепенной дорогой еще и подсказывает: «Прямо!» Garmin на их фоне оказался молчуном, зато он наиболее живописно рисует автомобиль и шоссе с широкой стрелкой в месте предстоящего поворота.

У EasyGo самая высокая детализация карт, и не только в городах, но и за их пределами.
Навигаторы комплектуются картами нескольких городов и основных автотрасс Украины.

Но сюрпризы на маршруте Киев – Кривой Рог – Алушта, конечно же, были. За Кременчугом Garmin хотел поворачивать на проселок к некоему совершенно неперспективному для нас селу Лекаревка, LG пытался накинуть десятикилометровый крюк за Новой Каховкой, а EasyGo отличился экзотическими пристрастиями: под Апостолово направил нас к воротам местной ТЭЦ, на Херсонщине его потянуло к общению с исполинским арбузом-памятником, а в Крыму мы чуть было не поехали вместо Симферополя в Долину Привидений… Но нашему экипажу требовался минимум здравого смысла, чтобы проигнорировать сомнительные команды и продолжить движение по шоссе. Навигаторы воспринимали это как должное, и после фразы «Пересчет маршрута» как ни в чем не бывало продолжали путь на юг.

 Мнение  

Игорь Никончук
Директор департамента автомобильных навигационных систем компании «Навионика», представителя Garmin в Украине.

Оперативность совершенствования карт определяется потребностями рынка. Пока в Украине они довольно скромные, но две недели назад мы добавили к семи существующим картам городов еще пять, а к следующему году их будет уже 28, все – с возможностью адресного поиска и прокладки маршрутов. Кроме отечественных картографов, на Украину уже обращают внимание известные зарубежные картографические компании. Думаю, конкуренция приведет к тому, что к футбольному Чемпионату Европы 2012 года наш потребитель сможет выбирать качественные карты разных производителей – как отечественных, так и зарубежных.

 Что они умеют
Показать местоположение автомобиля в данный момент (за исключением случаев остановки в тоннелях, гаражах и местах, «затененных» от спутников высокими зданиями).
Прокладывать маршрут к указанному адресу или объекту (АЗС, ресторану, аптеке и т. п.) в том или ином городе (перечень объектов и городов постоянно расширяется) независимо от места пребывания в данный момент.
Рассчитывать маршрут по нескольким критериям: самый короткий, самый быстрый, с исключением проселков, магистралей и т. п.
Вести автомобиль, давая подсказки голосом и cтрелками на экране, в случае отклонения от маршрута пересчитывая его и предлагая скорректированные указания.
Работать в качестве трип-компьютера, отображая текущую и среднюю скорость движения, время в пути, час прибытия и т. п.
Служить подобием раллийного штурмана, ночью и в тумане показывая поворот и его крутизну еще до того, как он будет освещен фарами.

 Что они не умеют
Ни один прибор не давал команду на разворот на ближайшем перекрестке, если мы «проскочили» нужный нам поворот или населенный пункт. Все рекомендовали на ближайшем перекрестке повернуть направо и, сделав крюк вокруг квартала или нескольких сел, вернуться в точку, где мы отклонились от маршрута. Лишь LG, ведя нас по проспекту в Киеве, однажды посоветовал «развернуться при первой возможности».
Современные навигации не различают уровни многоярусных развязок – позиционировать высоту объекта с точностью в несколько метров автомобильная GPS пока не может. Поэтому на верхнем «этаже» можно получить команду повернуть налево, как если бы мы двигались под мостом.
Стопроцентно полагаться на голосовые подсказки на одноуровневых развязках нельзя: точность позиционирования GPS не превышает 4-5 метров, что соизмеримо с шириной проезжей части и расстоянием между съездами с кольца. Поэтому перед незнакомой развязкой нужно обязательно остановиться и, внимательно изучив ее изображение на экране, определить нужный съезд визуально.

 Удобно­неудобно

Все три навигатора крепятся к лобовому стеклу при помощи кронштейна и присоски, все три управляются с сенсорного экрана, на котором «нарисованы» нужные кнопки. Однако из­за малых размеров не на каждую из них легко попасть пальцем в движении. По­разному построено и меню аппаратов.

 
EasyGo
Garmin
LG
Емкий аккумулятор для автономной работыНадежное, легкосъемное крепление с широким диапазоном регулировок Компактный корпус Возможность установить высо­кий уровень громкости голосаПриятный естественный голос сопровождения Добротный нецарапающийся пластик корпуса
Необходимость применения палочки­стилоса Вибрирующий кронштейн с огра­ниченными регулировкамиРегулировка громкости только через менюКороткий шнур питания от гнезда прикуривателя

Транзит

Для современных навигаторов это одна из самых трудных «номинаций»: ни один из них на маршруте Киев–Кривой Рог–Алушта не провел нас через все транзитные населенные пункты «чисто». Характерные ошибки: команда свернуть «в никуда» с высокой насыпи (Garmin и LG в Симферополе), попытка заехать в чей-то огород (LG в с. Нововоронцовка), желание загнать нас на кладбище (EasyGo в пгт Павлыш). Не «дружат» навигаторы с кольцевыми дорогами вокруг населенных пунктов – или вовсе не знают их (LG в г. Светловодск), или знают, но игнорируют (Garmin в г. Желтые Воды, EasyGo в с. Чаплинка), предлагая сначала проехать через центр, и лишь после нашего «самовольного» выезда на кольцевую пересчитывая маршрут. Кстати, быстрее всех работает процессор LG, а последним докладывал о пересчете маршрута Garmin (оказывается, это сделано умышленно: таким образом водителю дается «право» заехать в кафе, в магазин, на АЗС и т. п. без пересчета маршрута).

Похоже, в основе программного обеспечения систем лежат одни и те же карты как минимум десятилетней давности. Несколько раз нам предлагалось проехать по улицам и дорогам, заброшенным, перегороженным или застроенным еще в минувшем столетии (Garmin и LG в с. Марьянское, LG – в с. Гвардейское).

В транзитных городах навигаторы пока знают только часть улиц, поэтому время от времени то одна, то другая система «теряла ориентацию».
Как ни странно, многие препятствия в виде самодеятельных заграждений на улицах оказались известны нашим «штурманам».

Такой крепкий орешек, как город Кривой Рог, оказался не по зубам всем системам: в три голоса нам предлагалось ехать на каменный парапет, за которым гудела многоколейная железная дорога, а через пяток километров нас так же дружно вывели к трем шлагбаумам, закрывающим въезд на обогатительную фабрику с вооруженными охранниками. Однако мы получили и свидетельства того, что совсем недавно над картой кто-то предметно поработал: например, EasyGo провела нас по столице Кривбасса собственным маршрутом, проложенным не по разрушенной временем и самосвалами кольцевой дороге, а по широким отремонтированным (!) улицам.То, что транзитные населенные пункты представляют едва ли не наибольший интерес для путешественников, известно и производителям карт. И они обещают исправить ситуацию. МнениеИгорь СидоркинМенеджер департамента аудиовидеотехники представительства LG в Украине.

Приоритетное направление развития навигационных систем – конечно же, карты. Их необходимо улучшать каждый месяц, чтобы учитывались малейшие изменения – вплоть до новых дорожных знаков, разметки и т. п. У LG подписан контракт на поставку карт со специализирующейся на них компанией iGo, которая постоянно работает над совершенствованием программного обеспечения. Ну а к 2012 году, когда ожидается «нашествие» болельщиков в Украину, у нас уже будут «украинизированные» карты с территорией Западной Европы. Кроме того, LG работает над расширением модельного ряда своих навигаций. Появятся устройства с большим 5-дюймовым экраном, мультимедийными развлекательными функциями.

Обычно навигаторы не имеют достоверной информации о качестве тех или иных отечественных дорог.
Названия крымских гор навигаторы не показывают, а вот сосны и кипарисы на набережной Алушты Garmin отобразил.
 Мнение  

Игорь Сидоркин
Менеджер департамента аудиовидеотехники представительства LG в Украине.

Приоритетное направление развития навигационных систем – конечно же, карты. Их необходимо улучшать каждый месяц, чтобы учитывались малейшие изменения – вплоть до новых дорожных знаков, разметки и т. п. У LG подписан контракт на поставку карт со специализирующейся на них компанией iGo, которая постоянно работает над совершенствованием программного обеспечения. Ну а к 2012 году, когда ожидается «нашествие» болельщиков в Украину, у нас уже будут «украинизированные» карты с территорией Западной Европы. Кроме того, LG работает над расширением модельного ряда своих навигаций. Появятся устройства с большим 5-дюймовым экраном, мультимедийными развлекательными функциями.

 

EasyGo

Самый большой экран
Высокая детализация внутрикварталь­ных проездов и строений
Наиболее полное отображение приле­гающих к шоссе населенных пунктов
Возможность указания админи­стративной принадлежности территории
Невозможность быстро «перемещать» карту по экрану движением пальца
Сложное «компьютерное» меню


Garmin

Крупная, легко воспринимаемая стрелка указателя поворота
Детальное отображение ландшафта
Автоматическое снижение яркости экрана с наступлением сумерек
Укрупненное отображение направления поворота во всплывающем окне
Отсутствие отображения процесса
зарядки батареи


LG

Крупные цифры расстояния до поворота
Автоматический возврат к исходному масштабированию после укрупнения картинки
Отсутствие изображения прилегающих к дороге строений
Недостаточно детальное отображение прилегающего ландшафта

Резюме

Автомобильный навигатор – вещь полезная и во многих случаях необходимая путешественнику. Но, положа руку на сердце, скажем: слепо доверяться этим приборам пока нельзя. Проблема – в недостаточно совершенных отечественных картах. Однако дистрибьюторы в один голос утверждают, что постоянно работают над созданием новых карт и совершенствуют существующие. Похожая ситуация сохраняется и в Западной Европе, в отдельных странах которой карты все еще остаются недостаточно совершенными.