Ferrari и передвижной лаборатории ее партнера Shell уже стало для журналистов «Автоцентра» хорошей традицией. В этот раз нас пригласили на домашнюю гонку легендарной «Скудерии» в Монце, где управляющая техническим отделом Shell Лиза Лилли рассказала о новом формате сотрудничества с Ferrari.
Ferrari и передвижной лаборатории ее партнера Shell уже стало для журналистов «Автоцентра» хорошей традицией. В этот раз нас пригласили на домашнюю гонку легендарной «Скудерии» в Монце, где управляющая техническим отделом Shell Лиза Лилли рассказала о новом формате сотрудничества с Ferrari.
Ferrari и передвижной лаборатории ее партнера Shell уже стало для журналистов «Автоцентра» хорошей традицией. В этот раз нас пригласили на домашнюю гонку легендарной «Скудерии» в Монце, где управляющая техническим отделом Shell Лиза Лилли рассказала о новом формате сотрудничества с Ferrari.
Италия, вопреки ожиданиям, встретила дружный «десант» акул пера из Украины и России не теплым бабьим летом, а сильнейшим ливнем. Таким, что даже крыша паддок-клуба порой не выдерживала и обильно «поливала» водой гостей Ferrari и Shell. Казалось, что природа старается сделать все, чтобы максимально усложнитьпроведение очередного этапа королевской формулы и работу журналистской братии. Здесь просматривается ассоциация со сложностями и ограничениями, которые Международная федерация автоспорта FIA ввела с прошлого сезона. Главный «сюрприз» для всех команд – правило с требованием использовать один и тот же мотор в двух гонках подряд, включая квалификацию. Все это – очередная головная боль для поставщиков двигателей, смазочных материалов и топлива. О том, как с новыми требованиями FIA справился партнер команды Ferrari – компания Shell, нам рассказала Лиза Лилли, управляющий техническим отделом Shell по работе с Ferrari.
«АЦ»: Повлиял ли новый регламент Формулы-1 на формат вашего сотрудничества с Ferrari?
Л. Л.: Конечно! В связи с новыми правилами FIA силовые агрегаты болидов стали более надежными. Выносливость выходит на первый план. Соответственно, сильно изменились и требования к качеству моторного масла, оно должно эффективно служить более долгое время. Чтобы обеспечить лидирующие результаты Ferrari, специалистам Shell приходится работать с удвоенной отдачей. Кроме того, с 2008 года наша передвижная лаборатория использует новый тестер масел RDE, в основе которого лежит оптический эмиссионный спектрометр (OES), который представляет собой очень сложный инструмент для определения продуктов износа деталей двигателя в масле.
«АЦ»: В чем сложность разработки масла Shell Helix именно для моторов машин Формулы-1?
Л. Л.: В отличие от двигателей дорожных машин, частота вращения коленчатого вала формульного 2,4-литрового V8 Ferrari 056 может достигать 19000 об/мин! Да и температура юбок поршней зачастую превышает отметку в 300 градусов по Цельсию. Соответственно, без специального высокотехнологичного масла здесь не обойтись. В это трудно поверить, но скорость потока масла Shell SL-1098 в двигателе выше, чем скорость самого гоночного автомобиля Ferrari F2008!
Анализ проб масла происходит с ювелирной точностью. | Специалист Shell изучает параметры «формульного» масла на новом тестере RDE с оптическим эмиссионным спектрометром. |
«АЦ»: Создается ли масло для моторов «скудерии» Ferrari с «чистого листа» или же у вас есть общая стандартная основа?
Л. Л.: В британском и немецком офисах компании Shell постоянно работают 50 сотрудников, которые занимаются адаптацией хорошо известных масел Shell под нужды Ferrari. Масла Helix для обычных машин на 95% соответствуют своим формульным «собратьям» (Shell SL-1098). Разница лишь в количестве и типе применяемых присадок. В этом и заключается главное преимущество нашего взаимовыгодного сотрудничества c Ferrari.
«АЦ»: Многие компании, занимающиеся разработкой масел, используют в своей продукции основу, купленную у других фирм, в том числе и у конкурентов. Как у Shell обстоят дела с оригинальностью масел?
Л. Л.: Для нас это вопрос престижа, поэтому все компоненты, включая базовую основу наших масел, 100% производства Shell.
«АЦ»: Чем еще, кроме масел, Shell снабжает гоночную команду Ferrari F1?
Л. Л.: Все жидкости в гоночном болиде Ferrari F2008, кроме тормозной, произведены нами. Кроме того, мы поставляем специальное гоночное топливо Shell V-Power ULG 64.
«АЦ»: Как долго вы планируете сотрудничать с «конюшней» Scuderia Ferrari F1?
Л. Л.: Как можно дольше, ведь при поддержке Shell команда Ferrari завоевала 12 чемпионских титулов в личном зачете и 9 Кубков конструкторов в Формуле-1. Вообще, у нас подписан контракт с Ferrari до конца 2009 года, и мы надеемся на его продление. Ведь от этого выигрывают не только Ferrari и Shell, но и рядовые автомобилисты.