Демографическая статистика неумолима – смертность населения Украины хронически превышает рождаемость, и никакие меры по ее стимулированию не спасают ситуацию.
Понятно, что для социума вымирающей нации то небольшое кол-во детей, которое есть необходимо всячески беречь, в том числе и от гибели и травм в дорожных происшествиях. Во всех странах Европы безопасность детей при транспортировке законодательно обеспечивает обязательное применение детских автомобильных кресел, которые конструктивно делятся на группы. Деление на группы позволяет подобрать модель в соответствии с возрастом и весом ребенка. Кол-во украинцев приходящиеся на каждую из групп кресел несложно подсчитать, просмотрев данные народонаселения Украины в возрасте от 0 до 12 лет выложенные на сайте Гос комитета статистики Украины в разделе – «статево-вікова піраміда» – рис 1 – и обобщенную нами в Табл 1).
Табл 1. Потребность населения Украины в детских автомобильных креслах разных групп (не учтена группа 1-2-3 или универсальная) на начало 2012 г.
Название группы | Вес ребенка | Примерный возраст | Способ установки | Кол-во детей. Тыс. чел и % от всех |
Группа 0 | 0-10 кг | От рождения до 6 месяцев | Боком к ходу движения | 494 (или 7,6%) |
Группа 0+ | 0-13 кг | От рождения до 1 года | Лицом против движения | |
Группа 1 | 9-18 кг | От 9 месяцев до 4 лет | Лицом по ходу движения* | 1935 ( или 29,8%) |
Группа 2 | 15-25 кг | От 3 до 7 лет | Лицом по ходу движения | 2715 (или 44%) |
Группа 3 | 22-36 кг | От 6 до 12 лет | Лицом по ходу движения |
Итак в идеальном «европейском» варианте (личное автомобильное кресло у каждого ребенка – как личная зубная щетка) в стране должно было бы находиться в эксплуатации столько кресел, сколько есть детей (а не автомобилей!), Это означает 490 тыс. кресел групп 0/0+ (до 1 года) – таких как ROMER Baby Safe и 1900 тыс. группы 1, которые могут монтироваться на шасси колясок образуя «системы путешествия для детей» помимо основного назначения – перевозки детей в транспорте. Представители группы 1 это – новинка2012 г. Romer Trifix или «старичок» KIDDI Infinity Pro.
Вместо или вместе со специализированными креслами группы 2-3 (STM Ipai или RECARO Milano ценой 1560 грн.) в странах Европы используют кресла универсальной группы 1-2-3 от 1 года до 12 лет (яркий представитель RECARO Young Sport). На первый взгляд кажется, что этих кресел необходимо намного больше – в соответствии с большим кол-вом детей.
Но это не так… Ошибка в том, что по уровню жизни и соответственно автомобилизации Украина сильно отстает от европейских стран и России. В Украине по состоянию на 1.01.2010 года было зафиксировано 155 легковых автомобилей на 1000 жителей. Количество же машин, принадлежащих родителям, относительно часто перевозящим детей намного меньше. С другой стороны, по официальным данным большинство семей с детьми (80%) относятся к категории малообеспеченных и не имеют автомобилей или перевозят детей общественным транспортом. В целом же только от 3 до 5% детей каждой возрастной группы (из Табл 1) реально нуждаются в персональном кресле. То есть потребность Украины в креслах всех типов составляет оценочно 150-250 тыс. кресел, что соответствует 1-му детскому креслу на 30-50 легковых автомобилей на дороге.
Согласитесь, не такая уж большая цифра! По оценкам специалистов за последние 5-6 лет в страну было ввезено для собственного пользования или на продажу около 75 тыс. кресел, которые закрыли 33-50% существующей потребности. Для полного насыщения рынка при существующих темпах остается столько же!
Рисунок 1. Количество детей одного возраста на начало 2012 г.